Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Музыка » Уроки, конспекты


Открытый урок "Музыкальный образ. Развитие художественно-образного мышления учащихся ДШИ" 2 класс

СКАЧАТЬ (30.1 Kb) 27.05.2015, 12:18
Бочкова Ольга Валерьевна
преподаватель, МБОУ ДОД «ДШИ №1»
Цель: развить художественно-образное мышление учащихся 2 хорового класса. Найти и раскрыть музыкальный образ в разучиваемых хоровых произведениях.
Задачи:
- обеспечить развитие на уроках хора художественно-образного мышления учащихся младших классов;
- обобщить и систематизировать знания и умения, полученные в процессе работы на уроке хора;
- создать условия для развития у учащихся художественно-образного мышления в процессе обучения;
- создать условия для воспитания сознательного подхода к обучению;
- повышать уровень самооценки через творческую самореализацию на уроках хорового пения у младших школьников.
Оборудование урока:
фортепиано,
нотные хоровые партии.

Ход урока.
Распевание и дыхательная гимнастика:
1. Дыхательные упражнения 2-3 варианта.
2. Пение одного звука на слог «лё», цепное дыхание.
3. На слог «да» петь вверх по тоническому трезвучию staccato.
4. «До-ре-до-ре-до» в быстром темпе.
5. «Родина моя» по квинте вниз.
Музыкальный образ произведения удобнее раскрывать, зная историю создания произведения. Обсуждая с учениками стихи, написанные поэтом, образ героев песни раскрывается объёмно, понятно и интересно.

Н.А. Римский-Корсаков, ст. А.С. Пушкина «Белка» (хор из оперы «Сказка о царе Салтане»)
В произведении выписан яркий сказочный образ пушкинской Белки из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина.
…Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
"Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?" -
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
"Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка -
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Но, быть может, люди врут".
Князю лебедь отвечает:
"Свет о белке правду бает;
Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу".
С ободренною душой
Князь пошел себе домой;
Лишь ступил на двор широкий -
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.

Хоровая сцена написана как тема с вариациями. Композитор сочинил хоровую сцену на тему русской народной песни «Во саду ли, в огороде», эту музыкальную тему он увидел в оригинальном тексте А.С. Пушкина. Знакомясь с произведением, мы сначала прочитали текст – сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Выяснили, что обозначают архаичные слова. Стало понятно, что образ Белки – это игривое, маленькое, пушистое, рыжее, сказочное животное.
Начиная работу над хоровой сценой, ребята «под руку» читают слова в заданном ритме, чётко проговаривая все распевы. Пропевается с названиями нот хоровая партия. Учащиеся учатся играть свою музыкальную тему.
Произведение – русский музыкальный сказ, филигранно выписанный композитором Н.А. Римский-Корсаковым.

Е. Поплянова, ст. Н. Пикулевой «Шла весёлая собака» (канон)
Шла весёлая Собака, чики-брики-гав!
А за ней бежали Гуси, головы задрав,
А за ними - Поросёнок, чики-брики-хрю!
Чики-брики, повтори-ка, что я говорю?
Елена Поплянова, на стихи детской считалочки, сочинила двухголосный канон с остинатным аккомпанементом. Одно из любимейших детских произведений. Легко запоминается текст, ритмический рисунок, удобная музыкальная фразировка, яркая тональность Ре-мажор. Все герои считалки известны ребятам, имитируются «голоса» каждого животного. Музыкальные образы канона просты и понятны учащимся младших классов.
Попурри на темы песен ВОВ.
Попурри составлено из тем четырёх песен:
• Муз. М. Блантер, сл. М. Исаковского «Катюша»;
• Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского «На безымянной высоте»;
• Муз. Н. Богословского, сл. Е. Долматовского «Лизавета»;
• Муз. Ю. Милютина, сл. М. Лисянского «Когда поют солдаты»
Попурри - одно из самых сложных музыкальных произведений для школьников. Новая тема – новый образ, в который надо вникнуть, понять и показать так, чтобы слушатель понял и принял предполагаемую интерпретацию попурри. В начальной стадии разучивания, учитель на каждом уроке напоминает историю создания каждого произведения, чтобы учащиеся могли найти музыкальный образ каждой темы попурри.
Музыкальный образ песни «Катюша», девушка Катюша, ранимая, но сильная, ждущая своего любимого солдата. Катюша – это собирательный образ жён и матерей песней-молитвою берегущих своих бойцов, охраняющих рубежи нашей Родины.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой,
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.
Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Ой, ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.
В основу песни на «Безымянной высоте» из к\ф «Тишина», положена действительная история о безымянной высоты 224,1 метра, которая находится в Калужской области Куйбышевского района, около посёлка Рубеженка. Её защищали 18 солдат-сибиряков, они приняли бой против двухсот гитлеровцев, защищая свою родную землю. До сих пор жители посёлка помнят имена всех 18 ребят из 139 стрелковой дивизии. И только двое ребят осталось в живых…
В 1996 году на безымянной высоте возле посёлка Рубеженка, был установлен памятник этим 18 героям.
Поэта Михаила Матусовского поразила эта история, и он написал стихотворение:
Дымилась роща под горою,
А вместе с ней горел закат.
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят…
Как много их, друзей хороших
Лежать осталось в темноте...
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
М. Матусовский с опозданием узнал, что в живых осталось два бойца, и песне осталась строка «нас оставалось только трое…».
Песня «Лизавета» из к\ф «Александр Пархоменко». Ещё её называют «Песня Гайворона» - это один из главных героев фильма, моряк, перешедший в Красную Армию. Авторы песни — поэт Евгений Долматовский и композитор Никита Богословский очень точно отразили в ней настроение времени не только прошлого, но и того настоящего, в которое она создавалась, и, что примечательно, угадали в том далеком 1942 году, когда снимался фильм, в какую пору придет долгожданная Победа. Песня впервые была опубликована в 1943 году.
Ты ждешь, Лизавета, от друга привета.
Ты не спишь до рассвета, все грустишь обо мне.
Одержим победу, к тебе я приеду
На горячем боевом коне.
Приеду весною, ворота открою.
Я с тобой, ты со мною, неразлучны навек.
В тоске и тревоге не стой на пороге!
Я вернусь, когда растает снег!
Моя дорогая, я жду и мечтаю.
Улыбнись, повстречая, был я храбрым в бою.
Эх, как бы дожить бы до свадьбы-женитьбы
И обнять любимую свою.
Композитор Юрий Милютин много работал во время ВОВ. Крепко сдружился с бойцами, с которыми общался на фронте. В послевоенные годы дружба его с воинами еще более окрепла. Он часто бывал в воинских частях, внимательно прислушивался к тому, какие песни звучат в солдатском строю. «Когда поют солдаты» — одна из лучших песен композитора, посвященных советским воинам. Она была создана в соавторстве с известным советским поэтом М. С. Лисянским.
Земля зарей объята, знамена впереди.
Без песни нет солдата, без песен нет пути.
Рассветы и закаты навстречу нам летят.
Когда поют солдаты, спокойно дети спят.
«Когда поют солдаты, спокойно дети спят» - главная тема песни. Значит всё спокойно, травка растёт, солнышко светит, пушки молчат.
Таким образом, удобнее и шире можно раскрыть музыкальный образ песни, зная историю создания произведения. Внимательно, разбирая каждую строфу, прочитать стихотворение. Прочитать стих в ритме, который предлагает композитор. Сыграть и пропеть сольфеджио мелодию. Провести конкурс рисунков для конкретной песни, всё это помогает глубже раскрыть задумку авторского тандема: композитора и поэта.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: muzycalca
Просмотров: 3540 | Загрузок: 58 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
В уроке представлены разные типы работы, что, несомненно, делает его более эффективным и интересным для детей. Не хватает списка литературы.

спасибо за замечание! постараюсь доработать материал smile

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог