Аннотация Дальтон — это город в США, где впервые была создана Дальтон- школа. Отсюда и произошло название. Сейчас такие школы распространены в США, Голландии и многих других странах. Дальтон-технология - это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом – принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон технологии. Принцип свободы. Свобода – это право выбора учеником темы, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью. Принцип самостоятельности. Самостоятельность – это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор. Принцип сотрудничества. Сотрудничество – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе. Все эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии реализуются через дальтон-план, включающий в себя задания, лабораторию и «дом». Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай, с кем хочешь; спрашивай, кого хочешь, но отвечать за выполнение задания БУДЕШЬ САМ (ответственность). План – конспект интегрированного урока. Тип урока: изучение нового материала Вид урока: комбинированный Цель урока: Показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка – дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными. Задачи урока: 1. Воспитание интереса и любви к классической музыке, формирование умения слышать музыку, образного мышления, развитие богатого воображения. 2. Развитие навыков грамотного, выразительного хорового пения. 3. Анализ басни И. А. Крылова "Квартет”. Эпиграф к уроку: Люблю, где случай есть, пороки пощипать... И.А. Крылов Ход урока. 1.Оргмомент. Слово учителя музыки Здравствуйте, ребята. Наш урок я хочу начать словами композитора и музыкального критика Ц. А. Кюи: « При соединении слова с музыкой одно пополняет другое: слову музыка сообщает необыкновенную силу выражения, музыке слово – полную определённость. Соединение поэзии с музыкой может увеличить силу впечатления той и другой. Довести её до высшего предела, а это и составляет задачу искусства». Сегодня на уроке мы попробуем почувствовать и понять, как усиливает впечатления музыка и литература совместно. Вы сегодня можете выбрать для себя направление: можно отвечать на вопросы, связанные с литературой, а можно- с музыкой. Все ответы должны быть правильными, полными, чтобы в конце урока каждый получил хорошую оценку. Также вы можете выбирать те задания , с которыми справитесь: за слишком сложные можно не браться. И ещё одна особенность нашего урока: вы можете сегодня работать в разных группах ( кто-то в группе из двух человек, кто-то - из трёх и более). Учащиеся объединяются в микрогруппы, выбирают направления, по ходу урока выбирают себе задания по силам, группы работают по очереди. Учитель музыки: Ответьте вопросы на доске: - Что же даёт слову музыка? - А что даёт соединение поэзии и музыки? – Ребята, в каких художественных произведениях звучит музыка или музыка является составной его частью? Отвечают учащиеся двух направлений: ("Осёл и соловей”, "Скворец”, "Кошка и соловей”, Кукушка и петух”). – Какие музыкальные произведения написаны на основе творений поэтов? Ответ учащихся (опера "Иван Сусанин”, "Борис Годунов”, "Руслан и Людмила”, балет "Спящая красавица”, "Щелкунчик”, увертюра "Пер Гюнт”). – Спасибо, вы назвали музыкальные произведения, сказки поэмы, басни. Сегодня мы остановимся непосредственно на баснях. Слово учителя литературы. Иван Андреевич Крылов родился в 60-х годах XVIII столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства. О матери Крылов вспоминал так: «Она была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей». Жизнь Ивана Андреевича сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком.. Будущий баснописец любил бывать среди простого народа, сидеть на берегу Волги и слушать речи прачек, а потом рассказывать знакомым запомнившиеся ему поговорки и анекдоты. С 70-х годов XVIII века начинается расцвет русской басни. Попробовал себя в роли баснописца и Крылов. Но прежде чем стать баснописцем, он прошёл большой путь писателя: издавал журналы, писал трагедии, комедии, а басни стал сочинять уже став зрелым писателем. Басни И.А.Крылова любят и читают, а также изучают. Басни учат, высмеивают и осуждают невежественных, самоуверенных людей, берущихся не за свое дел. Ученики: В своих произведениях он учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. И.А. Крылов учит мудрости жизни. А сейчас запишите определение басни в тетради. Басня – краткий, чаще всего стихотворный рассказ, как правило, нравоучительного характера. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей. – Назовите, пожалуйста, басни, в которых темой общения главных действующих лиц является музыка? Ответ учащихся ("Осёл и соловей”, "Скворец”, "Кошка и соловей”). 2.Объяснение новой темы: – Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной музыкальной басней И. А. Крылова, в которой музыка является одним из действующих лиц, она называется "Квартет”. Но чтобы начать разговор об этой басне, мы должны иметь представление о том, что это такое – квартет. Слово учителя музыки. Вот четыре музыканта Замечательно играют, Этот маленький оркестрик Все квартетом называют. – Квартет – ансамбль из четырёх исполнителей. Сочиняли и сочиняют музыкальные произведения с названием "Квартет”. СЛУШАНИЕ И ПРОСМОТР : И.А.Крылов «Квартет» видео-ролик: книга,1972г.изд. басня И.А.Крылова «Квартет» Классический квартет – произведение из четырёх частей для четырёх исполнителей играющих на струнных, духовых инструментах. Бывают и вокальные квартеты. Слово учителя литературы. – Известно, что почти каждая басня написана автором на основе конкретного факта, события. Можно дать совершенно точный адрес любой басни И. А. Крылова, назвать её прототип. Прототип – реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания образа. Не является исключением и басня "Квартет”. Слово ученику-литератору (историческая справка): – Впервые басня напечатана в 1811 году. В этой басне высмеян Государственный Совет в составе Мордвинова, Завадовского, Лопухина, Аракчеева, преобразованный в 1810 году Александром I. Четыре департамента совета должны были провести ряд реформ, однако всё свелось к пустым разговорам. (Чтение басни "Квартет” учениками по ролям). Слово учителя литературы. Анализ басни. – Хорошо, басню мы прослушали. А теперь я вас попрошу вернуться к первым строчкам басни. Всего девять строк, а понять из них можно очень многое. Попробуйте найти отношение баснописца к своим героям. Верит ли он, что у них что-то получится? Какими словами он передаёт желание зверей сыграть квартет? (Затеяли). Какими глаголами И. А. Крылов передаёт их игру? (Ударили в смычки, дерут). А как сами звери относятся к тому, что они собираются делать? (Пленять своим искусством свет, Запляшут лес и горы) А кто же участники квартета? ( Проказница Мартышка, Осёл, Козёл, Косолапый Мишка) Узнав участников квартета, можно ли сказать, какая музыка у них получится? Давайте поговорим о каждом участнике квартета отдельно. Первая участница квартета Мартышка. Как называет её автор? (Проказница). Расскажите, пожалуйста, об этом животном. Может, вспомните какие-либо крылатые выражения, помогающие дать ей характеристику. Подберите эпитеты. Хорошо. Вы дали словесный портрет этой героини. А теперь давайте обратимся к музыке. Пусть она поможет создать этот образ более полно. Слово учителя музыки. – Прослушайте две мелодии, выберите ту, которая больше подходит и почему? (Исполняется два произведения, разные по характеру). Слово учителя литературы. – Следующий герой – Осёл. – Что о нём можно сказать, как о животном, какой из него выйдет музыкант? – А теперь опять обратимся к музыке, какая она должна быть, чтобы иметь наиболее полное представление? -Следующий герой – Козёл, подберите эпитеты дающие характеристику данному герою. – Последний участник квартета – Мишка. – Как называет его Крылов? – Какой это герой? – Что можно сказать о музыкальных способностях медведя? – Кто же разоблачает их невежество? – Кто стал их судьёй? – А как вы думаете, почему именно он? – Пусть опять на помощь нам придёт музыка и поможет нам увидеть соловья. Слово учителя музыки. – Прослушайте две мелодии, выберите ту, которая больше подходит и почему? (Одна мелодия в медленном темпе, другая в быстром). Слово учителя литературы. – А как в этой басне выражена главная мысль, мораль? – А как вы поняли суть морали? – Важно не только уметь играть или сидеть по-особому, но и иметь способности. – Так о чём же эта басня, кого она высмеивает? (Она разоблачает людей хвастливых, берущихся не за своё дело). – А сейчас давайте прослушаем басню ещё раз, но на этот раз в сопровождении музыки. 3.Закрепление изученного материала Слово учителя музыки – Вы прослушали чтение басни , что при этом дала музыка? (Ответы учащихся). – Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что музыка и литература дополняют друг друга, усиливают впечатления при прослушивании произведений. Учитель оценивает работу каждого. Домашнее задание: 1) Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока. 2) Читать басни Крылова и обратить особое внимание на те басни , где звучит мысль или упоминание что связано с музыкой. 3) Изобразите в рисунке что можно было бы обозначить термином «квартет».
Познавательная статья, много интересного материала. Не совсем понятно применение Дальтон-технологии, она работает только в выборе группы и выборе заданий?
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.