Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Окружающий мир


Открытый урок по окружающему миру в 4 классе «Путешествие по России»

СКАЧАТЬ (56.0 Kb) 27.10.2013, 22:20
Киршина Е.П.,Шарипзянова Р.Р.
Учитель начальных классов,воспитатель, Альметьевская школа-интернат VI вида
Альметьевская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида

Открытый урок по окружающему миру
в 4 классе
«Путешествие по России»

подготовили:
учитель начальных классов Киршина Е.П.
воспитатель Шарипзянова Р.Р.

Альметьевск

Альметьевская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида
подготовили:
учитель начальных классов - Киршина Екатерина Петровна,
воспитатель - Шарипзянова Рамзия Рафиловна

Тема: Путешествие по России.
Цель: дать представление о том, насколько велика наша страна;
Задачи:
- Закрепить умение находить и показывать на карте географические объекты России;
- Расширять кругозор детей, развивать память, внимание, речь, умение наблюдать, обобщать, делать выводы;
- Воспитывать интерес к изучению родной страны; бережное отношение к окружающему миру; доброжелательное отношение при работе в коллективе.
Оборудование:
Мультимедийная установка, презентация, фильм, физическая карта России, учебник, рабочая тетрадь

Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!
О.Высотская
Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по карте России. Познакомимся с равнинами, горами, реками, морями, озерами, с народами, населяющими нашу страну.
II. Изучение нового материала.
1. Изучение новой темы. Дальний Восток
Слово учителя: - Первыми встречают новый день жители Дальнего Востока. Отсюда начинает солнце свой путь над территорией нашей страны. Вместе с ним с востока на запад мы начинаем путешествие по России. Населяют эти края чукчи, коряки, удэгейцы и другие народы. Многие географические названия произошли из языков этих народов. Так, полуостров Чукотка в переводе на русский язык означает «земля чукчей». С природой этого края связаны и старинные занятия населения. Посмотрите на карту, чем может заниматься население этих мест? (Оленеводством, охотой, рыбной ловлей)
- Почему в тундре без оленей не обойтись? (Тундра – суровая северная земля, вечная мерзлота, которая никогда не оттаивает. Передвигаются здесь только на оленях. Олень – верный друг северян. Это гордое животное и кормило, и одевало, и служило для езды. Поэтому и почитали на Севере оленя и устраивали в его честь особые праздники.)
- С древних времен удэгейцы живут в дальневосточной тайге. Поэтому и изучили все повадки лесных обитателей. Особо почитался ими тигр.
- Тигр – владыка дальневосточной тайги. А знаете ли вы, что тигр достигает почти четырех метров в длину и может весить 320 кг. Охотники обходили его стороной, даже имя его нельзя было произносить: считалось, что тигр понимает язык людей. В старину говорили: «Встретишь тигра - уступи дорогу»
- Кроме удивительной природы, на Дальнем Востоке есть и красивые города. На Тихом океане находится город-порт Владивосток. Его называют морскими воротами России. Найдите его на карте. Владивосток – центр Приморского края, конечный пункт Транссибирской железнодорожной магистрали. Владивосток – база рыбного промысла, добычи морепродуктов. Основан в 1860 году. (Поставить флажок)
По просторам Сибири.
-Продвигаемся дальше.
- Посмотрите как раскинулись просторы Сибири. (Показ)
-Если вспомнить из истории, кто открыл путь в Сибирь для русских людей в конце XVI века? (Казачий атаман Ермак Тимофеевич)
- А что же можно увидеть в Сибири? (Самые высокие горы в России, в горах Южной Сибири берут начало самые крупные реки в стране: Обь, Енисей, Лена, Колыма.)
«Голубыми глазами» России люди называют Каспийское озеро и озеро Байкал.
- Что вы знаете об этих озерах?
(В России больше двух миллионов озер. По форме они бывают круглые, продолговатые, извилистые. Большинство озер необычайно красивы.
Самое большое озеро – Каспийское. Из-за огромных размеров его называют морем-озером или просто морем. Это крупнейшее озеро в мире. Байкал-самое глубокое озеро)
-Молодцы, в Сибири находится одно из замечательных озер – Байкал.
Это самое глубокое озеро в России и в мире. Байкал называют «священным озером». Люди, живущие на побережье Байкала, относятся к нему не как к озеру, а как к живому и мудрому существу. С ним связано очень много легенд и поверий. Коренные жители не позволяют себе даже кинуть камень в озеро без нужды: если Байкал положил его сюда волной, значит, здесь ему и лежать.
-Говоря о Байкале, нельзя не рассказать легенду об Ангаре. Послушайте, пожалуйста.
«В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Он очень любил свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на Земле. Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца. Но однажды, когда отец Байкал заснул, Ангара убежала к юноше Енисею.
Проснулся отец, гневно всплеснул волнами и поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей Земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось озеро-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара:
- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть каплю воды!
Байкал гневно крикнул:
- Я могу дать только свои слезы!
С тех пор течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным.
Скалу, которую Байкал бросил вслед своей дочери, люди назвали Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю». Только давно это было, теперь люди стали смелее и больше не боятся Байкала».
- Покажите на карте России озеро Байкал, а также реки: Обь, Енисей, Ангара, Лена, Колыма?
- Посмотрите на карте какие крупные города расположены в Сибири? (Якутск, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск, Дудинка,Тобольск и др.)
- Давайте посмотрим что же интересного в этих городах? (Показ слайдов)Флажок
По Уралу
- Вот мы добрались до Урала. На три тысячи километров тянутся Уральские горы.
- Что вы можете рассказать об Уральских горах? (Уральские горы разделяют Восточно-Европейскую равнину от Западно-Сибирской. Эти горы протянулись с севера на юг, через всю страну. Они довольно низкие: в высоту не достигают и двух километров. Но в России также есть Кавказские горы, они значительно выше: до пяти километров и даже выше. Многие вершины и склоны Кавказских гор постоянно покрыты льдом и снегом. В горах очень красиво и интересно, но путешествовать там опасно. Это можно делать только с людьми, которые хорошо знают горы).
Показ на карте: Уральские и Кавказские горы.
- Чем славится Урал? (Уральскими самоцветами)
- Какой минерал можно найти в горах?(Малахит)
- Вспомните писателя, который писал о природных богатствах Урала. (П.П. Бажов «Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце»)
-Что еще можете рассказать об Урале? (Урал – это край металлургов.300 лет назад возникли на Урале металлургические заводы, которые в годы Великой Отечественной войны снабжали фронт военной техникой, танками, самолетами, артиллерийскими установками.)
- Прославлен в русской истории батюшка-Урал. Здесь стоят старинные русские города Златоуст (ныне Трехгорный), Челябинск, Екатеринбург, Уфа, Оренбург. (Показ слайдов) Флажок

III. Физкультминутка.

IV. Продолжение изучения новой темы
1.Изучение материала ПО СЕВЕРУ ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ и по Волге.
Учитель: - Красив Русский Север. Это край густых лесов, бескрайних озер и чистых, прозрачных рек. «Волга-матушка» - так величали в старину знаменитую реку. Издавна здесь возникали деревни, монастыри, города.
- Какие же города расположены в данной части России узнаем из сообщения.

Сообщение ученика «ПО СЕВЕРУ ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ»
В конце XVI века повелел царь Иван Грозный строить порт на берегу Северной Двины. Так возник будущий Архангельск. До строительства Петербурга Архангельск был главным морским портом страны. На славной реке Вологде стоит старинный русский город с тем же названием-Вологда. Этот город – ровесник Москвы. Далее господин Великий Новгород. Младшим братом Великого Новгорода называли в старину город Псков. Один из древнейших городов России – Смоленск. Как драгоценный пояс окружают Москву старинные русские города: Владимир, Суздаль, Дмитров, Рязань, Звенигород, Серпухов, Коломна, Тула, Тверь, Углич, Калуга, Ростов Великий, Сергиев Посад. С давних пор известны города Тамбов, Воронеж, орел, Курск, Белгород. На берегах великой реки Волги стоят славные города Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Ульяновск, Тольятти, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань, Казань. Легендами овеяна история Казани – столицы нашего Татарстана. Из поколения в поколение передаются сказания о татарской царице Сююмбике. Башня Сююмбике стала символом города Казани. Флажок
2.Работа по учебнику
- И последнее наше путешествие по Югу России.
Прочитайте текст на с.203-205.
-Кто населяет Юг России? (Издавна на реках Дон и Кубань жили казаки.)
-Какие города расположены на Юге России? (Ростов – на-Дону, Ставрополь, Краснодар, Новороссийск, Нальчик, Пятигорск, Кисловодск, Грозный, Владикавказ, Махачкала)
- Чем славится Кавказ? (Славится своими целебными минеральными водами, здравницами.) (Ответы учащихся сопровождаются соответствующим слайдом)

V. Закрепление изученного материала.
1. Работа в рабочих тетрадях
С.78 №1
-Прочитайте. Поставьте правильно ударения в эти названия. (Вологда, Дудинка, Златоуст, Махачкала, Нальчик, Ставрополь, Тобольск, Элиста, Улан-Удэ, Уфа, Якутск, остров Кижи)
С.78 №2
- Прочитайте. Выполните задание на контурной карте (с.66-67)
С.79 №3
- Прочитайте. Выполните задание на контурной карте (с.66-67)
С.79 №5
- Прочитайте. Опишите праздник или обычай одного из народов России. Проверка.
С.80 №6
- Узнайте города по описанию.
-Какой город расположен на Тихом океане, на берегах бухты Золотой Рог?(Владивосток)
-Напишите. Какой город называли столицей Сибири? (Тобольск)
2.Викторина. Презентация.
3. Показ фильма.
А) Чтение стихотворения:
Н. Забила «Наша Родина».
Как велика моя Россия,
Как велики просторы,
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю – весна,
В другом – снега и вьюга.
Б)Слово учителя: не один век навстречу солнцу – с запада на восток- шли землепроходцы, заселяя и осваивая нашу страну. Велика Россия. Много в ней городов и сел, гор и равнин, рек и озер. Каждый уголок нашей Родины чем–нибудь знаменит.
У каждого из нас есть своя малая родина, которую мы любим и которой гордимся. В какой из уголков России мы не заглянем, обязательно откроем что-то новое, неизвестное. Много в России городов и сел, красивых мест, и у каждого своя удивительная история. Многие люди едут путешествовать в другие страны, не замечая красоту нашей России. И чтобы рассказать их все, понадобится не одна книга, не один урок. И потому давайте не будем ставить точку на нашем увлекательном путешествии.
V. Подведение итогов.
- Наше путешествие подходит к концу. Что вы расскажете своим друзьям о России?
- Что особенно запомнилось, понравилось на уроке?
- Какой из городов вам больше всего запомнился?
Оценивание
VI. Домашнее задание
Прочитать текст с.180-205, ответить на вопросы «Проверь себя» с.205.
Выполнить задания № 4,5 в рабочей тетради.

Список литературы:
1. О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс. -М.: ВАКО, 2006.
2. . Тихомирова Е.М. «Поурочные разработки по предмету Окружающий мир.» – М.: Экзамен , 2008.
3. Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.
4. Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.


Категория: Окружающий мир | Добавил: forever
Просмотров: 14962 | Загрузок: 1667 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
Отличная работа!! biggrin

Спасибо большое! smile

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог