Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Музыка » Уроки, конспекты


Музыкальная сказка для первоклассников "Как Маша пошла в школу"

26.03.2015, 22:20
Клям Ирина Юрьевна
Учитель музыки, МБОУ НОШ 39
Воспринимая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, взятые из жизни, развивают творческие способности, мышление. Поэтому игра занимает на уроках у младших школьников главенствующее место. Посредством игры осуществляются поставленные цели и задачи урока. В этот любимый вид деятельности вовлекаются все учащиеся класса, рождается совместный творческий процесс учителя и учащихся и, получив однажды удовлетворение от совместного творчества, этот вид деятельности завоевывает сердца детей навсегда и они с нетерпением ждут следующей встречи с игрой или сказкой.
Создавая сказку, вместе с учащимися, я преследовала определенные цели и задачи.

Цели:
1. Формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников,
2. формирование опыта совместной творческой деятельности,

Задачи:
1. Пробуждение интереса к музыкальной деятельности,
2. Развитие вокально-хоровых навыков: дыхание, звукообразование, дикция,
3. Развитие музыкальных данных: слух, память, ритм,
4. Расширение репертуара.

В работе над созданием сказки придерживалась следующих принципов:
1. В основе пения опиралась на концентрический метод, созданный М.И. Глинкой в 1856 г., который позволяет укреплять голос, развивать диапазон, координацию между слухом и голосом у младших школьников,
2. Учитывала физиологические особенности голоса и певческий диапазон детей 6-7летнего возраста на начало обучения («ре1 – си1»),
3. При подборе музыкального материала подбирала художественно-выразительные песни и попевки, близкие пониманию детей.


Наша сказка основана на народных попевках и авторских песенках и является результатом обобщения изученного музыкального материала каждой четверти 1 класса. Постановка возможна как в конце каждой четверти, так и в конце учебного года (целостный вариант) как завершающий или обобщающий урок. Показ в конце года окончательного завершенного варианта сказки может быть костюмированным, с приглашением родителей, гостей и т.д. Подготовка не требует дополнительных репетиций, все делается непосредственно на уроке.

Работа по изучению и накоплению музыкального материала проводится постепенно, на каждом уроке, отводя этому виду деятельности 10-15 минут, затем, по мере накопления песен, увеличивая время. Начинать надо с речевых интонаций, включая упражнения на дыхание, затем с несложных коротеньких попевок и народных песенок на 1-2 звуках, на удобных для пения тонах, постепенно расширяя диапазон первоклассников к концу года «до1 – до2». Необходимо вести кропотливую работу над элементарными вокально-хоровыми навыками (дыхание, звукообразование, дикция) и эмоциональным исполнением.

«КАК МАША ПОШЛА В ШКОЛУ»

Жили- были дедушка и бабушка. И была у них внучка Машенька, очень неугомонная и резвая девочка росла, за что дедушка на нее все-время ворчал:
• Штро-бас, http://www.emelyanov-fmrg.ru/non-academic

а бабушка любила и оберегала внучку и все-время от жалости вздыхала:
• Ох, ох! (мимикой лица изобразить жалость)

Вот говорят дедушка и бабушка Маше: «Машенька, как же ты у нас подросла, пора тебе идти в школу, осваивать грамоту, вот завтра утром и пойдешь, а сейчас пора укладываться спать».
Девочка послушалась и стала укладываться вместе с любимой куклой, да принялась ее баюкать:
• Аа, Аа! (на гласную А или закрытым ртом, близким звуком на речевых интонациях)

Наступило утро, бабушка принялась за сборы, а Маша глядь на улицу, а там задул ветерок:
• Упражнение на дыхание (вдох-носом, выдуваем воздух через рот, при этом губы активны, плечи не поднимаются)

С каждым разом ветер дул все сильнее и сильнее:
(Повторяется упражнение на дыхание с более крепким и длительным выдохом. Научить распределять равномерно, без толчков воздух на долгом выдохе).

Ничего не поделать, в школу идти придется даже по непогоде. Дают бабушка с дедушкой единственной внучке наказ: «Смотри, Машенька, дорога в школу идет через лес, будь осторожна, ни на медвежий рев, ни на волчий вой не оборачивайся, нигде не останавливайся. Придешь в школу, будь умницей, учись хорошо и старайся! Вот тебе самая главная книга, АЗБУКА, береги ее!» Тут они начали прощаться и обниматься:

• «Обними плечи» - упражнение на дыхание по А.Н. Стрельниковой (вдох на сжатии грудной клетки). http://fizrazvitie.ru/2010/08/blog-post_06.html
• (Исходное положение: встаньте прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу, а не крест-накрест, ни в коем случае их не менять (при этом все-равно, какая рука сверху - правая или левая). Широко в стороны не разводить и не напрягать. Можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад – «вдох с потолка».)

Отправилась Маша в путь, идет Маша через лес, слышит, откуда-то из соседней деревни по ветру доносятся тревожные звуки колокола. А это в кошкином доме случился пожар.
• «Дон-дон» русская народная песня, (пластическое интонирование: раскачивание воображаемого тяжелого большого колокола и трезвон малых колоколов мелкими движениями рук на слова «кошка выскочила»)

Кинулись все лесные обыватели на помощь, так всем миром и справились. Наконец-то пожар был потушен, ветер успокоился и лесная жизнь пошла своим чередом.
Идет Маша дальше по тропинке, голову поднимает, любуется красотой леса, как вдруг смотрит, на березке стая разных птиц: воробьи, голуби, галки, оживленно что-то чирикают себе, перепрыгивают с ветки на ветку, словно шаловливые ребята играют в догонялки:
• «Андрей-воробей» - русская народная песенка (исполнять в диапазоне «соль» 1 - «ля»1)

отвечает на зов кукушки:
• «Ку-ку!» (исполнять в диапазоне «ля1-фа#1»).

Вдруг, откуда-то сверху доносится непонятный тоненький звук. Прислушалась Маша, посмотрела, а это на самой верхушке дерева сидит маленький, испуганный котенок и жалобно мяукает.
• «Мяу, мяу!» (исполнять в диапазоне «ля#» 1 - «до»2)
Наверное, он заблудился, убегая в лес от собак, и нашел себе спасение на этом дереве. Маша решила, что нужно выручать несчастного котенка и полезла на дерево, чтобы снять его оттуда, а ранец с плеч соскользнул, упал на тропинку, да и расстегнулся…

Сняв с дерева котенка, осмотревшись по сторонам, Маша вдруг поняла, что она сбилась с пути и не знает в какую сторону идти дальше и стала звать на помощь:
• «Ау, ау!» (исполнять ч.4, сложив ладони рупором: «фа#» 1 - «си»1, «соль»1 – «до»2)

На зов Маши прибежала лисица, увидела что-то красочное и яркое в траве, подобрала и с интересом стала рассматривать, оказалось – это Машина АЗБУКА, которая выпала из ранца:
• «Уж как шла лиса» - русская народная песня (исполнять на звуках «фа» 1 - «соль» 1, изображая на парте двумя пальцами рук поступь лисицы )
Прыгнула лиса повыше на пенек и снова запела свою песенку (исполнять на звуках «фа#» 1 - «соль#» 1)

Лиса настолько заинтересовалась азбукой, что попросила Машу взять ее с собой в школу учиться. Почему бы ее не взять с собой, подумала Маша, ведь интересы у них одинаковые, да это к тому же и хороший попутчик домой, так и пошагали они вместе до самой школы.
Подходя к школе, они услышали, как ребята на уроке музыки знакомятся с нотной грамотой: (перед началом пения объяснить детям правильное положение спины, рта, губ: спина – березка, рот – воробышка гнездо, губы – клювик птички. Исполнять в диапазоне «до»1 - «до»2, при этом изображая ладонью восходящее движение ступеней)
• До – воробышка гнездо,
Ре – деревья во дворе,
Ми – котенка покорми,
Фа – в лесу кричит сова,
Соль – играет детвора,
Ля – запела вся земля,
Си – поем мы для того, чтобы вновь вернуться к «до».

исполняют попевку «Мы шагаем», «Песню о школе» и «Первый класс» Д.Б. Кабалевского (можно продолжить список по мере разучивания новых попевок и песен: «В нашем классе», «Разные ребята» и т.д., насколько позволяет фантазия детей и учителя).

Так и стала Маша учиться в школе, уму-разуму набираться, изучать азбуку и нотную грамоту, а лесные обитатели с нетерпением ждали Машу, чтобы узнать чего-нибудь новенького о школе и порадоваться вместе своим успехам. Вот какая история приключилась с Машей в первый осенний день.

Репертуар:
«Песня о школе» Д.Б. Кабалевский,
«Уж как шла лиса» русская народная песня,
«Первый класс» Д.Б. Кабалевский,
«Дон-дон» русская народная песня,
«В нашем классе» - попевка,
«Звонкий звонок» - попевка,
«Все новое у нас» муз. Г.Струве, сл. В. Викторова,
«Разные ребята» - попевка,
«Мы шагаем» - попевка.

Литература:
1. Фонопедический метод развития голоса В. Емельянова,
2. Упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой,
3. Хрестоматия к программе по музыке Д.Б. Кабалевского, 2 класс.
4. Русский текст М. Цейтлиной из фрагмента кинофильма «Звуки музыки» Р. Роджерса.

Интернет-ресурсы:
http://www.emelyanov-fmrg.ru/non-academic
http://fizrazvitie.ru/2010/08/blog-post_06.html


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: IrinaKlyam
Просмотров: 3496 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
При разработке творческого урока или занятия люблю, как и Вы, использовать приём сочинения сказки. Этот жанр понятен и близок детям, но не стоит искажать действительность. Почему голуби стали чирикать?  Как можно заблудиться  на дереве, убегая в лес от собак? (и  так далее). При составлении задач всегда используйте глаголы, а не существительные (развивать чувство ритма, звуковысотный слух и музыкальную память. Или способствовать развитию ...)
И несмотря на мои небольшие замечания, Вы  -  большая умница, так как используете в своей работе фонопедический метод В.Емельянова и дыхательную гимнастику Стрельниковой, только будьте внимательны с методом Емельянова. Там есть такие упражнения, которые могут нанести вред для неокрепшего и развивающего детского голосового аппарата.
Желаю Вам творческих успехов!

2 Ирина (IrinaKlyam)   (24.04.2015 22:19) [Материал]
Не заблудился на дереве, как отметили Вы,  а "... нашел себе спасение на этом дереве." 
По поводу упражнений хочу сказать, что и Емельяновские и Стрельниковские упражнения могут нанести вред неокрепшим детским голосам и общему состоянию организма, тут нужно быть очень чувствительным и сразу же реагировать на малейшие проявления усталости или перенапряжения в голосе и самочувствии учеников, выполнять упражнения дозированно. 
А в остальном с Вами согласна, спасибо за поправки, учту в дальнейших разработках

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог