Компетентностный урок с позиций использования проектной технологии 3 класс
«Сказка о том, как Принц нашел любовь»("Педагогика взаимопонимания")
Цель: обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных муз. инструментах, музыкально-пластические движения и импровизации).
Результаты
Личностные: 1. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования; 2. Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками и учащимися разных классов при решении различных творческих задач (в том числе музыкальных). Метапредметные: 1. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей. 2. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Предметные: 1. Участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций. 2. Исполнение вокально-хоровых произведений, исполнение театрализованных и музыкально-пластических композиций. Тип занятия: обобщение. Методы: 1. Междисциплинарных взаимодействий. 2. Творческий подход. 3. Системный подход. 4. Восхождения от частного к общему. Деятельность учителя: Выражение чувств и мыслей человека. Музыкальные и речевые интонации. Выстраивание логических цепочек для осмысления чувства. Оперирование наглядным материалом для активизации деятельности детей. Деятельность учащихся: Сравнивают музыкальные и речевые интонации, определяют их сходства и различия. Определяют жизненную основу музыкальных интонаций. Воплощают эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: - сочинении ритмических рисунков, - сочинении рифм, - совместном и сольном пении, - пластических интонированиях, - пластических и музыкальных импровизациях.
Ход занятия Приветствие присутствующих. Учитель: каждый человек на протяжении жизни переживает различные чувства. Какие чувства может испытывать человек? (Дети записывают на доске имена чувств – Радость, Грусть, Интерес, Удовольствие, Обида, Вина, Страх, Злость). Без каких чувств можно прожить человеку? (Дети, приглашенные на занятие в качестве гостей, называют страх, злость, обиду). Мы с ребятами 3 класса размышляли над этими проблемами. Сочинили сказку. Предлагаем ее вашему вниманию, а также поразмышлять над этими проблемами вместе с нами. Ученик: жили-были Король и Королева. СЛАЙДЫ. И не было у них детей. Некому было передать трон. Они были в отчаянии: плакали, просили бога о помощи. И вот, наконец, сбылась их мечта: у них родился долгожданный сын. Счастливые родители издали такой указ: всем поданным только радовать Принца, учить его только радоваться. Ответственным был назначен Шут. СЛАЙДЫ (работы детей). Учитель: чему учил Шут? (Хлопайте в ладоши, если согласны): -смеяться, -бегать и играть в догонялки, -рассказывать анекдоты, -петь частушки, -есть конфеты, -получать сюрпризы, -читать серьезные стихи, -быть ответственным, -делать уроки, -петь веселые песни. Какие веселые песни вы знаете? Исполняется песня «Кадэ Руссель». Каждое утро Шут будил Принца веселой песней. Исполняется «Песенка о смехе» В.И.Петрушина. Наш Принц решил, что его жизненным девизом отныне будут слова из этой песни: «Весело, весело, ах, как нам весело!» Однажды к Принцу приехал Принц из соседнего государства с целью установления деловых отношений. «Как будете управлять государством, когда станете взрослым?» - спросил он. В ответ услышал строки из песни: «Весело, весело». «А если будет эпидемия гриппа, как будете решать проблему?» В ответ слышал: «Весело…». Ни один из соседей - принцев не захотел дружить с беззаботным Принцем. Ему стало грустно. На помощь пришли Поэт и Композитор. СЛАЙДЫ. Поэт читал грустные стихи, утешая Принца. Композитор показал долины, поляны цветов, сады, морские волны, дубравы, как танцуют листья. Поэт и Композитор вместе с Принцем кружились вокруг новогодней елки… Принц стал учиться писать стихи сам. И мы с ребятами 3 класса тоже стали учиться писать стихи. Ребята, объясните, что такое синквейн и предложите вниманию наш синквейн о Грусти. Дается определение синквейна. Ребята рисуют линии повышения и понижения разговорных интонаций синквейна о Грусти, мелодекламируют, пропевают строки, записывает на диктофон. Все подхватывают эту распевку – синквейн о Грусти, поют. Композитор, чтобы утешить Принца, написал грустную песню. Исполняется песня «Грусть» (муз.В.Шаповалова, сл.К.Рыжова). Учитель дает задание проанализировать стихотворение «Ковров» ковровского поэта Б.Г.Воронина учащимся 3 класса. Ребята находят ритмическую формулу, в которой мы видим четкое чередование сильных и слабых шагов. Далее ребята выявляют, что все последующие строки укладываются в эту формулу. Проверяют срифмованность нужных слов. Делают вывод, что в стихотворении есть ритм, рифмы, содержание. По такой формуле можно и самим пробовать сочинять свои стихи. Учитель: итак, Принц нашел любимое дело – он стал сочинять стихи. Ему хотелось прочитать свои стихи соседям-принцам, но они не хотели с ним общаться. Почему, он не понимал. И от этого очень страдал. Однажды ему приснилась Царица Мудрости (СЛАЙД) и сказала, что у него проблемы по причине незнания меры, а все хорошо в меру. Принц проснулся и стал размышлять о том, какие однокоренные слова есть к слову «мера». Задание: найти однокоренные слова к слову «мера». Это слова «измерять» (вес, рост, время), «умерять» (пыл, нрав). Но Принц не знал, как измерять вес, рост, как правильно питаться, не знал, что такое режим, как пользоваться часами, что такое притязания и зачем их умерять. На помощь пришел ученый Звездочет и сказал, что Принц найдет ответы на все вопросы в школе и привел его учиться. В этой школе учили разным наукам, например видению необычного в обычном. Давайте заглянем на один урок. Он называется: «Что ты видишь?» (дети рассматривают каракули и находят различные образы людей, животных). Исполняется песня «Ужасно интересно…» (муз. В.Шаинского, сл.Г.Остера). В этой школе учились два мальчика, которые всегда всех били, пугали. Что они любили? Хлопайте в ладоши, если согласны с тем, что они любили: -наносить синяки, -распускать кулаки, -дарить цветы, -ломать вещи, -бить стекла, -кричать, -ссориться, -подавать дамам ручки… Поданные подговорили Принца изгнать из королевства этих мальчиков под предлогом, что в их королевстве не должно быть ссор и драк. Принц послушался и выгнал их. И вот, однажды он получил письмо от неизвестной Принцессы, которая умоляла его срочно ее освободить из темницы, находящейся в чаще леса. Принц, не раздумывая, бросился на помощь. Исполняется пластический этюд «В пещере горного короля». Содержание: под музыку Э.Грига мальчики в масках со злыми гримасами заманивают Принца на ковер (темница), снимая маски и улыбаясь, когда сталкиваются с ним глазами; бросив его в темницу, запирают ее и уходят (пластические импровизации). Поэт, Композитор, Ученый, Шут освободили Принца из ловушки, в которую его заточили, как все поняли, изгнанные два злых мальчика. Принц задумался: если бы он за спинами тех мальчиков не сплетничал, а сказал им в глаза, что бить и пугать друзей, ломать мебель в школе - это нечестно, неблагородно. Если бы он проявил к ним любовь, т.е. понимание, доброту, они бы прислушались, изменились, а он их изгнал, и они ожесточились. Принц испытывал чувство вины. Он понял: надо творить добрые дела. Исполняется песня «Если добрый ты» (муз. Б.Савельева, сл. М.Пляцковского). На помощь к Принцу пришла Фрейлина – воспитательница. Она знала, как говорить с такими мальчиками. Поговорила. И они сами пришли во дворец. И долго разговаривали с Принцем об обидах, о страхе, о злости. И договорились, что больше никто никогда не будет обижать друзей, что будут во всем друг другу помогать. Принц созвал совет и приказал всем уважать друг друга, создавать условия для развития творческих способностей каждого. Личным примером он показывал, как надо учиться: он учился старательно, выполняя все задания учителей и воспитателей. И вырос добрым, умным и всесторонне развитым. В нашем 3 классе тоже созданы все условия для развития каждого ученика: Руслан Гасанов учится поднимать всем настроение, Соня Маммабуттаева учится рисовать, пробует писать стихи, Ксюша Суходолина – музыку, Заур Бултыхов вдохновляет нас на учебу, Дима Дондин не позволяет останавливаться на достигнутом, зовет идти вперед, Руслан Рзаев и Дима Котелевский учатся нас защищать, Умида Маджонова следит за соблюдением правил, чтобы все было по справедливости, а Оксана Андросова - наша запевала. Исполняется песня «Наша школа». В нашем классе каждый занимается любимым делом, развивая свои способности. А вместе мы – одна команда, сочинившая и показавшая эту музыкальную сказку. Обобщение. Какие чувства, на ваш взгляд важнее? Без каких чувств можно прожить, а без каких нельзя? Главное чувство – это любовь, но без других чувств тоже невозможно жить, потому что все вместе они - одна семья, а значит, должны друг другу помогать. Как мы в нашем 3 классе! Домашнее задание. Поразмышляйте, как в музыке выражает композитор разные чувства? Приведите примеры из прозвучавших на занятии произведений.
|