Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Окружающий мир


Методическая рекомендация по подготовке и проведению экскурсии с младшими школьниками в парк или сквер

СКАЧАТЬ (19.2 Kb) 27.08.2015, 12:30
Воротынцева Наталья Васильевна
педагог дополнительного образования, МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г.Курска"
Экологическое воспитание детей средствами краеведения
Изучение истории родного города, края, его природных особенностей закладывает основу для дальнейшего, в т.ч. и экологического воспитания детей. Известно, что одной из эффективных форм работы с обучающимися являются экскурсии. Экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность повысить свой интеллектуальный уровень, развить наблюдательность, способность воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.
Цель экскурсии:
Способствовать экологическому воспитанию детей. Учить детей мыслить экологическими категориями: сохранение всего живого, живя в гармонии с природой, приумножая ее богатства. Способствовать воспитанию у детей любви к природе, бережного отношения к ней, ответственности за судьбу окружающего мира, желание сохранить его, а также выработать у детей отрицательное отношение к бессмысленному уничтожению природных богатств.
Задачи экскурсии:
1) Рассказать о значении природы в жизни человека.
2) Познакомить с природой родного края, разнообразием растений, их ролью в сохранении атмосферы Земли.
3) Учить детей наблюдать, восхищаться природой, затронуть душевные струны детей, чтобы они осознанно не причиняли вреда природе.
4) Показать некоторые виды растений, рассказать об их значении и применении.
5) Помочь детям по-новому взглянуть на знакомые им растения.
6) Познакомить с мерами по сохранению запасов пресной воды на планете.
7) Рассказать, как растут площади земельных массивов вокруг города, какой вклад в это вносят школьники.
Маршрут экскурсии:
Ближайший зеленый массив: зеленая зона возле школы, или загородного лагеря, парк, сквер.
Подтемы экскурсии:
I. Человек и природа
II. Какие сокровища прячет лес
III. Лист - основа жизни на земле
IV. Зеленый наряд Отчизны
V. Живые изгороди
VI. Кладовая природы
Методические и технологические указания:
1. Экскурсию целесообразно проводить как массовое мероприятие в несколько этапов: с 18 по 25 апреля, когда проходит Всероссийская акция “Марш парков”, 25 апреля в Международный день Земли, в мае и осенью. Следует вновь напомнить детям о бережном отношении к природе; летом экскурсия рекомендуется для проведения в школьных лагерях, в оздоровительных загородных лагерях. В сентябре первоклассникам на этой экскурсии рассказать о бережном отношении к природе.
2. Природоведческая экскурсия имеет свою специфику, т.к. местом ее проведения является природа, с ней экскурсанты вступают в непосредственный контакт, следует сразу рассказать о правилах поведения на экскурсии.
3. Экскурсоводу следует помнить, что на маршруте могут быть не все растения, о которых идет речь в тексте экскурсии. Рассказ идет о тех, которые видят или знают дети.
4. В тексте и технологической карте расположение материала условное. В естественных условиях деревья растут в другом порядке. Это следует учесть при отборе объектов, заранее продумать маршрут и подыскать логические переходы.
5. Своеобразие экскурсии в том, что на ней приятная прогулка совмещается с процессом познания.
6. Экскурсоводу следует заблаговременно прийти к месту экскурсии, чтобы изучить местность, отобрать объекты показа, наметить маршрут.
7. Для показа рекомендуется выбрать самые живописные уголки природы, продумать, как наиболее красочно и точно их описать, чтобы вызвать у экскурсантов эстетические переживания, желание оберегать увиденную красоту.
8. Для общего предварительного обзора окружающей природы следует выбрать самую удачную точку. Зеленый массив как единый экскурсионный объект должен рассматриваться на значительном удалении, чтобы угол зрения составил 18-20 градусов от места показа. Это дает возможность увидеть красоту и разнообразие растительного мира.
9. Отдельные породы деревьев являются самостоятельными экскурсионными объектами. Место показа выбирается на расстоянии в 2-2,5 раза больше, чем высота дерева, т.е. угол зрения составляет 45 градусов
10. Начинается показ отдельного растения с его общего обзора, сообщения необходимых сведений: название, семейство, вид, родина, срок жизни, величина, особенности ствола, среда обитания, особенности строения листьев, их аромат, цвет, время цветения, плоды, время созревания, свойства, применение в народном хозяйстве.
11. Проводя природоведческие экскурсии с детьми младшего возраста, следует шире использовать прием наблюдения. Являясь активным видом познавательной деятельности, наблюдения вызывают любознательность, желание больше узнать о природе, “живые” материалы обогащают экскурсию, делают ее более интересной, эмоциональной. Рекомендуется организовать фенологические наблюдения.
12. В результате наблюдений в природе экскурсовод подводит детей к тому, чтобы они сами сделали выводы, обобщения о роли зеленых насаждений в жизни человека. Таким образом, можно использовать познавательное и воспитательное воздействие экскурсии.
13. Убедительно звучат в экскурсии цифры, которые подтверждают сказанное, для детей надо строго отобрать количество цифр, каждая должна впечатлять, запоминаться. Следует использовать цифры в сравнении.
14. Показывать различные растения, подчеркивая их особенности, использовать методический прием сравнения и сопоставления по сходству, по контрасту, величине, цвету. Подбирать для детей удачные, яркие сравнения.
15. Использовать прием цитирования. Отобранные цитаты должны быть яркими, краткими, глубокими по смыслу. Содержание цитаты зачитывается дословно с карточек. Высказывания известных деятелей, касающиеся природы, даются при показе объектов природы.
16. Отрывки из художественных произведений, воспевающие красоту природы, лучше читать наизусть.
17. Подход к группе должен быть дифференцированным : видя, что дети много знают о природе, давать дополнительный материал, углубляя их знания. И наоборот, если у детей узкий кругозор, начинать изучение природы надо с элементарных сведений о ней, привлекая с этой целью наиболее интересный материал, чтобы заинтересовать детей, побудить их к продолжению познания природы. Так, для 1-2 классов используется простой, наиболее познавательный материал, выбранный из текста экскурсии. В экскурсии для 3-4 классов он расширяется, усложняется, углубляя знания детей.
18. При повторной встрече с детьми на данной экскурсии следует проверить, как ими усвоена тема в прошлый раз, проверить выполнение домашнего задания, данного на предыдущей экскурсии, усложнить задание на дом.
19. Так как учащиеся младших классов обладают способностью к внушению, постараться убедить их в том, чтобы они стали защитниками всего живого.
20. Следует остерегаться неточностей, количественных ошибок, небрежных, искажающих правду формулировок. Для беседы строго определить баланс положительных и отрицательных фактов отношения к природе.
21. Необходимо, учитывая психологические особенности детей младшего возраста, использовать простые, интересные факты, яркие примеры, элементы игры.
22. Экскурсовод должен избегать штампованных фраз, малопонятных терминов, излагать материал доступным, ясным, образным языком.
23. При использовании природоведческих терминов давать им объяснение. Не рекомендуется загружать рассказ научной терминологией. Изложение материала должно быть доступным, образным, понятным младшему школьнику.
24. Для активизации внимания детей необходимо использовать прием беседы. Спросить детей, какие стихи о природе они знают, какие книги о растениях и животных читали.
25. При отсутствии объектов использовать материалы “портфеля экскурсовода”: репродукции картин, явлений природы, красочные фотографии памятников природы.
26. В целях пропаганды охраны редких и исчезающих растений необходимо показать иллюстрации растений, занесенных в “Красную книгу”.
27. Строго следить за безопасностью детей на экскурсии, передвигаться только по тропинкам. У реки не подводить детей близко к берегу.
28. Следить за реакцией детей, не перегружать их внимание.
29. Учитель является не строгим наблюдателем, а непосредственным участником экскурсии, отвечает за дисциплину в группе, за безопасность детей. Следует заранее обговорить с учителем вопросы дисциплины и поощрения самых активных детей, контроля за выполнением домашнего задания.
30. Викторина поможет обобщить материал экскурсии, закрепить полученные на ней сведения, поможет выяснить, насколько внимательными были дети на экскурсии.
31. Дать задание на дом (по выбору): вместе с друзьями или взрослыми очистить территорию около дома от мусора, посадить цветы, дерево, сделать кормушку для птиц. Помочь дереву, нуждающемуся в лечении, ухаживать за цветами и растениями.


Категория: Окружающий мир | Добавил: vorotinceva
Просмотров: 1530 | Загрузок: 36 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
Как раз то, что нужно! Спасибо.

Когда проводишь экскурсию , не знаешь с чего начать. А здесь дано столько рекомендаций, что любой справится без труда. спасибо за работу

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог