Учитель начальных классов, МБОУ "Средняя Общеобразовательная школа №9"
Дидактический раздаточный материал по русскому языку предназначен для работы со словарными словами в 1 – 4 классах.
Цель применения раздаточного материала:
1. Лучшее усвоение программного материала;
2. Развитие письменной и устной речи;
3. Обогащение словарного запаса;
4. Развитие умения работать в парах;
5. Развитие самостоятельности и самооценки;
6. Развитие интереса к изучению словарных слов;
Данный раздаточный материал представлен в виде карточек, состоящих из трех частей:
1. часть - словарное слово с пропущенной орфограммой
2. часть – карточка с правильным написанием словарного слова и его значением
3. часть – карточка, на которой объясняется происхождение данного словарного слова и загадка про это слово.
Карточки собраны на основной карточке в виде прямоугольника размером 10 на 10 см. С лицевой стороны, сверху, находится словарное слово с пропущенной орфограммой (ее можно вынимать из карточки и ставить обратно), ниже ставится в перевернутом виде карточка № 2 (часть вторая). Ее тоже можно вытаскивать при необходимости. Например, при проверке словарного слова или для написания этого слова и его значения в тетрадь. Третья часть находится с обратной стороны основной карточки и она приклеена.
Данный раздаточный материал является многофункциональным.
Виды проводимой работы:
- устное запоминание вначале урока;
- умение правильно записать словарное слово и проверить написанное;
- умение списывать безошибочно небольшие тексты (часть 2 и часть 3);
- проконтролировать учителем знание изученных словарных слов (часть 1);
- поработать с карточками в паре;
- устно проверить друг у друга знание значения словарных слов;
- провести игры «Узнай слово», «Повтори 5 слов», «Кто быстрее», «Подставь букву»;
- поработать над загадками;
- Работать над постановкой ударений в словах.
Работа может проводиться коллективно, индивидуально на любом этапе урока и при выполнении домашнего задания.
Раздаточный материал можно изготовить с детьми на уроках технологии.
Карточка 1. Лицевая сторона А . тобус
Автобус – многоместный автомобиль для перевозки пассажиров
На обратной стороне
Дом по улице идет
На работу нас везет
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Произошло из французского языка, изначально автобус – автомобиль для многих.
Карточка 2. Б . ЛОТО
БОЛОТО – топкое место со стоячей водой, а в переносном значении о застое, косности – обывательское место.
На обратной стороне
Все обходят это место
Здесь земля - как будто тесто, здесь осока, корни, мхи, нет опоры для ноги.
От старославянского «блато» - грязь, трясина.
Карточка 3. БЫСТР .
БЫСТРО – стремительно, скоро, торопливо.
На обратной стороне
От старославянского «быстр» - быстрый.
Карточка 4. Б . БЛ . . ТЕКА
БИБЛИОТЕКА – учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.
На обратной стороне
Снаружи смотреть – дом как дом, но нет жильцов обычных в нем, в нем книги интересные
стоят рядами тесными.
Из двух греческих слов: «библиос» - книга, «теке» - короб, хранилище.
Карточка 5. В . ГОН
ВАГОН -1) транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.
2) Количество груза, вмещающегося в товарный вагон.
На обратной стороне
Они бывают разные –
Зеленые и красные.
Они по рельсам вдаль бегут, везде встречают их и ждут.
Слово заимствовано из английского языка – «Вэгон».
На обратной стороне
От латинского «интерес»- иметь важное значение.
Карточка 18. З . МЛ . НИКА
ЗЕМЛЯНИКА – Травянистое растение с белыми цветками, дающее душистые плоды розовато – красного цвета.
На обратной стороне
На лесной полянке красуется Татьянка – алый сарафан, белые крапинки.
От слова «земля». Это связано с коротеньким стебельком, почти не поднимающим ягоду от почвы.
На обратной стороне
Кто комбайном управляет и пшеницу убирает?
Слово произошло от слова комбайн.
Карточка 21.
К . РТОФ . ЛЬ
КАРТОФЕЛЬ – Огородное растение, овощ, его клубни, употребляемые в пищу.
На обратной стороне
Орехи в земле, листья на земле.
Слово из немецкого «трюфель» - клубни, похожи на трюфель (вид гриба).
Карточка 22.
К . РАБЛЬ
КОРАБЛЬ – 1) Крупное морское судно, а также военно – морское судно любого класса.2) Летательный аппарат большой мощности.
На обратной стороне
Ходит город – великан на работу в океан
Карточка 23. Х . Р . ШО
ХОРОШО – состояние благополучия.
На обратной стороне
От слова хороший, которое произошло от древнерусского «хоробый»- «храбрый»
Карточка 24.
СКОР .
СКОРО – совершается быстро, в короткий срок.
На обратной стороне
От старославянского «скорь» почти.
Карточка 25.
К . СМ . НАВТ
КОСМОНАВТ – Человек, совершающий полет в космос с целью испытания техники и ведения научных наблюдений.
На обратной стороне
Он не летчик, не пилот, он ведет не самолет, а огромную ракету. Дети кто скажите это?
От космос – вселенная, мир и 2наутес» - моряк, плаватель.
Карточка 26.
Л . ПАТА
ЛОПАТА – Орудие с длинной деревянной ручкой и широким плоским концом для копания земли.
На обратной стороне
Я землю копала –ничуть не устала. А кто мной копал, тот и устал.
От старинного «лоп» - плоское расширение, лист. От этого слова образованы такие слова, как лопух, лопасть, лопоухий.
Карточка 27.
М . Л . ТОК
МОЛОТОК Инструмент в виде металлического или деревянного бруска, насаженного на рукоятку, служащий для забивания чего – либо и для нанесения ударов.
На обратной стороне
Тит на работу вышел - каждый услышал. Сам он худ, голова с пуд, как ударит – крепко станет.
От слова «молти», в значении раздробляющий.
Карточка 28.
М . ДВЕДЬ
МЕДВЕДЬ – 1) Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами. Бурый медведь. Белый медведь.2) В переносном значении О крупном сильном, но грузном человеке.
На обратной стороне
Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
Образовано от слова «мед» и «ведать» - знает, где мед.
Карточка 29.
СП . СИБ.
СПАСИБО – выражение благодарности, и в значении «хорошо», удачно.
На обратной стороне
От слов «спаси» и «бог».
Карточка 30.
М . РКОВЬ
МОРКОВЬ – огородное растение, овощ.2)Съедобные утолщенные корни этого растения, оранжевого цвета.
На обратной стороне
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
От древнерусского «моркы».
Карточка 31.
ПЛ . ТОК
ПЛАТОК – Предмет одежды кусок ткани или вязанное, трикотажное изделие, обычно квадратной формы.
На обратной стороне
Лег в карман и караулю, реву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слез, не забуду и про нос.
Образовано от древнерусского «плать» - кусок материи.
Карточка 32.
. ВЕС
ОВЕС – Яровой злак, зерна которого идут на корм лошадям, а также перерабатываются в крупу.
На обратной стороне
От латинского «овена».
Карточка 33.
. ДЕЖДА
ОДЕЖДА – Совокупность предметов (из ткани, меха и т.п.), которыми прикрывают тело.
На обратной стороне
Образовано от древнерусского «дзети», обозначавшего «деть», «поместить»(платье на человека).
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.