РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Седовой Оксаны Юрьевны
по изобразительному искусству, 1 класс
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная
записка Рабочая
программа курса «Изобразительное искусство» составлена на основе авторской программы Л.Г.Савенкова «Изобразительное
искусство» и в соответствии с ФГОС НОО. Данная авторская программа основывается на
концепции образовательной области «Искусство», соответствует Базисному учебному
плану общеобразовательных учреждений России и допущена Министерством
образования РФ.
На изучение
изобразительного искусства в
1 классе отводится
33 часа в
год (33 учебные недели по 1
часу в неделю). Программа
обеспечена учебно-методическим комплектом УМК «Начальная школа ХХI века»: Изобразительное
искусство: 1 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская. – М.:
Вентана-Граф, 2011. Изобразительное
искусство: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся
общеобразовательных учреждений /
Л.Г.Савенкова. Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-Граф. 2011. Учебно-методический комплект
допущен Министерством образования
РФ и соответствует
федеральному компоненту государственных образовательных стандартов
начального общего образования. /Сборник программ
к комплекту учебников
«Начальная школа XXI
века» - М. : Вентана
- Граф, 2011./ Определяющими характеристиками данной
программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.
Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка,
учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и
методологические основания программы опираются на
концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении
Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П.
Юсовым. Данная
программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства
в области художественного образования школьников, научно-методические
концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства
России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства. Современный
уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения
педагога с учащимися (ученик становится субъектом
образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик,
обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.
Целью уроков изобразительного искусства
в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей
целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной
творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с
искусством; формирование духовных
начал личности, воспитание
эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального
и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств;
любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
·воспитание устойчивого интереса к
изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов,
обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и
формирование художественных и эстетических предпочтений;
·развитие творческого
потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к
эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений
разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую
действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
·освоение разных видов пластических
искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и
дизайна;
·овладение выразительными средствами
изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными
художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения
детей, их желания выразить в своем
творчестве свои представления об окружающем мире;
·развитие опыта художественного восприятия произведений искусства. Фактор развития реализуется в программе посредством развития
дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного
языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной
художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов
искусства. Основой всего педагогического процесса в преподавании
изобразительного искусства является органическое единство учебного и
воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими
образовательными дисциплинами.
Характерными
признаками развивающего обучения в условиях
полихудожественного подхода (по Б.П. Юсову) на уроках изобразительного
искусства являются следующие:
1.Духовное
возвышение ребенка. Необходимость воспитания учителем духовных
потребностей и интересов учащихся, детских переживаний и нравственных помыслов как
высшей задачи урока. Духовная устремленность помогает
развивать в ребенке возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими
достижениями художественной культуры, умение любить и ценить культурное
наследие родной страны и народов мира, помогает личности откликаться на
возвышенные стимулы жизни.
2.Действие, радость, увлечение школьника
работой. Изобразительное творчество должно порождать в ребенке чувство радости
и желания участвовать в коллективном творческом проекте, что выступает
непременной предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных
знаний.
3.Живое общение с искусством. Необходимо
активно внедрять в учебный процесс общение ребенка с живым словом, музыкой, красками, формами, ритмом, движением. Дети
должны быть свидетелями и участниками живого формообразования в художественном
событии, которыми являются уроки искусства. Творческий продукт, по возможности,
должен рождаться на глазах у детей в живом явлении и их собственными силами —
их руками, глазами, словами.
4.Освоение разнообразных сторон жизни
окружающего мира. Дальний мир и близкое детям окружение в ходе занятий
необходимо развернуть в сознании учащихся разными сторонами своего проявления,
обозначить взаимосвязь с духовными и материальными потребностями людей.
Природное окружение, растения, животные, архитектура, творения искусства, люди
с их разнообразными характерами и обликам, жизненными устремлениями, ближний и
дальний Космос, Солнце и звезды, разные страны и континенты должны быть
представлены в разнообразном и взаимосвязанном приложении к жизненным ситуациям
и нравственному смыслу.
5.Опора на региональный компонент в обучении.
Региональный компонент определяется как
совокупность географических, климатических, национальных,
культурно-исторических основ местности, которые педагогу важно учитывать и
использовать, выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя учебные
творческие задания. Возникает возможность отражать феномен живой
художественной культуры региона в педагогике искусства.
6.Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы
организации занятий, в сравнении с монохудожественным, обладают большим
педагогическим и воспитательным эффектом. Они развивают интерес к искусству,
обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку художественных образов». Родство
видов искусств помогает учащемуся почувствовать художественное явление в разном
сенсорном облике, развивает умение переносить художественный образ одного
искусства на язык другого. Именно поэтому, педагогу следует сознательно
планировать в работе с детьми по искусству взаимодействие разных видов
художественной деятельности детей.
7.Сенсорное
насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и ощущений.
Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на
механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут
сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Глаз и ухо
необходимо учить видеть и слышать, а тело двигаться. Структура занятия, учебный
материал, практическая творческая деятельность ребенка должны давать ему
возможность раскрытия разнообразных чувств и сенсорных впечатлений, полноты жизни за счет активного развития других каналов
восприятия: тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти.
8.
Раскрытие
разных сторон жизни искусства. Педагогический процесс, по возможности,
должен обеспечивать освоение и порождение детьми полифонической,
полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике
существует три стороны:
1) исполнительская,
техническая, механическая стороны искусства, основанные на многократном
повторении, тренинге, научении, расчете;
2) творческая,
образная, неожиданная, требующая выразительности и индивидуальности,
одухотворения и фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой
наблюдательности;
3) самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в
историческом и культурном наследии определяет сферу «экологии культуры».
9.Активное
творчество самих детей. В
начальной школе ученик в первую очередь созерцатель, восприемник любого рода
информации, зритель, наблюдатель, деятель. Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности
требуют переноса акцента с научения изобразительным
навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного
развития детских творческих способностей решается при живом участии в
творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания,
требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом,
звуком, словом. Творческая устремленность детей находит разрешение в
пространственном движении, социоигровых методах работы в условиях сотворчества
учителя и учащихся. Искусство в
школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые
предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся,
оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов —
художественно-образное, художественно-действенное и логические формы мышления. В основу
содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у
школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его
посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную
специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного
образа. Методико-педагогическая реализация системного подхода в обучении
просматривается через обобщающие направления. Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои
приоритеты в видах и направлениях работы, которые определяются следующим
образом.
1
класс. Развитие умения наблюдать, замечать,
переносить наблюдаемое в творческий продукт. Ребенок этого возраста
отличается впечатлительностью и информативной всеядностью, интересом к разным
каналам информации. Окружающий нас мир богат, многообразен и многолик. Начало
освоения изобразительно искусства связано с формированием у детей умения
наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными и насекомыми
(разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.).
Другой важной особенностью работы является развитие умения видеть, слышать и
чувствовать; замечать и изучать предметный мир и природу; развивать чувство
пространства и себя в мире окружающих предметов (я — часть мира). Практическая
изобразительная задача первого года обучения — умение переносить наблюдения в
творческий продукт. В этот период идет активная работа по освоению (формата)
пространства листа. Включение в практическую деятельность заданий по ИКТ в
этом возрасте способствует активному развитию зрительного (визуального)
восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению ребенка, формирует
умение работать с дистанционными материалами и инструментами, изучению и сознательному
использованию информации из различных источников (книги, журналы, видео-, фото-
и киноматериалы, Интернет, реклама, газеты, словари и др.). Предложенная в
программе тематика направлений работы и заданий достаточно широка, что
позволяет педагогу увеличивать количество часов на изобразительное искусство исходя
из возможностей и особенностей школы (например, в школах с углубленным
изучением образовательной области «Искусство»). Методической
основой преподавания изобразительного искусства является:
·опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до
уровня творчества;
·процесс преподавания рассматривается
как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка
конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные
изменения (объективный фактор);
·проникновение в духовную, эстетическую,
художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
·активизация проектных форм мышления
как основа укрупнения педагогических задач развития.
Программа открывает возможность
реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического
творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала
предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности
в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных
материалов, формах работы с детьми. В основе программы дано максимальное
проявление самостоятельности и активной личностной позиции педагога. В ней
приведены примерные задания, которые ориентируют педагога на разработку и
создание своих учебных и творческих заданий, форм и видов работы. Структура,
образовательные задачи, принципы организации процесса обучения, темы заданий и
учебно-методический материал программы могут стать
основой работы учителя при любом количестве учебных часов в неделю.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|