Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Музыка » Уроки, конспекты


Конспект занятия «Изучение звукоряда»

СКАЧАТЬ (42.2 Kb) 16.12.2017, 22:00
Жданова Лариса Анатольевна
педагог дополнительного образования, МБУ ДО «ДЮЦ «Развитие» Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области
Тема: Изучение звукоряда от «до» I октавы до «до» II октавы.

Цель: Запомнить расположение на нотном стане нот «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си»  I октавы и «до» II октавы.

Задачи:

обучающие:

- ознакомиться с записью на нотном стане музыкальных звуков;

- выучить расположение нот «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си»  I октавы и «до» II октавы на нотном стане.

развивающие:

- развивать память, внимание;

- развивать мышление, логику, сообразительность, активность.

воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету;

- воспитывать чувство товарищества, ответственности за командный результат.

Тип: занятие формирования новых знаний.

Форма: занятие-лекция с элементами игры.

Участники: дети среднего школьного возраста.

Оборудование и материалы:

- аудиопроигрователь;

- аудиозаписи с фоновой музыкой;

- маркеры, ручки, линейки;

- чистые листы бумаги (А4);

- турнирная таблица (лист бумаги с двумя вертикальными столбцами);

- нотный стан крупного размера с написанным звукорядом от «до» первой октавы до «до» второй октавы и подписанными названиями нот;

- нотный стан с нотами, которые пересекают линейки: «до», «ми», «соль», «си» первой октавы;

- нотный стан с нотами, которые пишутся под и над линейками: «ре», «фа», «ля» первой октавы и «до» второй октавы;

- карточки с изображением каждой ноты из изучаемого звукоряда на нотном стане (по количеству учащихся умноженному на два);

- карточки с пустым нотным станом и написанным рядом с ним названием ноты (словом) с указанием октавы (по количеству учащихся умноженному на два);

- два листа с заданиями-ребусами из нот и букв – на каждом листе семь разных ребусов  (ребус – зашифрованное слово, в котором содержится слог – нота: «до», «ре», «ми», «фа»,  «соль», «ля», «си». Нота пишется в виде нотного знака – незакрашенного кружка на нотном стане с написанными рядом недостающими буквами, произнеся которые вместе с названием ноты образуется заданное слово. Рекомендуемые слова для ребусов: доклад, доска, крем, берег, минор, мумия, факел, файл, посольство, рассольник, пляж, пуля, сила, такси).

Ход занятия

I. Вступительная часть.

Организационный момент.

Знакомство с темой:

- Ребята, на сегодняшнем занятии нам предстоит познакомиться со звуками, расположенными по порядку от "до" I октавы до "до" II октавы включительно и запомнить их расположение на нотном стане.

II. Основная часть.

Педагог: – Ребята, назовите по порядку ноты от "до"  до "до".

(Учащиеся произносят: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до).

1. Наглядный показ нотоносца с записанными нотами (в виде кружков с названиями), объяснение педагогом расположения каждой из нот на линейке и между линейками.

2. Уяснение связи восходящего порядка записи звукоряда с повышением звучания каждой из нот относительно предыдущей.

Пение детьми нот звукоряда вверх и вниз под аккомпанемент педагога.

Учащиеся поют: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Аккордовое сопровождение:

- для пения ноты «до» - аккорд  C

- для пения ноты «ре» - аккорд  G

- для пения ноты «ми» - аккорд  C

- для пения ноты «фа» - аккорд  F

- для пения ноты «соль» - аккорд C

- для пения ноты «ля» - аккорд  F

- для пения ноты «си» - аккорд  G

- для пения заключительной ноты гаммы («до») – аккорд  C.

3. Демонстрация учащимся нотоносца с нотами, которые пересекают линейки ("до", "ми", "соль", "си"  I октавы), повторение учащимися их названий вслух. Запоминание расположения нот на нотном стане.

Демонстрация нотоносца с нотами, которые пишутся под и над линейками ("ре", "фа", "ля" I октавы и "до" II октавы), повторение учащимися  их названий вслух. Запоминание расположения нот на нотном стане.

4. Объяснение педагогом способа запоминания нот при помощи пальцев левой руки, которые выступают в роли линеек нотного стана. Необходимо раскрытую кисть левой руки повернуть ладонью к себе и вытянуть горизонтально прямые пальцы: мизинец – нижняя линейка (на ней нота «ми»), безымянный палец – вторая линейка снизу (на ней нота «соль»), средний палец – третья линейка (на ней нота «си»), указательный палец – четвертая линейка, (на ней нота «ре»), большой палец – пятая линейка (на ней нота «фа»).

5. Эстафеты.

Учащиеся делятся на две команды, придумывают названия командам, выбирают капитанов. Названия команд педагог записывает в заранее подготовленной таблице из двух вертикальных столбцов, в которую далее будут вноситься баллы каждой команде за правильные ответы. Данная таблица вывешивается перед участниками на видном месте.

Эстафета №1 «Отгадай ноту»: по сигналу ведущего (педагога) участники каждой из команд по очереди подходят к отдельному столу, где берут из своей стопки карточку с изображением ноты на нотном стане и рядом подписывают её название. (Карточек должно быть столько, чтобы каждый  участник подошёл выполнять задание минимум два раза). По истечении отведённого времени ведущий останавливает состязание и отдаёт карточки с ответами команд их капитанам, которые представляют ответы всем присутствующим и в ходе совместного обсуждения правильности ответов присуждает (или не присуждает) балл за верный ответ с занесением в таблицу.

По результатам эстафеты педагог анализирует степень усвоения материала и, при необходимости, объясняет снова.

Эстафета №2 «Напиши ноту»: данная эстафета проводится аналогично эстафете №1, но в карточках с заданиями написано название ноты словом с указанием октавы и ниже изображён пустой нотный стан, на котором участникам состязания необходимо нарисовать нотный знак заданной высоты. Итоги эстафеты так же подводятся совместным обсуждением и занесением баллов за правильные ответы в таблицу.

Этап  №3 «Отгадай ребус»: две команды садятся за разные игровые столы. Ведущий (педагог) выдаёт каждой команде лист с ребусами, где из названия ноты (словом) и дописанных букв складывается какое-либо слово, которое требуется отгадать.

Например:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1332/00056a61-8eb826dc/hello_html_m2e3d4849.png

НА  = ОСИНА

Рекомендуемое количество ребусов – по семь для каждой команды. По истечении отведённого времени капитаны представляют всем задания и ответы своей команды. Ведущий заносит в таблицу  по одному баллу за каждый правильный ответ.

Этап игры №4 «Ты – мне,  я  - тебе»: в течение отведённого времени команды придумывают по три ребуса из названий нот и букв, оформляют их надлежащим образом (записывают ноты в виде кружка на нотном стане и дописывают буквы или слоги, чтобы из названия ноты и букв получилось слово), затем команды обмениваются своими заданиями и решают их. При составлении заданий рекомендуется включить фоновую музыку, чтобы команды не слышали обсуждение друг друга. После выполнения заданий капитаны зачитывают ответы. Баллы за правильные ответы вносятся в таблицу.

В завершении последнего этапа ведущим подсчитываются общие баллы за игру, объявляется команда-победитель и награждается общими аплодисментами.

III. Заключительная часть.

 1. Закрепление изученного материала: педагог показывает учащимся  нотный стан с записанными нотами изученного диапазона не по порядку, учащиеся их называют.

2. Запись звукоряда в нотные тетради учащихся.

Итог занятия:

- Сегодня Вы узнали, как пишутся ноты «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си»  I октавы и «до» II октавы на нотном стане. Эти знания очень важны для Вашего дальнейшего обучения, так как из нот складываются мелодии, как из букв – слова. На  ближайших занятиях мы будем изучать простые мелодии из известных детских песен, которые будут состоять из изученных на сегодняшнем занятии нот. 

    (Сказать учащимся положительные результаты занятия и  отрицательные: что недостаточно усвоено, чему необходимо уделить особое внимание).

Домашнее задание:

Повторять расположение нот звукоряда на нотном стане. Придумать 5 ребусов с использованием изученных нот.



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: ЖдановаЛА3317 | Теги: конспект занятия, музыка
Просмотров: 1401 | Загрузок: 42 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Уважаемые коллеги, ребус со словом "осина" в материале некорректно отобразился на сайте, но после скачивания документа в нём всё в порядке.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог