Сегодня: 16.07.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


Карточки для словарной работы в 1-4 классах

19.09.2015, 21:23
Тимофеева Надежда Михайловна
Учитель начальных классов, МБОУ "Средняя Общеобразовательная школа №9"

Дидактический раздаточный материал по русскому языку предназначен для работы со словарными словами в 1 – 4 классах.


Цель применения раздаточного материала:

1. Лучшее усвоение программного материала;
2. Развитие письменной и устной речи;
3. Обогащение словарного запаса;
4. Развитие умения работать в парах;
5. Развитие самостоятельности и самооценки;
6. Развитие интереса к изучению словарных слов;

Данный раздаточный материал представлен в виде карточек, состоящих из трех частей:

1. часть - словарное слово с пропущенной орфограммой
2. часть – карточка с правильным написанием словарного слова и его значением
3. часть – карточка, на которой объясняется происхождение данного словарного слова и загадка про это слово.
Карточки собраны на основной карточке в виде прямоугольника размером 10 на 10 см. С лицевой стороны, сверху, находится словарное слово с пропущенной орфограммой (ее можно вынимать из карточки и ставить обратно), ниже ставится в перевернутом виде карточка № 2 (часть вторая). Ее тоже можно вытаскивать при необходимости. Например, при проверке словарного слова или для написания этого слова и его значения в тетрадь. Третья часть находится с обратной стороны основной карточки и она приклеена.
Данный раздаточный материал является многофункциональным.
Виды проводимой работы:
- устное запоминание вначале урока;
- умение правильно записать словарное слово и проверить написанное;
- умение списывать безошибочно небольшие тексты (часть 2 и часть 3);
- проконтролировать учителем знание изученных словарных слов (часть 1);
- поработать с карточками в паре;
- устно проверить друг у друга знание значения словарных слов;
- провести игры «Узнай слово», «Повтори 5 слов», «Кто быстрее», «Подставь букву»;
- поработать над загадками;
- Работать над постановкой ударений в словах.
Работа может проводиться коллективно, индивидуально на любом этапе урока и при выполнении домашнего задания.
Раздаточный материал можно изготовить с детьми на уроках технологии.

Карточка 1.
Лицевая сторона
А . тобус
Автобус – многоместный автомобиль для перевозки пассажиров

На обратной стороне
Дом по улице идет
На работу нас везет
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Произошло из французского языка, изначально автобус – автомобиль для многих.

Карточка 2.
Б . ЛОТО
БОЛОТО – топкое место со стоячей водой, а в переносном значении о застое, косности – обывательское место.

На обратной стороне
Все обходят это место
Здесь земля - как будто тесто, здесь осока, корни, мхи, нет опоры для ноги.
От старославянского «блато» - грязь, трясина.

Карточка 3.
БЫСТР .
БЫСТРО – стремительно, скоро, торопливо.

На обратной стороне
От старославянского «быстр» - быстрый.

Карточка 4.
Б . БЛ . . ТЕКА
БИБЛИОТЕКА – учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.

На обратной стороне
Снаружи смотреть – дом как дом, но нет жильцов обычных в нем, в нем книги интересные
стоят рядами тесными.
Из двух греческих слов: «библиос» - книга, «теке» - короб, хранилище.

Карточка 5.
В . ГОН
ВАГОН -1) транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.
2) Количество груза, вмещающегося в товарный вагон.

На обратной стороне
Они бывают разные –
Зеленые и красные.
Они по рельсам вдаль бегут, везде встречают их и ждут.
Слово заимствовано из английского языка – «Вэгон».

Карточка 6.
ВАЛ . НКИ
ВАЛЕНКИ –Зимние мягкие сапоги из валяной шерсти.

На обратной стороне
Треплют катают, а зиму таскают.
От древнерусского слова «валять»- Обозначавшего катать, вертеть.

Карточка 7.
ВЕС . ЛО

ВЕСЕЛО – 1) Полный веселья, жизнерадостный.2)О наличии веселья, о радостном настроении.

На обратной стороне
От древнеиндийского «васи» -хороший

Карточка 8.
ВЕТ . Р
ВЕТЕР – движение потока воздуха в горизонтальном направлении.

На обратной стороне
Без рук, без ног, а двери отворяет.
От древнеиндийского «вати» - веет, дует.

Карточка 9.
Вмест .
Вместе – одновременно с чем – либо.

На обратной стороне
Образовано от слов «в» и «место».

Карточка 10.
В . СКР . СЕНЬЕ
ВОСКРЕСЕНЬЕ – седьмой день недели, выходной.

На обратной стороне
От слова «воскреснуть», по преданию, на седьмой день воскрес Иисус Христос.

Карточка 11.
ВДРУ .
ВДРУГ – 1) наречие. Неожиданно, внезапно.2)наречие. Одновременно, разом, сразу (разговорное).

На обратной стороне
От слов «в» и «друг», где слово «друг» в старину означало «один», т.е. «в один» или «как один».

Карточка 12.
В . КРУГ
ВОКРУГ – во все стороны, со всех сторон.

На обратной стороне
От слов «в» и «круг». Слово круг в древнеславянском родственно слову круглый, кривой.

Карточка 13.
ЗДРА . СТВУЙ
ЗДРАВСТВУЙ – 1)Быть здоровым.2) Употребляется как приветствие при встрече.

На обратной стороне
От древних слов «зъ» хороший, а «дарво» -дерево. т.е. из хорошего дерева, крепкий.

Карточка 14.
Д . РОГА
ДОРОГА – узкая полоска земли, по которой движутся машины, люди.

На обратной стороне
Неживая, а идет, неподвижна, а ведет.
От «дорг» - дергать, проделанное в лесу пространство.

Карточка 15.
Д . РЕВНЯ
ДЕРЕВНЯ -1) Крестьянское селение.2)Сельская местность.

На обратной стороне
От древнерусского «драть» - расчищенное от леса место.

Карточка 16.
Д . ЖУРНЫЙ
ДЕЖУРНЫЙ – исполняющий в порядке очереди какие – либо служебные или общественные обязанности.

На обратной стороне
Произошло от французского «де жур» - день.

Карточка 17.
ЗАВО .
ЗАВОД – 1) Крупное промышленное (или промысловое) предприятие.2) Срок действия заведенного механизма.

На обратной стороне
От глагола «заводить» - места, где что – нибудь заводят или разводят лошадей на конских заводах, рыбу – на рыбных заводах.

Карточка 19.
. НТ . РЕСНЫЙ
ИНТЕРЕСНЫЙ – возбуждающий интерес; занимательный, любопытный.

На обратной стороне
От латинского «интерес»- иметь важное значение.

Карточка 18.
З . МЛ . НИКА
ЗЕМЛЯНИКА – Травянистое растение с белыми цветками, дающее душистые плоды розовато – красного цвета.

На обратной стороне
На лесной полянке красуется Татьянка – алый сарафан, белые крапинки.
От слова «земля». Это связано с коротеньким стебельком, почти не поднимающим ягоду от почвы.

Карточка 20.
К . МБ . ЙНЕР

КОМБАЙНЕР – водитель комбайна.

На обратной стороне
Кто комбайном управляет и пшеницу убирает?
Слово произошло от слова комбайн.

Карточка 21.
К . РТОФ . ЛЬ

КАРТОФЕЛЬ – Огородное растение, овощ, его клубни, употребляемые в пищу.

На обратной стороне
Орехи в земле, листья на земле.
Слово из немецкого «трюфель» - клубни, похожи на трюфель (вид гриба).

Карточка 22.
К . РАБЛЬ

КОРАБЛЬ – 1) Крупное морское судно, а также военно – морское судно любого класса.2) Летательный аппарат большой мощности.

На обратной стороне
Ходит город – великан на работу в океан

Карточка 23.
Х . Р . ШО
ХОРОШО – состояние благополучия.

На обратной стороне
От слова хороший, которое произошло от древнерусского «хоробый»- «храбрый»

Карточка 24.
СКОР .

СКОРО – совершается быстро, в короткий срок.

На обратной стороне
От старославянского «скорь» почти.

Карточка 25.
К . СМ . НАВТ

КОСМОНАВТ – Человек, совершающий полет в космос с целью испытания техники и ведения научных наблюдений.

На обратной стороне
Он не летчик, не пилот, он ведет не самолет, а огромную ракету. Дети кто скажите это?
От космос – вселенная, мир и 2наутес» - моряк, плаватель.

Карточка 26.
Л . ПАТА

ЛОПАТА – Орудие с длинной деревянной ручкой и широким плоским концом для копания земли.

На обратной стороне
Я землю копала –ничуть не устала. А кто мной копал, тот и устал.
От старинного «лоп» - плоское расширение, лист. От этого слова образованы такие слова, как лопух, лопасть, лопоухий.

Карточка 27.
М . Л . ТОК

МОЛОТОК Инструмент в виде металлического или деревянного бруска, насаженного на рукоятку, служащий для забивания чего – либо и для нанесения ударов.

На обратной стороне
Тит на работу вышел - каждый услышал. Сам он худ, голова с пуд, как ударит – крепко станет.
От слова «молти», в значении раздробляющий.

Карточка 28.
М . ДВЕДЬ

МЕДВЕДЬ – 1) Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами. Бурый медведь. Белый медведь.2) В переносном значении О крупном сильном, но грузном человеке.

На обратной стороне
Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
Образовано от слова «мед» и «ведать» - знает, где мед.

Карточка 29.
СП . СИБ.

СПАСИБО – выражение благодарности, и в значении «хорошо», удачно.

На обратной стороне
От слов «спаси» и «бог».

Карточка 30.
М . РКОВЬ

МОРКОВЬ – огородное растение, овощ.2)Съедобные утолщенные корни этого растения, оранжевого цвета.

На обратной стороне
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
От древнерусского «моркы».

Карточка 31.
ПЛ . ТОК

ПЛАТОК – Предмет одежды кусок ткани или вязанное, трикотажное изделие, обычно квадратной формы.

На обратной стороне
Лег в карман и караулю, реву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слез, не забуду и про нос.
Образовано от древнерусского «плать» - кусок материи.

Карточка 32.
. ВЕС

ОВЕС – Яровой злак, зерна которого идут на корм лошадям, а также перерабатываются в крупу.

На обратной стороне
От латинского «овена».

Карточка 33.
. ДЕЖДА

ОДЕЖДА – Совокупность предметов (из ткани, меха и т.п.), которыми прикрывают тело.

На обратной стороне
Образовано от древнерусского «дзети», обозначавшего «деть», «поместить»(платье на человек
а).

Категория: Русский язык и литература | Добавил: nnadiatim1961 | Теги: словарные слова, Дидактическая, начальная школа, Дидактика
Просмотров: 6188 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Очень полезный и,действительно,многофункциональный раздаточный материал.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVII Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
XI Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
V Всероссийский творческий конкурс "Солнечное лето"
II Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
XI Всероссийский творческий конкурс "Такие разные бабочки"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VII Всероссийский творческий конкурс "Фруктово-ягодный букет"
V Всероссийский творческий конкурс "Семейство кошачьих"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.07.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог