Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Музыка » Уроки, конспекты


Конспект занятия «Изучение звукоряда»

СКАЧАТЬ (42.2 Kb) 16.12.2017, 22:00
Жданова Лариса Анатольевна
педагог дополнительного образования, МБУ ДО «ДЮЦ «Развитие» Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области
Тема: Изучение звукоряда от «до» I октавы до «до» II октавы.

Цель: Запомнить расположение на нотном стане нот «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си»  I октавы и «до» II октавы.

Задачи:

обучающие:

- ознакомиться с записью на нотном стане музыкальных звуков;

- выучить расположение нот «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си»  I октавы и «до» II октавы на нотном стане.

развивающие:

- развивать память, внимание;

- развивать мышление, логику, сообразительность, активность.

воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету;

- воспитывать чувство товарищества, ответственности за командный результат.

Тип: занятие формирования новых знаний.

Форма: занятие-лекция с элементами игры.

Участники: дети среднего школьного возраста.

Оборудование и материалы:

- аудиопроигрователь;

- аудиозаписи с фоновой музыкой;

- маркеры, ручки, линейки;

- чистые листы бумаги (А4);

- турнирная таблица (лист бумаги с двумя вертикальными столбцами);

- нотный стан крупного размера с написанным звукорядом от «до» первой октавы до «до» второй октавы и подписанными названиями нот;

- нотный стан с нотами, которые пересекают линейки: «до», «ми», «соль», «си» первой октавы;

- нотный стан с нотами, которые пишутся под и над линейками: «ре», «фа», «ля» первой октавы и «до» второй октавы;

- карточки с изображением каждой ноты из изучаемого звукоряда на нотном стане (по количеству учащихся умноженному на два);

- карточки с пустым нотным станом и написанным рядом с ним названием ноты (словом) с указанием октавы (по количеству учащихся умноженному на два);

- два листа с заданиями-ребусами из нот и букв – на каждом листе семь разных ребусов  (ребус – зашифрованное слово, в котором содержится слог – нота: «до», «ре», «ми», «фа»,  «соль», «ля», «си». Нота пишется в виде нотного знака – незакрашенного кружка на нотном стане с написанными рядом недостающими буквами, произнеся которые вместе с названием ноты образуется заданное слово. Рекомендуемые слова для ребусов: доклад, доска, крем, берег, минор, мумия, факел, файл, посольство, рассольник, пляж, пуля, сила, такси).

Ход занятия

I. Вступительная часть.

Организационный момент.

Знакомство с темой:

- Ребята, на сегодняшнем занятии нам предстоит познакомиться со звуками, расположенными по порядку от "до" I октавы до "до" II октавы включительно и запомнить их расположение на нотном стане.

II. Основная часть.

Педагог: – Ребята, назовите по порядку ноты от "до"  до "до".

(Учащиеся произносят: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до).

1. Наглядный показ нотоносца с записанными нотами (в виде кружков с названиями), объяснение педагогом расположения каждой из нот на линейке и между линейками.

2. Уяснение связи восходящего порядка записи звукоряда с повышением звучания каждой из нот относительно предыдущей.

Пение детьми нот звукоряда вверх и вниз под аккомпанемент педагога.

Учащиеся поют: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Аккордовое сопровождение:

- для пения ноты «до» - аккорд  C

- для пения ноты «ре» - аккорд  G

- для пения ноты «ми» - аккорд  C

- для пения ноты «фа» - аккорд  F

- для пения ноты «соль» - аккорд C

- для пения ноты «ля» - аккорд  F

- для пения ноты «си» - аккорд  G

- для пения заключительной ноты гаммы («до») – аккорд  C.

3. Демонстрация учащимся нотоносца с нотами, которые пересекают линейки ("до", "ми", "соль", "си"  I октавы), повторение учащимися их названий вслух. Запоминание расположения нот на нотном стане.

Демонстрация нотоносца с нотами, которые пишутся под и над линейками ("ре", "фа", "ля" I октавы и "до" II октавы), повторение учащимися  их названий вслух. Запоминание расположения нот на нотном стане.

4. Объяснение педагогом способа запоминания нот при помощи пальцев левой руки, которые выступают в роли линеек нотного стана. Необходимо раскрытую кисть левой руки повернуть ладонью к себе и вытянуть горизонтально прямые пальцы: мизинец – нижняя линейка (на ней нота «ми»), безымянный палец – вторая линейка снизу (на ней нота «соль»), средний палец – третья линейка (на ней нота «си»), указательный палец – четвертая линейка, (на ней нота «ре»), большой палец – пятая линейка (на ней нота «фа»).

5. Эстафеты.

Учащиеся делятся на две команды, придумывают названия командам, выбирают капитанов. Названия команд педагог записывает в заранее подготовленной таблице из двух вертикальных столбцов, в которую далее будут вноситься баллы каждой команде за правильные ответы. Данная таблица вывешивается перед участниками на видном месте.

Эстафета №1 «Отгадай ноту»: по сигналу ведущего (педагога) участники каждой из команд по очереди подходят к отдельному столу, где берут из своей стопки карточку с изображением ноты на нотном стане и рядом подписывают её название. (Карточек должно быть столько, чтобы каждый  участник подошёл выполнять задание минимум два раза). По истечении отведённого времени ведущий останавливает состязание и отдаёт карточки с ответами команд их капитанам, которые представляют ответы всем присутствующим и в ходе совместного обсуждения правильности ответов присуждает (или не присуждает) балл за верный ответ с занесением в таблицу.

По результатам эстафеты педагог анализирует степень усвоения материала и, при необходимости, объясняет снова.

Эстафета №2 «Напиши ноту»: данная эстафета проводится аналогично эстафете №1, но в карточках с заданиями написано название ноты словом с указанием октавы и ниже изображён пустой нотный стан, на котором участникам состязания необходимо нарисовать нотный знак заданной высоты. Итоги эстафеты так же подводятся совместным обсуждением и занесением баллов за правильные ответы в таблицу.

Этап  №3 «Отгадай ребус»: две команды садятся за разные игровые столы. Ведущий (педагог) выдаёт каждой команде лист с ребусами, где из названия ноты (словом) и дописанных букв складывается какое-либо слово, которое требуется отгадать.

Например:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1332/00056a61-8eb826dc/hello_html_m2e3d4849.png

НА  = ОСИНА

Рекомендуемое количество ребусов – по семь для каждой команды. По истечении отведённого времени капитаны представляют всем задания и ответы своей команды. Ведущий заносит в таблицу  по одному баллу за каждый правильный ответ.

Этап игры №4 «Ты – мне,  я  - тебе»: в течение отведённого времени команды придумывают по три ребуса из названий нот и букв, оформляют их надлежащим образом (записывают ноты в виде кружка на нотном стане и дописывают буквы или слоги, чтобы из названия ноты и букв получилось слово), затем команды обмениваются своими заданиями и решают их. При составлении заданий рекомендуется включить фоновую музыку, чтобы команды не слышали обсуждение друг друга. После выполнения заданий капитаны зачитывают ответы. Баллы за правильные ответы вносятся в таблицу.

В завершении последнего этапа ведущим подсчитываются общие баллы за игру, объявляется команда-победитель и награждается общими аплодисментами.

III. Заключительная часть.

 1. Закрепление изученного материала: педагог показывает учащимся  нотный стан с записанными нотами изученного диапазона не по порядку, учащиеся их называют.

2. Запись звукоряда в нотные тетради учащихся.

Итог занятия:

- Сегодня Вы узнали, как пишутся ноты «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си»  I октавы и «до» II октавы на нотном стане. Эти знания очень важны для Вашего дальнейшего обучения, так как из нот складываются мелодии, как из букв – слова. На  ближайших занятиях мы будем изучать простые мелодии из известных детских песен, которые будут состоять из изученных на сегодняшнем занятии нот. 

    (Сказать учащимся положительные результаты занятия и  отрицательные: что недостаточно усвоено, чему необходимо уделить особое внимание).

Домашнее задание:

Повторять расположение нот звукоряда на нотном стане. Придумать 5 ребусов с использованием изученных нот.



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: ЖдановаЛА3317 | Теги: конспект занятия, музыка
Просмотров: 1337 | Загрузок: 39 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Уважаемые коллеги, ребус со словом "осина" в материале некорректно отобразился на сайте, но после скачивания документа в нём всё в порядке.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог