| 
				
			 Тема: Знаки альтерации. Цель: Усвоить знаки альтерации: их изображение и значение. Задачи: обучающие: - изучить понятие альтерации и альтерированных звуков; - изучить пять знаков альтерации: их написание, название, значение и действие. развивающие: - развивать память, внимание; - развивать мышление, логику, сообразительность, активность. воспитательные: - воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету; - воспитывать чувство товарищества, ответственности за командный результат. Тип: занятие формирования новых знаний. Форма: занятие-лекция с элементами игры. Участники: дети среднего школьного возраста. Оборудование и материалы:  Изображение фрагмента клавиатуры фортепиано с подписанными на клавишах нотами. Демонстрационные карточки с наглядным изображением знаков альтерации. Нотный сборник с произведениями, содержащими ключевые и случайные знаки альтерации. Нотный фрагмент (Рис. №3). Турнирная таблица (ватман с двумя столбцами). Конверт с надписью «понял», конверт с надписью «не совсем понял», конверт с надписью «совсем не понял». Картонные фишки по количеству детей на занятии. Тетради учащихся для записи теории. Карточки с заданиями (примерно 15х15 см.) по количеству обучающихся умноженному на два (для двух команд).  В каждой карточке одно задание. Если количество участников эстафеты превышает количество вопросов - можно использовать карточки с одинаковыми заданиями, но разложить их следует таким образом, чтобы каждому учащемуся достались разные задания. Задания первого набора карточек к эстафете №1:  - Как называется этот знак: ♯ - Как называется этот знак: ♭ - Как называется этот знак:  х - Как называется этот знак:  - Как называется этот знак:  ♮ Задания второго набора карточек к эстафете №2: - Изобрази знак «диез»; - Изобрази знак «бемоль»; - Изобрази знак «дубль-диез»; - Изобрази знак «дубль-бемоль»; - Изобрази знак «бекар». Задания  третьего набора карточек к эстафете №3:  - Как называется знак, который повышает ноту на полтона (нарисуй его и подпиши название); - Как называется знак, который понижает ноту на полтона (нарисуй его и подпиши название); - Как называется знак, который повышает ноту на целый тон (нарисуй его и подпиши название); - Как называется знак, который понижает ноту на целый тон (нарисуй его и подпиши название); - Как называется знак, который отменяет действие других знаков (нарисуй его и подпиши название). Задания четвёртого набора карточек к эстафете №4:  - «До-дубль-диез» - это нота … - «Си-дубль-бемоль» - это нота … - «Ре-дубль-диез» - это нота … - «Ля-дубль-бемоль» - это нота … - «Фа-дубль-диез» - это нота … - «Соль-дубль-бемоль» - это нота … - «Соль-дубль-диез» - это нота … - «Ми-дубль-бемоль» - это нота … - «Ля-дубль-диез» - это нота … - «Ре-дубль-бемоль» - это нота … Ход занятия I. Вступительная часть.          - Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия: «Знаки альтерации». Цель занятия – усвоить знаки альтерации: их изображение и значение. II. Основная часть.   1. Теория. 1) Повторение темы "Тон и полутон".  Дети отвечают: - Полутон – это интервал между двумя соседними звуками; целый тон равен двум полутонам. 2) Изучение основной темы занятия. - Мы видим на рисунке основные 7 ступеней: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Но наряду с белыми клавишами есть и чёрные – промежуточные звуки между основными.  Рис. №1 
 Однако собственных однозначных наименований эти звуки не получили – каждый из них обозначается и называется как видоизменённая (повышенная или пониженная) основная ступень звукоряда. Так, например, звук, лежащий между до и ре, можно рассматривать либо как повышенная до, либо как пониженная ре. Для обозначения таких звуков применяются знаки альтерации: «диез»  (♯) - знак повышения на полутон и «бемоль» (♭) - знак понижения на полутон. На картинке обозначена нота «до-диез»: 
 На картинке обозначена нота «ре-бемоль»: 
 Одна и та же промежуточная нота между основными (чёрная клавиша) может иметь разные названия «диез» или «бемоль» (Рис. №2) При произношении название знака альтерации добавляется после названия ноты. Если альтерации подвергается ступень, уже имеющая «диез» или «бемоль», то иногда возникает необходимость применить знак двойного повышения – «дубль-диез» (х) или двойного понижения  –  «дубль-бемоль» ( ). В таком случае основная ступень звукоряда оказывается повышенной (или пониженной) на целый тон. Например: «до-дубль-диез» – это нота «ре», «ре-дубль-бемоль» – это нота «до». Описанное повышение и понижение звуков называется альтерацией. К знакам альтерации относится также «бекар» (♮), обозначающий отказ от альтерации, возвращение к основной ступени звукоряда. На рисунке в каждом такте перед 3-й нотой стоит знак «бекар»; в первом такте он отменяет действие «бемоля» на ноту «ре», во втором – действие «диеза» на ноту «до».  Рис. №3   
 Когда знаки альтерации пишутся непосредственно перед нотой, их называют случайными. Сила действия случайных знаков распространяется только на один такт. Знаки, выставляемые при ключе, носят название ключевых и они действуют на протяжении всего произведения. 3) Учащиеся записывают в тетради:  ЗНА́КИ АЛЬТЕРА́ЦИИ – условные знаки, употребляемые в нотном письме для повышения или понижения основных ступеней звукоряда.  ♯ диез - повышает ноту на полтона. ♭бемоль - понижает ноту на полтона. х  дубль-диез - повышает ноту на целый тон.  дубль-бемоль - понижает ноту на целый тон.
 ♮ бекар - отменяет действие всех знаков. Случайные знаки альтерации встречаются внутри произведения в отдельных тактах и действуют на протяжении одного такта. Ключевые знаки пишутся у скрипичного ключа и действуют на протяжении всего произведения. 2. Практика.  Проведение состязаний в форме эстафет. (Перед началом эстафет учащиеся делятся на две команды, придумывают им названия. По окончании каждой эстафеты педагог и учащиеся обсуждают правильность ответов. Баллы за правильные ответы заносятся педагогом в заранее подготовленную турнирную таблицу.) Эстафета №1: «Какой знак?» Участники обеих команд по сигналу педагога по очереди подходят к отдельному столу для выполнения заданий, записанных в карточках. В каждой карточке изображён какой-либо знак альтерации. Задача учащегося написать словом название знака. Эстафета №2: «Изобрази знак» Данная эстафета проводится аналогично первой.  В карточках записаны словами названия знаков альтерации, задача ребенка изобразить знак графически. Эстафета №3: «Нарисуй и подпиши» Правила эстафеты аналогичны предыдущим. Каждая карточка содержит вопрос, дающий определение какому-либо знаку альтерации и пояснение к заданию. Например: «Как называется знак, который повышает ноту на полтона (нарисуй его и подпиши название)». Эстафета №4: «Какая нота?» Правила эстафеты аналогичны предыдущим. В каждой карточке записано словом название ноты со знаком «дубль-диез» или «дубль-бемоль». Задача учащегося определить, какая натуральная нота образуется благодаря знаку. Например: «до-дубль-диез» – это нота «ре». III. Заключительная часть. Закрепление пройденного материала: повторение действия знаков альтерации, правил действия ключевых и случайных знаков. Педагог отвечает на возникшие вопросы учащихся.          Рефлексия: для выявления педагогом усвоения материала занятия, дети подходят к  столу, на котором лежат три конверта с надписями:  «понял», «не совсем понял», «совсем не понял» и кладут в какой-либо из них выданную картонную фишку. Домашнее задание: выучить пройденный материал. 
 
 |