Проект по здоровьесбережению " Путешествие в страну Неболейка" в начальной школе
(164.0 Kb)
16.03.2013, 14:28
Свищёва Марина Викторовна
воспитатель, ГБСКОУ школа-интернат "Перспектива"
«Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в начальной школе».
Название проекта: «Путешествие в страну Неболейки
Авторы проекта: Свищёва Марина Викторовна воспитатель начальных классов VIII вида
2010 год
Паспорт проекта Участники проекта: обучающиеся начальной школы (целевая аудитория), педагоги, родители обучающихся. Сроки осуществления проекта: Проект будет внедряться в период с 01. 09. 2011 г. по 01.06.2012 г. и будет состоять из нескольких этапов: Первый этап. Подготовительный, диагностический. Выявление проблемы. Формирование проблемы; Определение задач; Подбор и изучение методической литературы по данной теме. Составление плана работы, подбор методик. Подбор и изучение необходимой литературы Проведение информационно-просветительской работы среди родителей школьников. Анкетирование родителей на тему: «Ведёте ли Вы здоровый образ жизни?» Второй этап. Основной. - составление плана работы с педагогами и родителями. -консультирование педагогов по темам: «Овладение детьми элементами оздоровительных технологий», «Использование пальчиковой гимнастики в свободной деятельности»; - консультирование родителей по темам: «Нетрадиционные средства оздоровления детей», «Как избежать искривления осанки»; - проведение семинара – практикума по теме: «Оздоровительный массаж рук»; - организация спортивного развлечения с активным участием родителей по теме: « Мама, папа, я - здоровая семья» - привлечение педагогов и родителей к поиску нужной информации в методической литературе, журналах, Интернете и распространение её среди других педагогов и родителей; - повторная диагностика физического состояния детей. Третий этап. Завершающий. Уточнение и обобщение результатов внедрения проекта. Место проведения: ГБСКОУ школа – интернат г. Новокуйбышевска Виды проекта: по срокам – долговременный, по приоритетному виду деятельности - практико-ориентированный.
I. Вводная часть Проблема:
Повышенная заболеваемость среди учеников нашей школы. Необходимость определить комплекс условий для формирования здоровьесберегающей образовательной системы школы.
Актуальность проекта: Актуальность решения задачи психологического оздоровления воспитанников объясняется наличием у большинства из них таких негативных черт характера как: -агрессивность и жестокость по отношению к слабым и младшим товарищам, учителям и воспитателям, другим людям вообще, -эгоизм и неуживчивость в коллективе, -безволие и бесхарактерность, -пристрастие к вредным привычкам и неумение противостоять формам антисоциального поведения, -корыстолюбие и безволие, -слабость психолого-смыслового ядра личности. Это лишь частичный перечень личностных свойств относящихся к психологическому нездоровью, которое определяется не только генетическим кодом и неблагоприятными условиями развития ребенка в неблагоприятной семье в раннем возрасте, но и неверными методами воспитания, ошибками педагогического характера, собственной не заинтересованностью воспитанников в работе над собой, в стремлении познавать новое, трудиться и творить. Актуальность решения задачи физического оздоровления организма воспитанников объясняется ростом заболеваний различного характера, развитию которых способствуют: -неблагоприятная экологическая обстановка, -обучение подрастающего поколения в стенах образовательных учреждений ценой здоровья учащихся, условиями организации учебного процесса, -малоподвижный образ жизни, некомпетентность в знаниях и умениях поддерживать и укреплять свое здоровье. Актуальность решения задач общего оздоровления юного поколения объясняется и тем, что в наших образовательных учреждениях нет педагогики здоровья, вопросы культуры здоровья и здорового образа жизни преподаются по остаточному принципу.
Объект исследования - учащиеся класса .
Предмет исследования – влияние образовательных технологий на здоровье учеников.
Цель работы – найти эффективные здоровьесберегающие технологии для учащихся начальных классов.
Цель представленного проекта. Обеспечить благоприятные условия для воспитания у детей позитивного мышления и принципов здорового образа жизни, раскрытия их творческого потенциала.
Цель для детей. «Путешествуя по Стране Неболейка» узнать секреты и способы сохранения и укрепления здоровья.
Задачи: • Обобщить и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни. • Развивать понимание влияния физкультуры и спорта на здоровье. • Способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. • Формировать знания о правилах питания. Понятие гигиены и культуры питания. • Закрепить знания детей о витаминах и их пользе для здоровья человека. • Научить разбираться в полезных и вредных для формирования зубов продуктах, закрепить навыки ухода за зубами. • Обучить умению различать лекарственные травы. • Вовлечь родителей в работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Гипотеза - при условии формирования здоровьесберегающей образовательной системы появится возможность обеспечить сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи: • Разработка действенных мер и механизмов внедрения норм здоровьесберегающего поведения в социальную практику; • взаимодействия с социальным окружением по решению проблем здоровьесбережения; • эффективного использования возможностей ОУ для формирования культуры здоровья и здорового образа жизни. Разработка и реализация системы мер по обучению и воспитанию здорового человека – это комплексная задача, требующая скоординированных усилий всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей), опоры на социум. II. Основная часть. Теоретическое обоснование темы «Здоровье – не производное от лечения, а умение жить, учиться и трудиться, не причиняя вреда своему организму» (доктор медицинских наук, профессор Лебедев Н.Т.) Гуманистическая направленность обучения и воспитания предполагает гуманизацию всех сторон школьной жизнедеятельности, в том числе развитие здоровых сил ребёнка, его способности к самосовершенствованию. Развитие здоровых сил ребёнка начинается с решения такой значимой для детей и взрослых проблемы, как проблема сохранения и укрепления нравственного, психологического и физического здоровья. Напряжённые и интенсивные условия современной жизни, существенное изменение содержания и форм школьного обучения с особой остротой ставят вопрос о влиянии факторов обучения на здоровье ребёнка, о соотношении факторов обучения и здоровья в общем развитии. Банальное представление: « Здоров тот, кто не болеет», - как бы освобождает учителя от ответственности за формирование здоровья детей; в учебных программа вопросы здоровья преподаются по остаточному принципу, при этом делается акцент на негативных фактах здоровья ( несчастные случаи, табакокурение, алкоголизм, наркомания и т.п.); условия организации образовательного процесса не в полной мере отвечают требованиям обеспечения сохранности здоровья. Также можно говорить о том, что при рассмотрении вопросов, касающихся здоровья, слабо учитываются мотивы каждого возраста к восприятию материала. У детей и подростков не формируется потребность сохранять и укреплять своё здоровье и здоровье окружающих людей, как необходимое и очень важное качество человека, как основу его самосовершенствования, основу его семейной жизни и профессиональной деятельности. У школьников отсутствуют постоянные действия по приобретению знаний, умений и навыков сохранения здоровья. В школе систематически используются социально-психологические и психолого-педагогические методы диагностики ( методики выявления уровня тревожности, напряжённости, самооценки, характера взаимоотношений учащихся с педагогами, изучения социально-психологической комфортности ученического коллектива, уровня воспитанности, определения удовлетворённости жизнедеятельностью школы субъектов образовательного процесса) . Результаты диагностики состояния психологического здоровья учащихся свидетельствуют о наличии у части школьников таких негативных черт характера как агрессивность, эгоизм и неуживчивость в коллективе, безволие и бесхарактерность, пристрастие к вредным привычкам и неумение противостоять формам безнравственного поведения, корыстолюбие и безлюбие, слабость психолого-смыслового ядра личности. Это лишь частичный перечень личностных свойств, относящихся к психологическому нездоровью, которое определяется не только генетическим кодом и неблагоприятными условиями развития ребёнка в неблагополучной семье, но и ошибками педагогического характера, собственной незаинтересованностью детей в работе над собой, в стремлении познавать и открывать новое, творить, трудиться. Безусловно, основные предпосылки психологического здоровья формируются в семье, которая призвана помочь ребёнку главными воспитательными методиками: любовью, радостью, ответственностью за разностороннее развитие ребёнка. Но решение такой сложной задачи в сегодняшних условиях жизни не под силу одним родителям. Необходима помощь педагогов и психологов, умеющих организовать учебную и воспитывающую, развивающую деятельность так, чтобы она была успешна и творчески результативна. Сегодня как никогда становится ясно, что проблема воспитания здорового человека требует своего решения в контексте его духовного роста и совершенствования. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано, что «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Вопросы духовности и здоровья надо рассматривать во взаимосвязи. «Духовное благополучие» и «духовность» - важнейшие элементы здоровья человека. Именно поэтому перед педагогами и родительской общественностью ставится задача найти механизмы становления духовности детей, подростков, юношества. Школе необходимы специалисты медицины и педагоги, сами владеющие наукой быть здоровыми и способные дать эту науку детям. К преимуществам системы образовательной деятельности ОУ по сохранению, укреплению и поддержанию здоровья детей можно отнести: - высокую теоретическую и методическую подготовку педагогов в целеполагании, планировании и организации воспитательной работы в классе; - эффективное использование здоровьесберегающей технологии метода проектов в образовательном процессе; - стабильная материально-техническая база учебного процесса; - системный характер диагностики; - существование традиций школы; - систематический контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школы. - разработка режима двигательной активности учащихся начальной ступени образования. Сущность темы проекта. Данный проект направлен на поиск таких технологий работы с учащимися, которые способствовали бы решению поставленных проблем. В нашем проекте применяются различные методы работы: изучение литературы, педагогическое, психологическое и медицинское наблюдение, опросы, анкетирование, тестирование. Реализация данного проекта позволит минимизировать влияние отрицательных факторов воздействия на развивающийся организм.
Работа с родителями. 1. Консультации: • «Нетрадиционные средства оздоровления детей», «Как избежать искривления осанки», «Использование пальчиковой гимнастики в свободной деятельности». 2. Анкетирование: «Сведения о ребенке», «Ведёте ли Вы здоровый образ жизни?» 3. Беседа с родителями: • «Завтра в школу», • «Ваш ребёнок пришёл в школу». 4. Памятки для родителей • «Использование здоровьесберегающих технологий в семье» Предполагаемый результат: • При реализации проекта произойдут следующие изменения: • Компетентность классного руководителя в применении здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. • Положительная динамика показателей детского здоровья под воздействием школьной среды. • Сформированность основных двигательных умений и навыков. • При применении здоровьесберегающих технологий у учащихся начальной школы повыситься интерес к активному здоровому образу жизни. • Участие родителей в воспитательно - образовательном процессе класса.
Весь текст материала находится в приложенном файле
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.