Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


Грамматические игры на уроках русского языка в 1-2 классах

СКАЧАТЬ (9.2 Kb) 20.04.2013, 16:04
Прокунина Тамара Васильевна
учитель начальных классов, МОУ "Травниковская СОШ"
Грамматические игры
Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в играх, а придя в школу, долгое время не могут быть внимательными, усидчивыми. Только хорошо продуманный план урока помогает учителю выработать у учащихся внимательность и усидчивость. Никакие методы в преподавании не могут заменить игру, особенно в I и во II классах.
Вот некоторые игры, которые можно проводить в I—II классах на уроках русского языка.
Пограничники
После краткой беседы о пограничниках учитель открывает записанные на доске слова и предлагает ученикам «взять бинокли» (сложить ладоши рук) и наблюдать. Заметившие орфограмму «опускают бинокли» и готовятся «докладывать начальнику заставы» правило или проверочное слово.
Для разнообразия можно записывать слова в столбик, в строчку, с пропущенной орфограммой. Например:
ежи
ужи
час
жизнь
Ребята подчеркивают орфограмму.
Или: мыш..., гараж..., ч...деса, щ...ка, чи-ж...к. Дети вставляют буквы.
Один раз проводится игра «Пограничники», другой — «Космонавты».
Пограничники в ночном наряде.
Воспитательный момент — беседа о важности, соблюдения тишины, осторожности, умения прислушиваться.
«Пограничники» слушают с закрытыми глазами слова (если это словарный диктант) или предложения (если это один из многих видов диктантов). Затем дети открывают глаза и на пальцах показывают, сколько орфограмм услышали и запомнили. Вызванный ученик «докладывает» правила, остальные поправляют или дополняют.
Капитаны
Проводится эта игра в период прохождения правописания звонких и глухих согласных. Учитель по трафарету вырезает из плотной бумаги лодочки с белым парусом, на котором пишут звонкие и глухие согласные. Лодочки разноцветные, а буквы красные. После беседы о капитанах учитель предлагает «причалить» лодочки к словам (сугро..., моро..., депута... и др.) и доказать написание правилом или проверочным словом.
В словах со звонкой и глухой согласной пропущена буква в середине (шу...ка, но...ки, незабу...ки и др.), теперь те же лодочки «капитаны» «проводят в безопасную бухту».
На это же правило можно провести игру «Мальчик помогай». Для этого по трафарету надо вырезать семь-восемь одинаковых фигурок малышей с корзинками и раскрасить в разные цвета платья, штанишки и рубашки. На передниках у девочек и на рубашках у мальчиков написать буквы. Вызванные ученики «Помогай» ведут заблудившихся в лесу малышей в домики (вместо точек прикрепляют фигурки).
Кошка и мыши
Используется при прохождении непроизносимых согласных, безударных гласных. Игра проводится после беседы о том, что мышки выходят, когда в доме все засыпают. Вызываются ученики (по количеству слов или орфограмм в предложениях) к доске. Учитель показывает молча «кошку», а ученики разбирают «мышек» с буквами и прикрепляют вместо точек. Тот, кто ошибся, считается пойманным.
Вариантом этой игры может быть «Лиса и зайцы», «Охотник и белки», «Щука и рыбёшки», «Жмурки». В последней игре водящий ученик жмурится, а остальные «прячут» в слова фигурки «детей», сидящих, стоящих на коленях и т. д. Водящий, сосчитав до пяти («Раз, два, три, четыре, пять, я иду проверять»), проверяет, все ли фигурки на своих местах, подтверждает словом то, что проверяет.
Ловкий вратарь
Беседа о спорте, о футболистах. Детям раздаются листки бумаги, которые они подписывают и затем сдают на проверку. Игра проводится на время и по вариантам. Побеждает тот, кто написал больше, правильнее, аккуратнее, поймал больше «мячей». Победителей можно награждать вымпелом, вырезанным из бумаги, ленточки или простого цветного материала. Красный цвет — выполнившим работу на «отлично», зелёный — на «хорошо».
Строители
Игра проводится во время работы над деформированным текстом. Кто правильно и красиво построил предложения, тот победил.


Категория: Русский язык и литература | Добавил: 16Toma
Просмотров: 2264 | Загрузок: 298 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Тамара Васильевна! Прочитав Вашу статью, я поняла, как повезло детям, что у них такой творческий учитель. Мне самой захотелось принять участие в этих играх.
С уважением, Елизавета Леонидовна. bye

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог