Тема: Изучение звукоряда от «до» I октавы до «до» II октавы.
Цель: Запомнить расположение на нотном стане нот «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си» I октавы и «до» II октавы.
Задачи:
обучающие:
- ознакомиться с записью на нотном стане музыкальных звуков;
- выучить расположение нот «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си» I октавы и «до» II октавы на нотном стане.
развивающие:
- развивать память, внимание;
- развивать мышление, логику, сообразительность, активность.
воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету;
- воспитывать чувство товарищества, ответственности за командный результат.
Тип: занятие формирования новых знаний.
Форма: занятие-лекция с элементами игры.
Участники: дети среднего школьного возраста.
Оборудование и материалы:
- аудиопроигрователь;
- аудиозаписи с фоновой музыкой;
- маркеры, ручки, линейки;
- чистые листы бумаги (А4);
- турнирная таблица (лист бумаги с двумя вертикальными столбцами);
- нотный стан крупного размера с написанным звукорядом от «до» первой октавы до «до» второй октавы и подписанными названиями нот;
- нотный стан с нотами, которые пересекают линейки: «до», «ми», «соль», «си» первой октавы;
- нотный стан с нотами, которые пишутся под и над линейками: «ре», «фа», «ля» первой октавы и «до» второй октавы;
- карточки с изображением каждой ноты из изучаемого звукоряда на нотном стане (по количеству учащихся умноженному на два);
- карточки с пустым нотным станом и написанным рядом с ним названием ноты (словом) с указанием октавы (по количеству учащихся умноженному на два);
- два листа с заданиями-ребусами из нот и букв – на каждом листе семь разных ребусов (ребус – зашифрованное слово, в котором содержится слог – нота: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Нота пишется в виде нотного знака – незакрашенного кружка на нотном стане с написанными рядом недостающими буквами, произнеся которые вместе с названием ноты образуется заданное слово. Рекомендуемые слова для ребусов: доклад, доска, крем, берег, минор, мумия, факел, файл, посольство, рассольник, пляж, пуля, сила, такси).
Ход занятия
I. Вступительная часть.
Организационный момент.
Знакомство с темой:
- Ребята, на сегодняшнем занятии нам предстоит познакомиться со звуками, расположенными по порядку от "до" I октавы до "до" II октавы включительно и запомнить их расположение на нотном стане.
II. Основная часть.
Педагог: – Ребята, назовите по порядку ноты от "до" до "до".
(Учащиеся произносят: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до).
1. Наглядный показ нотоносца с записанными нотами (в виде кружков с названиями), объяснение педагогом расположения каждой из нот на линейке и между линейками.
2. Уяснение связи восходящего порядка записи звукоряда с повышением звучания каждой из нот относительно предыдущей.
Пение детьми нот звукоряда вверх и вниз под аккомпанемент педагога.
Учащиеся поют: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
Аккордовое сопровождение:
- для пения ноты «до» - аккорд C
- для пения ноты «ре» - аккорд G
- для пения ноты «ми» - аккорд C
- для пения ноты «фа» - аккорд F
- для пения ноты «соль» - аккорд C
- для пения ноты «ля» - аккорд F
- для пения ноты «си» - аккорд G
- для пения заключительной ноты гаммы («до») – аккорд C.
3. Демонстрация учащимся нотоносца с нотами, которые пересекают линейки ("до", "ми", "соль", "си" I октавы), повторение учащимися их названий вслух. Запоминание расположения нот на нотном стане.
Демонстрация нотоносца с нотами, которые пишутся под и над линейками ("ре", "фа", "ля" I октавы и "до" II октавы), повторение учащимися их названий вслух. Запоминание расположения нот на нотном стане.
4. Объяснение педагогом способа запоминания нот при помощи пальцев левой руки, которые выступают в роли линеек нотного стана. Необходимо раскрытую кисть левой руки повернуть ладонью к себе и вытянуть горизонтально прямые пальцы: мизинец – нижняя линейка (на ней нота «ми»), безымянный палец – вторая линейка снизу (на ней нота «соль»), средний палец – третья линейка (на ней нота «си»), указательный палец – четвертая линейка, (на ней нота «ре»), большой палец – пятая линейка (на ней нота «фа»).
5. Эстафеты.
Учащиеся делятся на две команды, придумывают названия командам, выбирают капитанов. Названия команд педагог записывает в заранее подготовленной таблице из двух вертикальных столбцов, в которую далее будут вноситься баллы каждой команде за правильные ответы. Данная таблица вывешивается перед участниками на видном месте.
Эстафета №1 «Отгадай ноту»: по сигналу ведущего (педагога) участники каждой из команд по очереди подходят к отдельному столу, где берут из своей стопки карточку с изображением ноты на нотном стане и рядом подписывают её название. (Карточек должно быть столько, чтобы каждый участник подошёл выполнять задание минимум два раза). По истечении отведённого времени ведущий останавливает состязание и отдаёт карточки с ответами команд их капитанам, которые представляют ответы всем присутствующим и в ходе совместного обсуждения правильности ответов присуждает (или не присуждает) балл за верный ответ с занесением в таблицу.
По результатам эстафеты педагог анализирует степень усвоения материала и, при необходимости, объясняет снова.
Эстафета №2 «Напиши ноту»: данная эстафета проводится аналогично эстафете №1, но в карточках с заданиями написано название ноты словом с указанием октавы и ниже изображён пустой нотный стан, на котором участникам состязания необходимо нарисовать нотный знак заданной высоты. Итоги эстафеты так же подводятся совместным обсуждением и занесением баллов за правильные ответы в таблицу.
Этап №3 «Отгадай ребус»: две команды садятся за разные игровые столы. Ведущий (педагог) выдаёт каждой команде лист с ребусами, где из названия ноты (словом) и дописанных букв складывается какое-либо слово, которое требуется отгадать.
Например:
НА = ОСИНА
Рекомендуемое количество ребусов – по семь для каждой команды. По истечении отведённого времени капитаны представляют всем задания и ответы своей команды. Ведущий заносит в таблицу по одному баллу за каждый правильный ответ.
Этап игры №4 «Ты – мне, я - тебе»: в течение отведённого времени команды придумывают по три ребуса из названий нот и букв, оформляют их надлежащим образом (записывают ноты в виде кружка на нотном стане и дописывают буквы или слоги, чтобы из названия ноты и букв получилось слово), затем команды обмениваются своими заданиями и решают их. При составлении заданий рекомендуется включить фоновую музыку, чтобы команды не слышали обсуждение друг друга. После выполнения заданий капитаны зачитывают ответы. Баллы за правильные ответы вносятся в таблицу.
В завершении последнего этапа ведущим подсчитываются общие баллы за игру, объявляется команда-победитель и награждается общими аплодисментами.
III. Заключительная часть.
1. Закрепление изученного материала: педагог показывает учащимся нотный стан с записанными нотами изученного диапазона не по порядку, учащиеся их называют.
2. Запись звукоряда в нотные тетради учащихся.
Итог занятия:
- Сегодня Вы узнали, как пишутся ноты «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си» I октавы и «до» II октавы на нотном стане. Эти знания очень важны для Вашего дальнейшего обучения, так как из нот складываются мелодии, как из букв – слова. На ближайших занятиях мы будем изучать простые мелодии из известных детских песен, которые будут состоять из изученных на сегодняшнем занятии нот.
(Сказать учащимся положительные результаты занятия и отрицательные: что недостаточно усвоено, чему необходимо уделить особое внимание).
Домашнее задание:
Повторять расположение нот звукоряда на нотном стане. Придумать 5 ребусов с использованием изученных нот.
|