Сегодня: 24.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


Карточки для словарной работы в 1-4 классах

19.09.2015, 21:23
Тимофеева Надежда Михайловна
Учитель начальных классов, МБОУ "Средняя Общеобразовательная школа №9"

Дидактический раздаточный материал по русскому языку предназначен для работы со словарными словами в 1 – 4 классах.


Цель применения раздаточного материала:

1. Лучшее усвоение программного материала;
2. Развитие письменной и устной речи;
3. Обогащение словарного запаса;
4. Развитие умения работать в парах;
5. Развитие самостоятельности и самооценки;
6. Развитие интереса к изучению словарных слов;

Данный раздаточный материал представлен в виде карточек, состоящих из трех частей:

1. часть - словарное слово с пропущенной орфограммой
2. часть – карточка с правильным написанием словарного слова и его значением
3. часть – карточка, на которой объясняется происхождение данного словарного слова и загадка про это слово.
Карточки собраны на основной карточке в виде прямоугольника размером 10 на 10 см. С лицевой стороны, сверху, находится словарное слово с пропущенной орфограммой (ее можно вынимать из карточки и ставить обратно), ниже ставится в перевернутом виде карточка № 2 (часть вторая). Ее тоже можно вытаскивать при необходимости. Например, при проверке словарного слова или для написания этого слова и его значения в тетрадь. Третья часть находится с обратной стороны основной карточки и она приклеена.
Данный раздаточный материал является многофункциональным.
Виды проводимой работы:
- устное запоминание вначале урока;
- умение правильно записать словарное слово и проверить написанное;
- умение списывать безошибочно небольшие тексты (часть 2 и часть 3);
- проконтролировать учителем знание изученных словарных слов (часть 1);
- поработать с карточками в паре;
- устно проверить друг у друга знание значения словарных слов;
- провести игры «Узнай слово», «Повтори 5 слов», «Кто быстрее», «Подставь букву»;
- поработать над загадками;
- Работать над постановкой ударений в словах.
Работа может проводиться коллективно, индивидуально на любом этапе урока и при выполнении домашнего задания.
Раздаточный материал можно изготовить с детьми на уроках технологии.

Карточка 1.
Лицевая сторона
А . тобус
Автобус – многоместный автомобиль для перевозки пассажиров

На обратной стороне
Дом по улице идет
На работу нас везет
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Произошло из французского языка, изначально автобус – автомобиль для многих.

Карточка 2.
Б . ЛОТО
БОЛОТО – топкое место со стоячей водой, а в переносном значении о застое, косности – обывательское место.

На обратной стороне
Все обходят это место
Здесь земля - как будто тесто, здесь осока, корни, мхи, нет опоры для ноги.
От старославянского «блато» - грязь, трясина.

Карточка 3.
БЫСТР .
БЫСТРО – стремительно, скоро, торопливо.

На обратной стороне
От старославянского «быстр» - быстрый.

Карточка 4.
Б . БЛ . . ТЕКА
БИБЛИОТЕКА – учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования.

На обратной стороне
Снаружи смотреть – дом как дом, но нет жильцов обычных в нем, в нем книги интересные
стоят рядами тесными.
Из двух греческих слов: «библиос» - книга, «теке» - короб, хранилище.

Карточка 5.
В . ГОН
ВАГОН -1) транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.
2) Количество груза, вмещающегося в товарный вагон.

На обратной стороне
Они бывают разные –
Зеленые и красные.
Они по рельсам вдаль бегут, везде встречают их и ждут.
Слово заимствовано из английского языка – «Вэгон».

Карточка 6.
ВАЛ . НКИ
ВАЛЕНКИ –Зимние мягкие сапоги из валяной шерсти.

На обратной стороне
Треплют катают, а зиму таскают.
От древнерусского слова «валять»- Обозначавшего катать, вертеть.

Карточка 7.
ВЕС . ЛО

ВЕСЕЛО – 1) Полный веселья, жизнерадостный.2)О наличии веселья, о радостном настроении.

На обратной стороне
От древнеиндийского «васи» -хороший

Карточка 8.
ВЕТ . Р
ВЕТЕР – движение потока воздуха в горизонтальном направлении.

На обратной стороне
Без рук, без ног, а двери отворяет.
От древнеиндийского «вати» - веет, дует.

Карточка 9.
Вмест .
Вместе – одновременно с чем – либо.

На обратной стороне
Образовано от слов «в» и «место».

Карточка 10.
В . СКР . СЕНЬЕ
ВОСКРЕСЕНЬЕ – седьмой день недели, выходной.

На обратной стороне
От слова «воскреснуть», по преданию, на седьмой день воскрес Иисус Христос.

Карточка 11.
ВДРУ .
ВДРУГ – 1) наречие. Неожиданно, внезапно.2)наречие. Одновременно, разом, сразу (разговорное).

На обратной стороне
От слов «в» и «друг», где слово «друг» в старину означало «один», т.е. «в один» или «как один».

Карточка 12.
В . КРУГ
ВОКРУГ – во все стороны, со всех сторон.

На обратной стороне
От слов «в» и «круг». Слово круг в древнеславянском родственно слову круглый, кривой.

Карточка 13.
ЗДРА . СТВУЙ
ЗДРАВСТВУЙ – 1)Быть здоровым.2) Употребляется как приветствие при встрече.

На обратной стороне
От древних слов «зъ» хороший, а «дарво» -дерево. т.е. из хорошего дерева, крепкий.

Карточка 14.
Д . РОГА
ДОРОГА – узкая полоска земли, по которой движутся машины, люди.

На обратной стороне
Неживая, а идет, неподвижна, а ведет.
От «дорг» - дергать, проделанное в лесу пространство.

Карточка 15.
Д . РЕВНЯ
ДЕРЕВНЯ -1) Крестьянское селение.2)Сельская местность.

На обратной стороне
От древнерусского «драть» - расчищенное от леса место.

Карточка 16.
Д . ЖУРНЫЙ
ДЕЖУРНЫЙ – исполняющий в порядке очереди какие – либо служебные или общественные обязанности.

На обратной стороне
Произошло от французского «де жур» - день.

Карточка 17.
ЗАВО .
ЗАВОД – 1) Крупное промышленное (или промысловое) предприятие.2) Срок действия заведенного механизма.

На обратной стороне
От глагола «заводить» - места, где что – нибудь заводят или разводят лошадей на конских заводах, рыбу – на рыбных заводах.

Карточка 19.
. НТ . РЕСНЫЙ
ИНТЕРЕСНЫЙ – возбуждающий интерес; занимательный, любопытный.

На обратной стороне
От латинского «интерес»- иметь важное значение.

Карточка 18.
З . МЛ . НИКА
ЗЕМЛЯНИКА – Травянистое растение с белыми цветками, дающее душистые плоды розовато – красного цвета.

На обратной стороне
На лесной полянке красуется Татьянка – алый сарафан, белые крапинки.
От слова «земля». Это связано с коротеньким стебельком, почти не поднимающим ягоду от почвы.

Карточка 20.
К . МБ . ЙНЕР

КОМБАЙНЕР – водитель комбайна.

На обратной стороне
Кто комбайном управляет и пшеницу убирает?
Слово произошло от слова комбайн.

Карточка 21.
К . РТОФ . ЛЬ

КАРТОФЕЛЬ – Огородное растение, овощ, его клубни, употребляемые в пищу.

На обратной стороне
Орехи в земле, листья на земле.
Слово из немецкого «трюфель» - клубни, похожи на трюфель (вид гриба).

Карточка 22.
К . РАБЛЬ

КОРАБЛЬ – 1) Крупное морское судно, а также военно – морское судно любого класса.2) Летательный аппарат большой мощности.

На обратной стороне
Ходит город – великан на работу в океан

Карточка 23.
Х . Р . ШО
ХОРОШО – состояние благополучия.

На обратной стороне
От слова хороший, которое произошло от древнерусского «хоробый»- «храбрый»

Карточка 24.
СКОР .

СКОРО – совершается быстро, в короткий срок.

На обратной стороне
От старославянского «скорь» почти.

Карточка 25.
К . СМ . НАВТ

КОСМОНАВТ – Человек, совершающий полет в космос с целью испытания техники и ведения научных наблюдений.

На обратной стороне
Он не летчик, не пилот, он ведет не самолет, а огромную ракету. Дети кто скажите это?
От космос – вселенная, мир и 2наутес» - моряк, плаватель.

Карточка 26.
Л . ПАТА

ЛОПАТА – Орудие с длинной деревянной ручкой и широким плоским концом для копания земли.

На обратной стороне
Я землю копала –ничуть не устала. А кто мной копал, тот и устал.
От старинного «лоп» - плоское расширение, лист. От этого слова образованы такие слова, как лопух, лопасть, лопоухий.

Карточка 27.
М . Л . ТОК

МОЛОТОК Инструмент в виде металлического или деревянного бруска, насаженного на рукоятку, служащий для забивания чего – либо и для нанесения ударов.

На обратной стороне
Тит на работу вышел - каждый услышал. Сам он худ, голова с пуд, как ударит – крепко станет.
От слова «молти», в значении раздробляющий.

Карточка 28.
М . ДВЕДЬ

МЕДВЕДЬ – 1) Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами. Бурый медведь. Белый медведь.2) В переносном значении О крупном сильном, но грузном человеке.

На обратной стороне
Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
Образовано от слова «мед» и «ведать» - знает, где мед.

Карточка 29.
СП . СИБ.

СПАСИБО – выражение благодарности, и в значении «хорошо», удачно.

На обратной стороне
От слов «спаси» и «бог».

Карточка 30.
М . РКОВЬ

МОРКОВЬ – огородное растение, овощ.2)Съедобные утолщенные корни этого растения, оранжевого цвета.

На обратной стороне
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
От древнерусского «моркы».

Карточка 31.
ПЛ . ТОК

ПЛАТОК – Предмет одежды кусок ткани или вязанное, трикотажное изделие, обычно квадратной формы.

На обратной стороне
Лег в карман и караулю, реву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слез, не забуду и про нос.
Образовано от древнерусского «плать» - кусок материи.

Карточка 32.
. ВЕС

ОВЕС – Яровой злак, зерна которого идут на корм лошадям, а также перерабатываются в крупу.

На обратной стороне
От латинского «овена».

Карточка 33.
. ДЕЖДА

ОДЕЖДА – Совокупность предметов (из ткани, меха и т.п.), которыми прикрывают тело.

На обратной стороне
Образовано от древнерусского «дзети», обозначавшего «деть», «поместить»(платье на человек
а).

Категория: Русский язык и литература | Добавил: nnadiatim1961 | Теги: словарные слова, Дидактическая, начальная школа, Дидактика
Просмотров: 6284 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Очень полезный и,действительно,многофункциональный раздаточный материал.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог