Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Музыка » Уроки, конспекты


Конспект занятия "Знаки альтерации" для учащихся среднего школьного возраста

СКАЧАТЬ (82.8 Kb) 21.12.2017, 11:18
Жданова Лариса Анатольевна
педагог дополнительного образования, «Детско-юношеский центр «Развитие» Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области

Тема: Знаки альтерации.

Цель: Усвоить знаки альтерации: их изображение и значение.

Задачи:

обучающие:

- изучить понятие альтерации и альтерированных звуков;

- изучить пять знаков альтерации: их написание, название, значение и действие.

развивающие:

- развивать память, внимание;

- развивать мышление, логику, сообразительность, активность.

воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету;

- воспитывать чувство товарищества, ответственности за командный результат.

Тип: занятие формирования новых знаний.

Форма: занятие-лекция с элементами игры.

Участники: дети среднего школьного возраста.

Оборудование и материалы:

Изображение фрагмента клавиатуры фортепиано с подписанными на клавишах нотами. Демонстрационные карточки с наглядным изображением знаков альтерации. Нотный сборник с произведениями, содержащими ключевые и случайные знаки альтерации. Нотный фрагмент (Рис. №3). Турнирная таблица (ватман с двумя столбцами). Конверт с надписью «понял», конверт с надписью «не совсем понял», конверт с надписью «совсем не понял». Картонные фишки по количеству детей на занятии. Тетради учащихся для записи теории. Карточки с заданиями (примерно 15х15 см.) по количеству обучающихся умноженному на два (для двух команд).  В каждой карточке одно задание. Если количество участников эстафеты превышает количество вопросов - можно использовать карточки с одинаковыми заданиями, но разложить их следует таким образом, чтобы каждому учащемуся достались разные задания.

Задания первого набора карточек к эстафете №1:

- Как называется этот знак:

- Как называется этот знак:

- Как называется этот знак:  х

- Как называется этот знак: Дубль-бемоль

- Как называется этот знак: 

Задания второго набора карточек к эстафете №2:

- Изобрази знак «диез»;

- Изобрази знак «бемоль»;

- Изобрази знак «дубль-диез»;

- Изобрази знак «дубль-бемоль»;

- Изобрази знак «бекар».

Задания  третьего набора карточек к эстафете №3:

- Как называется знак, который повышает ноту на полтона (нарисуй его и подпиши название);

- Как называется знак, который понижает ноту на полтона (нарисуй его и подпиши название);

- Как называется знак, который повышает ноту на целый тон (нарисуй его и подпиши название);

- Как называется знак, который понижает ноту на целый тон (нарисуй его и подпиши название);

- Как называется знак, который отменяет действие других знаков (нарисуй его и подпиши название).

Задания четвёртого набора карточек к эстафете №4:

- «До-дубль-диез» - это нота …

- «Си-дубль-бемоль» - это нота …

- «Ре-дубль-диез» - это нота …

- «Ля-дубль-бемоль» - это нота …

- «Фа-дубль-диез» - это нота …

- «Соль-дубль-бемоль» - это нота …

- «Соль-дубль-диез» - это нота …

- «Ми-дубль-бемоль» - это нота …

- «Ля-дубль-диез» - это нота …

- «Ре-дубль-бемоль» - это нота …

Ход занятия

I. Вступительная часть.

         - Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия: «Знаки альтерации». Цель занятия – усвоить знаки альтерации: их изображение и значение.

II. Основная часть. 

1. Теория.

1) Повторение темы "Тон и полутон".

Дети отвечают: - Полутон – это интервал между двумя соседними звуками; целый тон равен двум полутонам.

2) Изучение основной темы занятия.

- Мы видим на рисунке основные 7 ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Но наряду с белыми клавишами есть и чёрные – промежуточные звуки между основными.

Рис. №1

http://www.music-theory.ru/images/piano_keyboard_oktava_titles.gif

Однако собственных однозначных наименований эти звуки не получили – каждый из них обозначается и называется как видоизменённая (повышенная или пониженная) основная ступень звукоряда. Так, например, звук, лежащий между до и ре, можно рассматривать либо как повышенная до, либо как пониженная ре.

Для обозначения таких звуков применяются знаки альтерации: «диез»  () - знак повышения на полутон и «бемоль» () - знак понижения на полутон.

На картинке обозначена нота «до-диез»:

http://www.music-theory.ru/images/c_diez.gif

На картинке обозначена нота «ре-бемоль»:

http://www.music-theory.ru/images/d_bemol.gif

Одна и та же промежуточная нота между основными (чёрная клавиша) может иметь разные названия «диез» или «бемоль» (Рис. №2)

При произношении название знака альтерации добавляется после названия ноты.

Если альтерации подвергается ступень, уже имеющая «диез» или «бемоль», то иногда возникает необходимость применить знак двойного повышения – «дубль-диез» (х) или двойного понижения  –  «дубль-бемоль»

(Дубль-бемоль). В таком случае основная ступень звукоряда оказывается повышенной (или пониженной) на целый тон. Например: «до-дубль-диез» – это нота «ре», «ре-дубль-бемоль» – это нота «до».

Описанное повышение и понижение звуков называется альтерацией.

К знакам альтерации относится также «бекар» (), обозначающий отказ от альтерации, возвращение к основной ступени звукоряда.

На рисунке в каждом такте перед 3-й нотой стоит знак «бекар»; в первом такте он отменяет действие «бемоля» на ноту «ре», во втором – действие «диеза» на ноту «до».

Рис. №3

http://www.music-theory.ru/images/ex1.gif http://www.music-theory.ru/images/ex1.gif

Когда знаки альтерации пишутся непосредственно перед нотой, их называют случайными. Сила действия случайных знаков распространяется только на один такт. Знаки, выставляемые при ключе, носят название ключевых и они действуют на протяжении всего произведения.

3) Учащиеся записывают в тетради:

ЗНА́КИ АЛЬТЕРА́ЦИИ – условные знаки, употребляемые в нотном письме для повышения или понижения основных ступеней звукоряда.

диез - повышает ноту на полтона.

бемоль - понижает ноту на полтона.

х  дубль-диез - повышает ноту на целый тон.

Дубль-бемоль дубль-бемоль - понижает ноту на целый тон.

бекар - отменяет действие всех знаков.

Случайные знаки альтерации встречаются внутри произведения в отдельных тактах и действуют на протяжении одного такта. Ключевые знаки пишутся у скрипичного ключа и действуют на протяжении всего произведения.

2. Практика.

Проведение состязаний в форме эстафет.

(Перед началом эстафет учащиеся делятся на две команды, придумывают им названия. По окончании каждой эстафеты педагог и учащиеся обсуждают правильность ответов. Баллы за правильные ответы заносятся педагогом в заранее подготовленную турнирную таблицу.)

Эстафета №1: «Какой знак?»

Участники обеих команд по сигналу педагога по очереди подходят к отдельному столу для выполнения заданий, записанных в карточках. В каждой карточке изображён какой-либо знак альтерации. Задача учащегося написать словом название знака.

Эстафета №2: «Изобрази знак»

Данная эстафета проводится аналогично первой.  В карточках записаны словами названия знаков альтерации, задача ребенка изобразить знак графически.

Эстафета №3: «Нарисуй и подпиши»

Правила эстафеты аналогичны предыдущим. Каждая карточка содержит вопрос, дающий определение какому-либо знаку альтерации и пояснение к заданию. Например: «Как называется знак, который повышает ноту на полтона (нарисуй его и подпиши название)».

Эстафета №4: «Какая нота?»

Правила эстафеты аналогичны предыдущим. В каждой карточке записано словом название ноты со знаком «дубль-диез» или «дубль-бемоль». Задача учащегося определить, какая натуральная нота образуется благодаря знаку. Например: «до-дубль-диез» – это нота «ре».

III. Заключительная часть.

Закрепление пройденного материала: повторение действия знаков альтерации, правил действия ключевых и случайных знаков.

Педагог отвечает на возникшие вопросы учащихся.

         Рефлексия: для выявления педагогом усвоения материала занятия, дети подходят к  столу, на котором лежат три конверта с надписями:  «понял», «не совсем понял», «совсем не понял» и кладут в какой-либо из них выданную картонную фишку.

Домашнее задание: выучить пройденный материал.



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: ЖдановаЛА3317 | Теги: дополнительное образование, музыкальное занятие, конспект занятия, музыка
Просмотров: 2676 | Загрузок: 55 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Уважаемые коллеги! В данном конспекте НА САЙТЕ, как вы могли заметить, не отобразился знак "дубль-бемоль" в трех местах и отсутствует рисунок №2. Рекомендую скачать материал (в оригинальном виде всё в порядке).

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог