Сегодня: 25.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Музыка » Уроки, конспекты


Интегрированное занятие с использованием Дальтон - технологии 5 клас

СКАЧАТЬ (330.2 Kb) 08.11.2013, 15:01
Душина Лариса Дмитриевна
учитель музыки и МХК, МОУ "СОШ №12 г.Балашова Саратовской области"
Интегрированное занятие с использованием Дальтон - технологии
« Музыка в басне И.А. Крылова»



Авторы:
Карькаева Людмила Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 12 г. Балашова Саратовской области»

Душина Лариса Дмитриевна,
учитель музыки
МОУ «СОШ № 12 г.Балашова Саратовской области»

Возраст: 10-11 лет
5 класс

2013 год

Аннотация
Дальтон — это город в США, где впервые была создана Дальтон- школа. Отсюда и произошло название. Сейчас такие школы распространены в США, Голландии и многих других странах.
Дальтон-технология - это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом – принципом гуманизма. В этом суть философии Дальтон технологии.
Принцип свободы. Свобода – это право выбора учеником темы, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Но эта свобода сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свободно выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем. Таким образом, свобода сочетается с ответственностью.
Принцип самостоятельности. Самостоятельность – это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.
Принцип сотрудничества. Сотрудничество – это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать другим, отвечать за работу в группе.
Все эти исходные позиции философии рассматриваемой технологии реализуются через дальтон-план, включающий в себя задания, лабораторию и «дом».
Таким образом, основная идея этой технологии заключается в следующем: работай, с кем хочешь; спрашивай, кого хочешь, но отвечать за выполнение задания БУДЕШЬ САМ (ответственность).
План – конспект интегрированного урока.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Цель урока: Показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка – дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными.
Задачи урока:
1. Воспитание интереса и любви к классической музыке, формирование умения слышать музыку, образного мышления, развитие богатого воображения.
2. Развитие навыков грамотного, выразительного хорового пения.
3. Анализ басни И. А. Крылова "Квартет”.
Эпиграф к уроку:
Люблю, где случай есть, пороки пощипать...
И.А. Крылов
Ход урока.
1.Оргмомент.
Слово учителя музыки
Здравствуйте, ребята. Наш урок я хочу начать словами композитора и музыкального критика Ц. А. Кюи: « При соединении слова с музыкой одно пополняет другое: слову музыка сообщает необыкновенную силу выражения, музыке слово – полную определённость. Соединение поэзии с музыкой может увеличить силу впечатления той и другой. Довести её до высшего предела, а это и составляет задачу искусства».
Сегодня на уроке мы попробуем почувствовать и понять, как усиливает впечатления музыка и литература совместно. Вы сегодня можете выбрать для себя направление: можно отвечать на вопросы, связанные с литературой, а можно- с музыкой. Все ответы должны быть правильными, полными, чтобы в конце урока каждый получил хорошую оценку. Также вы можете выбирать те задания , с которыми справитесь: за слишком сложные можно не браться. И ещё одна особенность нашего урока: вы можете сегодня работать в разных группах ( кто-то в группе из двух человек, кто-то - из трёх и более).
Учащиеся объединяются в микрогруппы, выбирают направления, по ходу урока выбирают себе задания по силам, группы работают по очереди.
Учитель музыки:
Ответьте вопросы на доске:
- Что же даёт слову музыка?
- А что даёт соединение поэзии и музыки?
– Ребята, в каких художественных произведениях звучит музыка или музыка является составной его частью?
Отвечают учащиеся двух направлений: ("Осёл и соловей”, "Скворец”, "Кошка и соловей”, Кукушка и петух”).
– Какие музыкальные произведения написаны на основе творений поэтов?
Ответ учащихся (опера "Иван Сусанин”, "Борис Годунов”, "Руслан и Людмила”, балет "Спящая красавица”, "Щелкунчик”, увертюра "Пер Гюнт”).
– Спасибо, вы назвали музыкальные произведения, сказки поэмы, басни. Сегодня мы остановимся непосредственно на баснях.
Слово учителя литературы.
Иван Андреевич Крылов родился в 60-х годах XVIII столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства.
О матери Крылов вспоминал так: «Она была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей».
Жизнь Ивана Андреевича сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком.. Будущий баснописец любил бывать среди простого народа, сидеть на берегу Волги и слушать речи прачек, а потом рассказывать знакомым запомнившиеся ему поговорки и анекдоты.
С 70-х годов XVIII века начинается расцвет русской басни. Попробовал себя в роли баснописца и Крылов. Но прежде чем стать баснописцем, он прошёл большой путь писателя: издавал журналы, писал трагедии, комедии, а басни стал сочинять уже став зрелым писателем. Басни И.А.Крылова любят и читают, а также изучают. Басни учат, высмеивают и осуждают невежественных, самоуверенных людей, берущихся не за свое дел.
Ученики: В своих произведениях он учит людей узнавать самих себя, помогает обнаруживать недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. И.А. Крылов учит мудрости жизни.
А сейчас запишите определение басни в тетради.
Басня – краткий, чаще всего стихотворный рассказ, как правило, нравоучительного характера. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.
– Назовите, пожалуйста, басни, в которых темой общения главных действующих лиц является музыка?
Ответ учащихся ("Осёл и соловей”, "Скворец”, "Кошка и соловей”).
2.Объяснение новой темы:
– Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной музыкальной басней И. А. Крылова, в которой музыка является одним из действующих лиц, она называется "Квартет”. Но чтобы начать разговор об этой басне, мы должны иметь представление о том, что это такое – квартет.
Слово учителя музыки.
Вот четыре музыканта
Замечательно играют,
Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют.
– Квартет – ансамбль из четырёх исполнителей. Сочиняли и сочиняют музыкальные произведения с названием "Квартет”.
СЛУШАНИЕ И ПРОСМОТР : И.А.Крылов «Квартет»
видео-ролик: книга,1972г.изд. басня И.А.Крылова «Квартет» Классический квартет – произведение из четырёх частей для четырёх исполнителей играющих на струнных, духовых инструментах. Бывают и вокальные квартеты.
Слово учителя литературы.
– Известно, что почти каждая басня написана автором на основе конкретного факта, события. Можно дать совершенно точный адрес любой басни И. А. Крылова, назвать её прототип.
Прототип – реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания образа. Не является исключением и басня "Квартет”.
Слово ученику-литератору (историческая справка):
– Впервые басня напечатана в 1811 году. В этой басне высмеян Государственный Совет в составе Мордвинова, Завадовского, Лопухина, Аракчеева, преобразованный в 1810 году Александром I. Четыре департамента совета должны были провести ряд реформ, однако всё свелось к пустым разговорам. (Чтение басни "Квартет” учениками по ролям).
Слово учителя литературы. Анализ басни.
– Хорошо, басню мы прослушали. А теперь я вас попрошу вернуться к первым строчкам басни.
Всего девять строк, а понять из них можно очень многое. Попробуйте найти отношение баснописца к своим героям. Верит ли он, что у них что-то получится?
Какими словами он передаёт желание зверей сыграть квартет? (Затеяли).
Какими глаголами И. А. Крылов передаёт их игру? (Ударили в смычки, дерут).
А как сами звери относятся к тому, что они собираются делать? (Пленять своим искусством свет, Запляшут лес и горы)
А кто же участники квартета? ( Проказница Мартышка, Осёл, Козёл, Косолапый Мишка)
Узнав участников квартета, можно ли сказать, какая музыка у них получится?
Давайте поговорим о каждом участнике квартета отдельно.
Первая участница квартета Мартышка. Как называет её автор? (Проказница).
Расскажите, пожалуйста, об этом животном.
Может, вспомните какие-либо крылатые выражения, помогающие дать ей характеристику. Подберите эпитеты.
Хорошо. Вы дали словесный портрет этой героини. А теперь давайте обратимся к музыке. Пусть она поможет создать этот образ более полно.
Слово учителя музыки.
– Прослушайте две мелодии, выберите ту, которая больше подходит и почему? (Исполняется два произведения, разные по характеру).
Слово учителя литературы.
– Следующий герой – Осёл.
– Что о нём можно сказать, как о животном, какой из него выйдет музыкант?
– А теперь опять обратимся к музыке, какая она должна быть, чтобы иметь наиболее полное представление?
-Следующий герой – Козёл, подберите эпитеты дающие характеристику данному герою.
– Последний участник квартета – Мишка.
– Как называет его Крылов?
– Какой это герой?
– Что можно сказать о музыкальных способностях медведя?
– Кто же разоблачает их невежество?
– Кто стал их судьёй?
– А как вы думаете, почему именно он?
– Пусть опять на помощь нам придёт музыка и поможет нам увидеть соловья.
Слово учителя музыки.
– Прослушайте две мелодии, выберите ту, которая больше подходит и почему? (Одна мелодия в медленном темпе, другая в быстром).
Слово учителя литературы.
– А как в этой басне выражена главная мысль, мораль?
– А как вы поняли суть морали?
– Важно не только уметь играть или сидеть по-особому, но и иметь способности.
– Так о чём же эта басня, кого она высмеивает?
(Она разоблачает людей хвастливых, берущихся не за своё дело).
– А сейчас давайте прослушаем басню ещё раз, но на этот раз в сопровождении музыки.
3.Закрепление изученного материала
Слово учителя музыки
– Вы прослушали чтение басни , что при этом дала музыка? (Ответы учащихся).
– Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что музыка и литература дополняют друг друга, усиливают впечатления при прослушивании произведений.
Учитель оценивает работу каждого.
Домашнее задание:
1) Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока.
2) Читать басни Крылова и обратить особое внимание на те басни , где звучит мысль или упоминание что связано с музыкой.
3) Изобразите в рисунке что можно было бы обозначить термином «квартет».


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: laria
Просмотров: 2193 | Загрузок: 75 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Познавательная статья, много интересного материала. Не совсем понятно применение Дальтон-технологии, она работает только в выборе группы и выборе заданий?

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог