Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Окружающий мир


Конспект урока в 4 классе по окружающему миру "Степная зона"

СКАЧАТЬ (94.0 Kb) 30.12.2013, 19:21
Кириллова Любовь Васильевна
учитель начальных классов, МБОУ "Пушновская основная общеобразовательная школа"
Урок изучения нового материала по окружающему миру «Степная зона» .4 класс.
ЦЕЛЬ:1. Формировать знания учащихся об особенностях природы степей, животном и растительном мире.2. Расширить представления учащихся об использовании природных богатств степной полосы, о занятиях населения.3. Формировать умение определять природную зону по основным признакам.4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.
Оборудование: учебник АА Плешакова « Мир вокруг нас» для 4 класса, рабочая тетрадь к учебнику, атлас – определитель «От земли до неба», гербарий степных растений и зерновых культур, таблица « Степь», план характеристики степной зоны, использование ИКТ, Энциклопедия для детей.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы урока «Степная зона» и постановка учебных задач урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со следующей природной зоной, с ее положением на карте, климатом, животным и растительным миром, занятиями населения. К концу урока вы должны будете:
- знать особенности природы и занятий населения новой природной зоны;
- уметь определять по основным признакам природную зону.
II. Актуализация знаний
- Прежде, чем приступить к рассмотрению новой темы, вспомним природные зоны, с которой мы познакомились раньше. Для этого поработаем в группах. (Каждая группа получает лист с заданием и две минуты на его выполнение).
- Работаем мы, как обычно, по плану характеристики природной зоны: (Проецируется на экран).
1. Расположение.
2. Климат:
- продолжительность зимы и лета;
- какая зима и какое лето;
- осадки;
- ветер и т .д.
3. Животные.
4. Растения.
5. Занятие населения.
Задание: установить соответствие.

Географы.
Положение зоны Природная зона Климат

Вдоль берегов Северного
Ледовитого океана
Крайний Север (Арктика) Лето короткое, холодное; зима длинная, очень долгая. Полгода полярный день, полгода полярная ночь.
К югу от зоны тундры
Тундра Лето теплое; зима короче, чем в тундре и мягче.
Северный Ледовитый океан
и острова, расположенные на нём

Лесная зона Короткое, прохладное лето, многолетняя мерзлота. Длинная, морозная зима, глубокие снега зимой и сильные метели.

Ботаники.

Природная зона Растения
Крайний Север ( Арктика) Ель, сосна, кедр, липа, берёза, осина, дуб, клен, брусника, черника.
Тундра Мхи, лишайники.
Лесная зона Полярная ива, морошка, брусника, голубика, карликовая берёза.

Зоологи.
Животные(звери) Природная зона Животные ( птицы)
Барсук, белка, лисица, волк, марал, лось, куница, рысь. Крайний Север (Арктика) Гагарка, чистик, тупик, кайра.
Белый медведь, касатка, кит, морж,тюлень. Тундра Кукушка, сорока, ворона, поползень, иволга, дрозд, сова.
Северный олень, лемминг, волк, песец. Лесная зона Куропатка, лебеди, гуси, утки, белая сова.

Социологи или экологи.
Природные зоны Занятия населения
Крайний Север (Арктика) Оленеводство, охотоводство, рыболовство, добыча полезных ископаемых.
Тундра Охота, лесозаготовки, земледелие, животноводство, добыча полезных ископаемых.
Лесная зона Охота, рыболовство, научные исследования, перевозка грузов на кораблях.

- Итак, вы установили соответствие между природными зонами, климатом, животным и растительным миром, занятиями населения. Сейчас мы проверим, как каждый из вас усвоил тему предыдущего урока. С этой целью проведем небольшой тест «Лес – природное сообщество».
1. Природная зона лесов состоит из…
а) пяти частей в) трех частей
б) двух частей г) одной части
2.Самую большую территорию занимают…
а) смешанные леса
б) широколиственные леса
в) хвойные леса
3. Природные зоны расположены так…
а) тундра, арктическая зона, зона лесов
б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
в) арктическая зона, тундра, зона лесов;
4. В тайге растут…
а) пихты, ели, лиственницы
б) дубы, сосны, ели;
в) березы, липы, лиственницы;
5. Лесным исполином называют…
а) благородного оленя
б) лося
в) медведя
6.В красную книгу занесены следующие животные лесной полосы…
а) овцебык, морж, розовая чайка;
б) краснозобая казарка, кречет, стерх;
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.
7. Экологические проблемы лесной зоны связаны…
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;
б) с неблагоприятными погодными условиями;
в) с участившимися лесными пожарами;
8. На территории зоны лесов расположен заповедник…
а) Таймырский
б) Кандалакшский
в) остров Врангеля
9. Охрана лесов – это….
а) обязанность государства
б) забота самих обитателей леса
в) обязанность государства и долг каждого гражданина.

III. Работа над новой темой.
- Продолжаем путешествовать по природным зонам нашей страны.
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь- полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это …( степь).
- «Ой, ты степь широкая! Ой, ты степь привольная …» - поется в песне. Действительно, куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце , и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.
- Предположите, каким цветом может быть изображена степь на карте природных зон.
( Дети высказывают свои предположения, а учитель, выслушав их, показывает зону степей на карте. Учащиеся находят зону степей в атласе, показывают друг другу).
- Где расположена зона степей?
-Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
- В каком тепловом поясе находится зона степей?
- Как выглядит земная поверхность зоны?
Для выяснения этих и других вопросов и более глубокого изучения зоны степей класс превращается в научную станцию.
IV.Самостоятельная исследовательская работа учащихся- Вы продолжаете работу в группах – «ученых – географов, ботаников, зоологов, экологов» и с помощью учебников и современной техники отправитесь исследовать зону степей. Перед каждой группой « ученых» стоит определенная задача, которая изложена в карточках - « помогайках».В ходе работы заполнить таблицу « Характеристика степной зоны», но только в своей области. Вам предстоит быстро и коротко ответить на поставленные вопросы. На данное исследование отводится 10 минут.
№ Признаки Характеристика
1 Состав зоны
2 Положение зоны
3 Климат
4 Растения
5 Животные
6 Птицы
7 Занятия населения

Карточка – «помогайка» «ученых – географов».
- Ответьте на вопросы, используя учебник, с. ,карту и Энциклопедию для детей.
Где расположена степная зона?
Какие времена года выделяются в степной зоне?
Какая зима (продолжительность, температура)?
Какое лето (продолжительность, температура)?
Карточка – «помогайка» «ученых – ботаников».
- Ответьте на вопросы, используя учебник с. ,энциклопедию , гербарий и иллюстрацию в учебнике на с.
Перечислите, какие растения растут в зоне степей.
Как растения приспособились к условиям жизни в данной зоне?
Карточка – «помогайка» «ученых – зоологов».
Ответьте на вопросы, используя учебник, с. Энциклопедию и иллюстрацию в учебнике на с.
Перечислите птиц, которые обитают в степной зоне.
Как они приспособились к условиям степи?
Чем питаются нехищные птицы?
Чем питаются хищные птицы? Каковы их оперение, окраска?
Перечислите животных, которые обитают в степной зоне.
Как они приспособились к условиям степной зоны?
Чем питаются хищные животные?
Чем питаются травоядные животные? Какие у них мех, окраска?
Карточка – «помогайка» «ученых – экологов».
- Ответьте на вопросы, используя учебник с. и иллюстрации.
Перечислите основные занятия населения степной зоны.
Перечислите экологические проблемы степной зоны:
Как защищают редких животных?
Перечислить животных, занесенных в Красную книгу.
Физкультминутка. (V.Коллективное обсуждение изученного материала (с применением ИКТ,)
- Представители каждой группы будут рассказывать, а остальные внимательно слушают и заполняют таблицу необходимыми сведениями в этой области. Дополнить информацию нам поможет компьютер.
( Можно использовать СD – диск c изображением изучаемых объектов и видеофильма « Степь». Учитель заранее подготовил презентацию, используя карточки – «помогайки»).
Выступление географов.
Южнее лесной зоны расположена степная зона, она тянется вдоль юго-западной границы России. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть – на Западно-Сибирской. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры. Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику. Здесь тёплое, продолжительное, засушливое лето; средняя температура достигает + 22, +23 градуса, иногда +40 градусов. Летом часто дуют суховеи, редко выпадают дожди и носят ливневый характер, поэтому под лучами горячего солнца степь выгорает. Зато зимой температура достигает -20 – 30 градусов. Снеговой покров очень маленький.
Рассказ ботаников.
Степи – это ровные открытые пространства. Степь – это царство трав. Деревья здесь не растут из-за недостатка влаги, они встречаются лишь по берегам рек.
В степи самые плодородные почвы, поэтому травянистые растения покрывают почву сплошным ковром. Очень красива степь весной, когда сойдёт снег. В это время она вся покрывается разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов. По- разному приспосабливаются растения к жизни в степи. Например, у тюльпанов после цветения стебли и листья отмирают, а в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы, таволга, гиацинты. Совсем по- другому приспособились типчак, ковыль, полынь.(Показ гербария).Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, побеги плотно прижаты друг к другу. Листья этих растений узкие, чтобы испарялось меньше влаги с поверхности, корни уходят глубоко в землю. Когда ковыль колышется, кажется, что по степи бегут серебристые волны, - это ветер колышет ковыль. В полдень горько пахнет полынью. К концу лета степь выгорает. Тогда можно увидеть перекати - поле. Осенью их стебель ломается у самого основания, и ветер гонит легкие, почти прозрачные шары по ровному пространству полей. Так перекати-поле разносит свои семена на дальние расстояния.
( Таблица « Степь», иллюстрация в учебнике).
Рассказ зоологов.
В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель и т.д. Раз есть насекомые, значит в степи много видов птиц: степной жаворонок, серая куропатка, журавль – красавка. В отдаленных от поселений местах сохранилась большая степная птица дрофа. Она около метра высотой, с длинными ногами, плохо летает. Питается семенами растений и насекомыми. Эта редкая птица охраняется законом. Птицы устраивают гнезда прямо на земле. Их оперение сливается с ландшафтом. Высоко в небе парит степной орел, высматривает добычу. Эта хищная птица питается грызунами, которых в степи много. Их жизнь связана с землёй, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши – полевки, сурки. Сурок никогда не сгрызет весь стебель растения: там листик откусит, там побег или веточку. Поэтому они не наносят большого вреда растению. К осени сурки забираются в норы. Засыпают на зиму и суслики. Эти грызуны –вредители полей. Ими питаются и другие хищники: степной хорёк, степная гадюка.
Окрас у степных животных под цвет растительности.
Рассказ экологов.
Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель, так как основное занятие населения – земледелие. Люди выращивают зерновые культуры, овощи, фрукты и бахчевые культуры. Ещё одна причина: на нераспаханных участках пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. Большой проблемой является браконьерство.
Чтобы сохранить исчезающие виды животных, сберечь природу степей, надо ограничить распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники. С целью сохранения исчезающих видов, в Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль – красавка, дрофа, степная дыбка, кузнечик, растение – пион-тонколистный.
VI.Подведение итогов исследования.
- У вас должна быть заполнена таблица по степной зоне.(Проецируется на экран заранее заполненная таблица).
№ Признаки Характеристика
1 Состав сообщества Растения, животные, грибы, микроорганизмы.
2 Положение зоны Южнее лесной зоны расположена степная зона, она тянется вдоль юго-западной границы России. Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть – на Западно-Сибирской
3 Климат . Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику. Здесь тёплое, продолжительное, засушливое лето и холодная зима
4 Растения Тюльпаны, ирисы, гиацинты, типчак, ковыль, полынь.
5 Животные Насекомые: шмели, пчелы, кузнечики. Грызуны: сурки, хомяки, мыши – полевки, степная гадюка, степной хорёк
6 Птицы Дрофа, журавль- красавчик, степной орел, серая куропатка.
7 Занятия населения Земледелие, животноводство.

- Вот мы и познакомились с новой природной зоной. Записи в ваших таблицах могут отличаться от данных, ведь вы их заполняли самостоятельно, но по смыслу должны совпадать.
- Что можно сказать об обитателях степной зоны?
- Можно ли сказать, что все степные обитатели живут сообща, связаны между собой?
Вывод: в степи встречается большое количество различных видов организмов, и каждый из этих видов может жить только потому, что многие другие виды, обитающие вместе с ними, создают для него необходимые условия существования. Поэтому степь является природным сообществом.
VII. Закрепление.
Карточки с заданиями. Исправь ошибки.
1. Ковыль, типчак, полынь цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Красива степь от этих цветущих растений.
2. Тюльпаны, ирисы переносят сильную влагу, так как у них длинные корни, чтобы добывать влагу из глубины земли, и узкие листья, чтобы меньше испарять влаги.
3. В степи много насекомых-кузнечиков, лошадок. Лошадки кормятся мелкими насекомыми, а кузнечики в основном растительной пищей.
4. Журавль – красавка – самый крупный из журавлей. Особенно замечательны пучки белых перьев по бокам головы.
5. Грызунами, живущими в степи, питаются степные хорьки, гадюки, ящерицы и красивые хищные птицы – степные орлы.
Какое это животное?
1. Набивает щеки зерном и бежит к себе в подземную кладовую. Около 16 кг. зерна запасает он на зиму. (Хомяк)
2. Одна из самых крупных и «нарядных» птиц. Вес взрослого самца достигает до 10 кг. Питается мелкими ящерицами, жучками, саранчой, а также листьями, цветками, семенами растений. ( Дрофа)
3. То тут, то там столбиками стоят, посвистывают. (Суслик)
4. Никогда не сгрызает весь стебель растения, там листик откусит, там побег или веточку. (Сурок)
5. Поедает в огромном количестве насекомых – вредителей садов и огородов. (Степной жаворонок).
VIII. Рефлексия.
- Чем можно объяснить изменение природы нашей Родины с севера на юг?
- Сравните зону лесов и степей. Правильно. Это объясняется удаленностью зоны от экватора. Чем ближе к экватору, тем солнце поднимается выше над горизонтом, тем больше поверхность излучает тепла. Спасибо за работу! Было интересно работать с наблюдательными и внимательными исследователями.
IX. Домашнее задание.
Составить 2-3 цепи питания и творчески их оформить.

Литература:
1.Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».4 класс. Издательство «ВАКО».2013 г.
2.Плешаков А.А. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Ч.1.М.Просвещение.2009г.
3. Плешаков А.А.Атлас – определитель «От земли до неба». М. Просвещение. 2013 г.
4. «Начальная школа»- ежемесячный научно – методический журнал. М. 1997г. №2.


Категория: Окружающий мир | Добавил: Puschnoe
Просмотров: 10243 | Загрузок: 561 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Я работаю по этой программе, обязательно воспользуюсь вашей разработкой.Спасибо

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог