Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


Грамматические игры на уроках русского языка в 1-2 классах

СКАЧАТЬ (9.2 Kb) 20.04.2013, 16:04
Прокунина Тамара Васильевна
учитель начальных классов, МОУ "Травниковская СОШ"
Грамматические игры
Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в играх, а придя в школу, долгое время не могут быть внимательными, усидчивыми. Только хорошо продуманный план урока помогает учителю выработать у учащихся внимательность и усидчивость. Никакие методы в преподавании не могут заменить игру, особенно в I и во II классах.
Вот некоторые игры, которые можно проводить в I—II классах на уроках русского языка.
Пограничники
После краткой беседы о пограничниках учитель открывает записанные на доске слова и предлагает ученикам «взять бинокли» (сложить ладоши рук) и наблюдать. Заметившие орфограмму «опускают бинокли» и готовятся «докладывать начальнику заставы» правило или проверочное слово.
Для разнообразия можно записывать слова в столбик, в строчку, с пропущенной орфограммой. Например:
ежи
ужи
час
жизнь
Ребята подчеркивают орфограмму.
Или: мыш..., гараж..., ч...деса, щ...ка, чи-ж...к. Дети вставляют буквы.
Один раз проводится игра «Пограничники», другой — «Космонавты».
Пограничники в ночном наряде.
Воспитательный момент — беседа о важности, соблюдения тишины, осторожности, умения прислушиваться.
«Пограничники» слушают с закрытыми глазами слова (если это словарный диктант) или предложения (если это один из многих видов диктантов). Затем дети открывают глаза и на пальцах показывают, сколько орфограмм услышали и запомнили. Вызванный ученик «докладывает» правила, остальные поправляют или дополняют.
Капитаны
Проводится эта игра в период прохождения правописания звонких и глухих согласных. Учитель по трафарету вырезает из плотной бумаги лодочки с белым парусом, на котором пишут звонкие и глухие согласные. Лодочки разноцветные, а буквы красные. После беседы о капитанах учитель предлагает «причалить» лодочки к словам (сугро..., моро..., депута... и др.) и доказать написание правилом или проверочным словом.
В словах со звонкой и глухой согласной пропущена буква в середине (шу...ка, но...ки, незабу...ки и др.), теперь те же лодочки «капитаны» «проводят в безопасную бухту».
На это же правило можно провести игру «Мальчик помогай». Для этого по трафарету надо вырезать семь-восемь одинаковых фигурок малышей с корзинками и раскрасить в разные цвета платья, штанишки и рубашки. На передниках у девочек и на рубашках у мальчиков написать буквы. Вызванные ученики «Помогай» ведут заблудившихся в лесу малышей в домики (вместо точек прикрепляют фигурки).
Кошка и мыши
Используется при прохождении непроизносимых согласных, безударных гласных. Игра проводится после беседы о том, что мышки выходят, когда в доме все засыпают. Вызываются ученики (по количеству слов или орфограмм в предложениях) к доске. Учитель показывает молча «кошку», а ученики разбирают «мышек» с буквами и прикрепляют вместо точек. Тот, кто ошибся, считается пойманным.
Вариантом этой игры может быть «Лиса и зайцы», «Охотник и белки», «Щука и рыбёшки», «Жмурки». В последней игре водящий ученик жмурится, а остальные «прячут» в слова фигурки «детей», сидящих, стоящих на коленях и т. д. Водящий, сосчитав до пяти («Раз, два, три, четыре, пять, я иду проверять»), проверяет, все ли фигурки на своих местах, подтверждает словом то, что проверяет.
Ловкий вратарь
Беседа о спорте, о футболистах. Детям раздаются листки бумаги, которые они подписывают и затем сдают на проверку. Игра проводится на время и по вариантам. Побеждает тот, кто написал больше, правильнее, аккуратнее, поймал больше «мячей». Победителей можно награждать вымпелом, вырезанным из бумаги, ленточки или простого цветного материала. Красный цвет — выполнившим работу на «отлично», зелёный — на «хорошо».
Строители
Игра проводится во время работы над деформированным текстом. Кто правильно и красиво построил предложения, тот победил.


Категория: Русский язык и литература | Добавил: 16Toma
Просмотров: 2310 | Загрузок: 298 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Тамара Васильевна! Прочитав Вашу статью, я поняла, как повезло детям, что у них такой творческий учитель. Мне самой захотелось принять участие в этих играх.
С уважением, Елизавета Леонидовна. bye

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог