Конспект урока по вокалу на тему
«Песня — душа народа»
Данный конспект может быть полезен педагогам-вокалистам в сфере дополнительного образования детей, учителям музыки при изучении трех китов-жанров музыки как одной из составляющей темы «Песня». Конспект разработан для применения на начальном этапе обучения пению.
Продолжительность урока 45 минут. Обучение индивидуальное.
Тип урока: комбинированный.
Цель: углубить знания учащегося о жанре «песня», наиболее простой форме вокальной музыки, опираясь на первоначальный «багаж» ребенка.
Задачи: обогатить представление ученика о разнообразии песен при сопоставлении контрастных по характеру образцов;
осмысление песенного начала для формирования навыков исполнения кантилены;
передавать характерные черты песенности: выразительную гибкость мелодии, протяженность дыхания, текучесть
Ход урока.
1.Орг. Момент. После приветствия педагог задает ученице вопрос:
-Вспомни, с чего мы начинали предыдущее занятие?
(-с распевки)
Правильно. А зачем нужно распеваться?
(- Чтобы разогреть голос, настроиться на урок, настроить слух, чтобы легче было петь и др.)
Какие попевки с предыдущего урока ты запомнила?
(педагог помогает ученице назвать несколько попевок)
2.Распевание.
Педагог предлагает спеть ранее выученную попевку «Не летай соловей» обработка Егорова.
Задача: добиваться плавного, легкого звучания; формирование навыка мягкой атаки звука.
1) исполнение со словами;
2) исполнение на слог « лю»;
3) исполнение на слог «ду»;
Русская народная попевка «Скок, скок, поскок».
Задача: добиваться того, чтобы куплеты исполнялись по - разному,
а именно:
1 куплет - подвижно, весело, игриво. Способ звуковедения - легкое стаккато. Твердая атака звука.
2 куплет - медленно, нежно. Способ звуковедения — легато. Мягкая атака.
1) исполнение со словами;
2) на слоги 1 куплет - «но», 2 куплет - «ле».
3.Беседа. Вопросы педагога: - Эту попевку можно назвать песней? А кто ее сочинил, придумал? Ее придумал народ. Это русская народная песенка - попевка. Когда и почему поет человек?
В результате беседы подвести к выводу, что в разных жизненных ситуациях человек поет разные по настроению песни: веселые, грустные, торжественные, спокойные, задорные. И поются они по разному. Гимн- это песня, которую исполняют в особо торжественные моменты. А колыбельная- это спокойная , ласковая песня, которой убаюкивают ребенка, ее нельзя петь слишком громко. Весело и задорно звучат песни игровые, шуточные, дразнилки.
Для более четкого разграничения представлений о характере песен педагог демонстрирует знакомые ребенку образцы: Русскую народную попевку«Люли, люли», «Андрей-воробей», белорусскую народную песню « Сел комарик на дубочек».
4.Работа над песней « Сел комарик на дубочек» в обработке Полонского.
Задача: работа над выразительностью в пении.
На примере песни педагог вместе с учеником выясняет, как композитор, пользуясь вариационностью в сопровождении, еще глубже и выразительнее передает содержание песни.
Играя аккомпанемент каждого куплета, педагог предлагает самостоятельно определить их вариантное изложение. Аккомпанемент 1 и 4 куплетов одинаков:короткие, отрывистые фразы в высоком регистре точно передают образ бравого комарика, который «напевает и черных мушек забавляет».
2 куплет -появление новой игровой мелодии, которая производит впечатление полета комарика. Кажется, что он кружится в воздухе, опускается на дерево, продолжая свою беззаботную забаву. Выясняется, что шуточный характер содержания этих куплетов требует веселого характера музыки. В 3 куплете сопровождение изображает бурю, которая «сдула комара». При исполнении этого куплета необходимо передать его суровый, решительный характер.
Повторное исполнение песни.
5.Ознакомление с новой песней. «Котя, котенька, коток» в обработке Попатенко.
Этапы работы над песней:
1)Вступительное слово. Для активизации внимания можно задать вопрос: -Когда может звучать эта песня, кто ее может петь?
2)Исполнение песни педагогом.
3)Беседа о прослушанном.
4)Разучивание по фразам, опираясь на осмысление учащимся сходства и отличия музыкальных фраз.
5)Исполнение песни целиком совместно с педагогом.
Осознанное восприятие мелодического содержания колыбельной песни должно основываться на анализе ее наиболее характерных музыкально-выразительных особенностей. Следует обратить внимание ученика на доступные для него характеристики мелодии как темп (медленный), артикуляция (связно), динамика (тихо) без употребления еще незнакомых ребенку самих терминов.
Чтобы ярче почувствовать плавность мелодической линии можно предложить ученику сопровождать пение движением руки. - Как качают колыбельку?- Осторожно, аккуратно, плавно, мягко, с любовью, нежно.
6.Итог урока.
На примере народных песен и попевок, близких детскому восприятию, включить ребенка в процесс активного творческого действия, способствовать пониманию жанровости музыки, осознанию содержания песен и представлению о тех средствах, которыми оно выражено.
Используемый на уроке репертуар:
1.Русская народная песня« Не летай, соловей» .Обработка Егорова.
2.Русская народная песня « Скок, скок, поскок».
3.Русская народная песня « Люли, люли, прилетели гули».
4.Русская народная песня «Андрей-воробей».
5.Белорусская народная песня « Сел комарик на дубочек». Обработка Полонского.
6.Русская народная песня «Котя, котенька, коток».
|