Тема: Знаки альтерации.
Цель: Усвоить знаки альтерации: их изображение и значение.
Задачи:
обучающие:
- изучить понятие альтерации и альтерированных звуков;
- изучить пять знаков альтерации: их написание, название, значение и действие.
развивающие:
- развивать память, внимание;
- развивать мышление, логику, сообразительность, активность.
воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету;
- воспитывать чувство товарищества, ответственности за командный результат.
Тип: занятие формирования новых знаний.
Форма: занятие-лекция с элементами игры.
Участники: дети среднего школьного возраста.
Оборудование и материалы:
Изображение фрагмента клавиатуры фортепиано с подписанными на клавишах нотами. Демонстрационные карточки с наглядным изображением знаков альтерации. Нотный сборник с произведениями, содержащими ключевые и случайные знаки альтерации. Нотный фрагмент (Рис. №3). Турнирная таблица (ватман с двумя столбцами). Конверт с надписью «понял», конверт с надписью «не совсем понял», конверт с надписью «совсем не понял». Картонные фишки по количеству детей на занятии. Тетради учащихся для записи теории. Карточки с заданиями (примерно 15х15 см.) по количеству обучающихся умноженному на два (для двух команд). В каждой карточке одно задание. Если количество участников эстафеты превышает количество вопросов - можно использовать карточки с одинаковыми заданиями, но разложить их следует таким образом, чтобы каждому учащемуся достались разные задания.
Задания первого набора карточек к эстафете №1:
- Как называется этот знак: ♯
- Как называется этот знак: ♭
- Как называется этот знак: х
- Как называется этот знак:
- Как называется этот знак: ♮
Задания второго набора карточек к эстафете №2:
- Изобрази знак «диез»;
- Изобрази знак «бемоль»;
- Изобрази знак «дубль-диез»;
- Изобрази знак «дубль-бемоль»;
- Изобрази знак «бекар».
Задания третьего набора карточек к эстафете №3:
- Как называется знак, который повышает ноту на полтона (нарисуй его и подпиши название);
- Как называется знак, который понижает ноту на полтона (нарисуй его и подпиши название);
- Как называется знак, который повышает ноту на целый тон (нарисуй его и подпиши название);
- Как называется знак, который понижает ноту на целый тон (нарисуй его и подпиши название);
- Как называется знак, который отменяет действие других знаков (нарисуй его и подпиши название).
Задания четвёртого набора карточек к эстафете №4:
- «До-дубль-диез» - это нота …
- «Си-дубль-бемоль» - это нота …
- «Ре-дубль-диез» - это нота …
- «Ля-дубль-бемоль» - это нота …
- «Фа-дубль-диез» - это нота …
- «Соль-дубль-бемоль» - это нота …
- «Соль-дубль-диез» - это нота …
- «Ми-дубль-бемоль» - это нота …
- «Ля-дубль-диез» - это нота …
- «Ре-дубль-бемоль» - это нота …
Ход занятия
I. Вступительная часть.
- Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия: «Знаки альтерации». Цель занятия – усвоить знаки альтерации: их изображение и значение.
II. Основная часть.
1. Теория.
1) Повторение темы "Тон и полутон".
Дети отвечают: - Полутон – это интервал между двумя соседними звуками; целый тон равен двум полутонам.
2) Изучение основной темы занятия.
- Мы видим на рисунке основные 7 ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Но наряду с белыми клавишами есть и чёрные – промежуточные звуки между основными.
Рис. №1
Однако собственных однозначных наименований эти звуки не получили – каждый из них обозначается и называется как видоизменённая (повышенная или пониженная) основная ступень звукоряда. Так, например, звук, лежащий между до и ре, можно рассматривать либо как повышенная до, либо как пониженная ре.
Для обозначения таких звуков применяются знаки альтерации: «диез» (♯) - знак повышения на полутон и «бемоль» (♭) - знак понижения на полутон.
На картинке обозначена нота «до-диез»:
На картинке обозначена нота «ре-бемоль»:
Одна и та же промежуточная нота между основными (чёрная клавиша) может иметь разные названия «диез» или «бемоль» (Рис. №2)
При произношении название знака альтерации добавляется после названия ноты.
Если альтерации подвергается ступень, уже имеющая «диез» или «бемоль», то иногда возникает необходимость применить знак двойного повышения – «дубль-диез» (х) или двойного понижения – «дубль-бемоль»
(). В таком случае основная ступень звукоряда оказывается повышенной (или пониженной) на целый тон. Например: «до-дубль-диез» – это нота «ре», «ре-дубль-бемоль» – это нота «до».
Описанное повышение и понижение звуков называется альтерацией.
К знакам альтерации относится также «бекар» (♮), обозначающий отказ от альтерации, возвращение к основной ступени звукоряда.
На рисунке в каждом такте перед 3-й нотой стоит знак «бекар»; в первом такте он отменяет действие «бемоля» на ноту «ре», во втором – действие «диеза» на ноту «до».
Рис. №3
Когда знаки альтерации пишутся непосредственно перед нотой, их называют случайными. Сила действия случайных знаков распространяется только на один такт. Знаки, выставляемые при ключе, носят название ключевых и они действуют на протяжении всего произведения.
3) Учащиеся записывают в тетради:
ЗНА́КИ АЛЬТЕРА́ЦИИ – условные знаки, употребляемые в нотном письме для повышения или понижения основных ступеней звукоряда.
♯ диез - повышает ноту на полтона.
♭бемоль - понижает ноту на полтона.
х дубль-диез - повышает ноту на целый тон.
дубль-бемоль - понижает ноту на целый тон.
♮ бекар - отменяет действие всех знаков.
Случайные знаки альтерации встречаются внутри произведения в отдельных тактах и действуют на протяжении одного такта. Ключевые знаки пишутся у скрипичного ключа и действуют на протяжении всего произведения.
2. Практика.
Проведение состязаний в форме эстафет.
(Перед началом эстафет учащиеся делятся на две команды, придумывают им названия. По окончании каждой эстафеты педагог и учащиеся обсуждают правильность ответов. Баллы за правильные ответы заносятся педагогом в заранее подготовленную турнирную таблицу.)
Эстафета №1: «Какой знак?»
Участники обеих команд по сигналу педагога по очереди подходят к отдельному столу для выполнения заданий, записанных в карточках. В каждой карточке изображён какой-либо знак альтерации. Задача учащегося написать словом название знака.
Эстафета №2: «Изобрази знак»
Данная эстафета проводится аналогично первой. В карточках записаны словами названия знаков альтерации, задача ребенка изобразить знак графически.
Эстафета №3: «Нарисуй и подпиши»
Правила эстафеты аналогичны предыдущим. Каждая карточка содержит вопрос, дающий определение какому-либо знаку альтерации и пояснение к заданию. Например: «Как называется знак, который повышает ноту на полтона (нарисуй его и подпиши название)».
Эстафета №4: «Какая нота?»
Правила эстафеты аналогичны предыдущим. В каждой карточке записано словом название ноты со знаком «дубль-диез» или «дубль-бемоль». Задача учащегося определить, какая натуральная нота образуется благодаря знаку. Например: «до-дубль-диез» – это нота «ре».
III. Заключительная часть.
Закрепление пройденного материала: повторение действия знаков альтерации, правил действия ключевых и случайных знаков.
Педагог отвечает на возникшие вопросы учащихся.
Рефлексия: для выявления педагогом усвоения материала занятия, дети подходят к столу, на котором лежат три конверта с надписями: «понял», «не совсем понял», «совсем не понял» и кладут в какой-либо из них выданную картонную фишку.
Домашнее задание: выучить пройденный материал.
|