Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Музыка » Уроки, конспекты


Конспект занятия "Знаки альтерации" для учащихся среднего школьного возраста

СКАЧАТЬ (82.8 Kb) 21.12.2017, 11:18
Жданова Лариса Анатольевна
педагог дополнительного образования, «Детско-юношеский центр «Развитие» Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области

Тема: Знаки альтерации.

Цель: Усвоить знаки альтерации: их изображение и значение.

Задачи:

обучающие:

- изучить понятие альтерации и альтерированных звуков;

- изучить пять знаков альтерации: их написание, название, значение и действие.

развивающие:

- развивать память, внимание;

- развивать мышление, логику, сообразительность, активность.

воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету;

- воспитывать чувство товарищества, ответственности за командный результат.

Тип: занятие формирования новых знаний.

Форма: занятие-лекция с элементами игры.

Участники: дети среднего школьного возраста.

Оборудование и материалы:

Изображение фрагмента клавиатуры фортепиано с подписанными на клавишах нотами. Демонстрационные карточки с наглядным изображением знаков альтерации. Нотный сборник с произведениями, содержащими ключевые и случайные знаки альтерации. Нотный фрагмент (Рис. №3). Турнирная таблица (ватман с двумя столбцами). Конверт с надписью «понял», конверт с надписью «не совсем понял», конверт с надписью «совсем не понял». Картонные фишки по количеству детей на занятии. Тетради учащихся для записи теории. Карточки с заданиями (примерно 15х15 см.) по количеству обучающихся умноженному на два (для двух команд).  В каждой карточке одно задание. Если количество участников эстафеты превышает количество вопросов - можно использовать карточки с одинаковыми заданиями, но разложить их следует таким образом, чтобы каждому учащемуся достались разные задания.

Задания первого набора карточек к эстафете №1:

- Как называется этот знак:

- Как называется этот знак:

- Как называется этот знак:  х

- Как называется этот знак: Дубль-бемоль

- Как называется этот знак: 

Задания второго набора карточек к эстафете №2:

- Изобрази знак «диез»;

- Изобрази знак «бемоль»;

- Изобрази знак «дубль-диез»;

- Изобрази знак «дубль-бемоль»;

- Изобрази знак «бекар».

Задания  третьего набора карточек к эстафете №3:

- Как называется знак, который повышает ноту на полтона (нарисуй его и подпиши название);

- Как называется знак, который понижает ноту на полтона (нарисуй его и подпиши название);

- Как называется знак, который повышает ноту на целый тон (нарисуй его и подпиши название);

- Как называется знак, который понижает ноту на целый тон (нарисуй его и подпиши название);

- Как называется знак, который отменяет действие других знаков (нарисуй его и подпиши название).

Задания четвёртого набора карточек к эстафете №4:

- «До-дубль-диез» - это нота …

- «Си-дубль-бемоль» - это нота …

- «Ре-дубль-диез» - это нота …

- «Ля-дубль-бемоль» - это нота …

- «Фа-дубль-диез» - это нота …

- «Соль-дубль-бемоль» - это нота …

- «Соль-дубль-диез» - это нота …

- «Ми-дубль-бемоль» - это нота …

- «Ля-дубль-диез» - это нота …

- «Ре-дубль-бемоль» - это нота …

Ход занятия

I. Вступительная часть.

         - Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия: «Знаки альтерации». Цель занятия – усвоить знаки альтерации: их изображение и значение.

II. Основная часть. 

1. Теория.

1) Повторение темы "Тон и полутон".

Дети отвечают: - Полутон – это интервал между двумя соседними звуками; целый тон равен двум полутонам.

2) Изучение основной темы занятия.

- Мы видим на рисунке основные 7 ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Но наряду с белыми клавишами есть и чёрные – промежуточные звуки между основными.

Рис. №1

http://www.music-theory.ru/images/piano_keyboard_oktava_titles.gif

Однако собственных однозначных наименований эти звуки не получили – каждый из них обозначается и называется как видоизменённая (повышенная или пониженная) основная ступень звукоряда. Так, например, звук, лежащий между до и ре, можно рассматривать либо как повышенная до, либо как пониженная ре.

Для обозначения таких звуков применяются знаки альтерации: «диез»  () - знак повышения на полутон и «бемоль» () - знак понижения на полутон.

На картинке обозначена нота «до-диез»:

http://www.music-theory.ru/images/c_diez.gif

На картинке обозначена нота «ре-бемоль»:

http://www.music-theory.ru/images/d_bemol.gif

Одна и та же промежуточная нота между основными (чёрная клавиша) может иметь разные названия «диез» или «бемоль» (Рис. №2)

При произношении название знака альтерации добавляется после названия ноты.

Если альтерации подвергается ступень, уже имеющая «диез» или «бемоль», то иногда возникает необходимость применить знак двойного повышения – «дубль-диез» (х) или двойного понижения  –  «дубль-бемоль»

(Дубль-бемоль). В таком случае основная ступень звукоряда оказывается повышенной (или пониженной) на целый тон. Например: «до-дубль-диез» – это нота «ре», «ре-дубль-бемоль» – это нота «до».

Описанное повышение и понижение звуков называется альтерацией.

К знакам альтерации относится также «бекар» (), обозначающий отказ от альтерации, возвращение к основной ступени звукоряда.

На рисунке в каждом такте перед 3-й нотой стоит знак «бекар»; в первом такте он отменяет действие «бемоля» на ноту «ре», во втором – действие «диеза» на ноту «до».

Рис. №3

http://www.music-theory.ru/images/ex1.gif http://www.music-theory.ru/images/ex1.gif

Когда знаки альтерации пишутся непосредственно перед нотой, их называют случайными. Сила действия случайных знаков распространяется только на один такт. Знаки, выставляемые при ключе, носят название ключевых и они действуют на протяжении всего произведения.

3) Учащиеся записывают в тетради:

ЗНА́КИ АЛЬТЕРА́ЦИИ – условные знаки, употребляемые в нотном письме для повышения или понижения основных ступеней звукоряда.

диез - повышает ноту на полтона.

бемоль - понижает ноту на полтона.

х  дубль-диез - повышает ноту на целый тон.

Дубль-бемоль дубль-бемоль - понижает ноту на целый тон.

бекар - отменяет действие всех знаков.

Случайные знаки альтерации встречаются внутри произведения в отдельных тактах и действуют на протяжении одного такта. Ключевые знаки пишутся у скрипичного ключа и действуют на протяжении всего произведения.

2. Практика.

Проведение состязаний в форме эстафет.

(Перед началом эстафет учащиеся делятся на две команды, придумывают им названия. По окончании каждой эстафеты педагог и учащиеся обсуждают правильность ответов. Баллы за правильные ответы заносятся педагогом в заранее подготовленную турнирную таблицу.)

Эстафета №1: «Какой знак?»

Участники обеих команд по сигналу педагога по очереди подходят к отдельному столу для выполнения заданий, записанных в карточках. В каждой карточке изображён какой-либо знак альтерации. Задача учащегося написать словом название знака.

Эстафета №2: «Изобрази знак»

Данная эстафета проводится аналогично первой.  В карточках записаны словами названия знаков альтерации, задача ребенка изобразить знак графически.

Эстафета №3: «Нарисуй и подпиши»

Правила эстафеты аналогичны предыдущим. Каждая карточка содержит вопрос, дающий определение какому-либо знаку альтерации и пояснение к заданию. Например: «Как называется знак, который повышает ноту на полтона (нарисуй его и подпиши название)».

Эстафета №4: «Какая нота?»

Правила эстафеты аналогичны предыдущим. В каждой карточке записано словом название ноты со знаком «дубль-диез» или «дубль-бемоль». Задача учащегося определить, какая натуральная нота образуется благодаря знаку. Например: «до-дубль-диез» – это нота «ре».

III. Заключительная часть.

Закрепление пройденного материала: повторение действия знаков альтерации, правил действия ключевых и случайных знаков.

Педагог отвечает на возникшие вопросы учащихся.

         Рефлексия: для выявления педагогом усвоения материала занятия, дети подходят к  столу, на котором лежат три конверта с надписями:  «понял», «не совсем понял», «совсем не понял» и кладут в какой-либо из них выданную картонную фишку.

Домашнее задание: выучить пройденный материал.



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: ЖдановаЛА3317 | Теги: дополнительное образование, музыкальное занятие, конспект занятия, музыка
Просмотров: 2659 | Загрузок: 54 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Уважаемые коллеги! В данном конспекте НА САЙТЕ, как вы могли заметить, не отобразился знак "дубль-бемоль" в трех местах и отсутствует рисунок №2. Рекомендую скачать материал (в оригинальном виде всё в порядке).

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог