Грамматические игры Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в играх, а придя в школу, долгое время не могут быть внимательными, усидчивыми. Только хорошо продуманный план урока помогает учителю выработать у учащихся внимательность и усидчивость. Никакие методы в преподавании не могут заменить игру, особенно в I и во II классах. Вот некоторые игры, которые можно проводить в I—II классах на уроках русского языка. Пограничники После краткой беседы о пограничниках учитель открывает записанные на доске слова и предлагает ученикам «взять бинокли» (сложить ладоши рук) и наблюдать. Заметившие орфограмму «опускают бинокли» и готовятся «докладывать начальнику заставы» правило или проверочное слово. Для разнообразия можно записывать слова в столбик, в строчку, с пропущенной орфограммой. Например: ежи ужи час жизнь Ребята подчеркивают орфограмму. Или: мыш..., гараж..., ч...деса, щ...ка, чи-ж...к. Дети вставляют буквы. Один раз проводится игра «Пограничники», другой — «Космонавты». Пограничники в ночном наряде. Воспитательный момент — беседа о важности, соблюдения тишины, осторожности, умения прислушиваться. «Пограничники» слушают с закрытыми глазами слова (если это словарный диктант) или предложения (если это один из многих видов диктантов). Затем дети открывают глаза и на пальцах показывают, сколько орфограмм услышали и запомнили. Вызванный ученик «докладывает» правила, остальные поправляют или дополняют. Капитаны Проводится эта игра в период прохождения правописания звонких и глухих согласных. Учитель по трафарету вырезает из плотной бумаги лодочки с белым парусом, на котором пишут звонкие и глухие согласные. Лодочки разноцветные, а буквы красные. После беседы о капитанах учитель предлагает «причалить» лодочки к словам (сугро..., моро..., депута... и др.) и доказать написание правилом или проверочным словом. В словах со звонкой и глухой согласной пропущена буква в середине (шу...ка, но...ки, незабу...ки и др.), теперь те же лодочки «капитаны» «проводят в безопасную бухту». На это же правило можно провести игру «Мальчик помогай». Для этого по трафарету надо вырезать семь-восемь одинаковых фигурок малышей с корзинками и раскрасить в разные цвета платья, штанишки и рубашки. На передниках у девочек и на рубашках у мальчиков написать буквы. Вызванные ученики «Помогай» ведут заблудившихся в лесу малышей в домики (вместо точек прикрепляют фигурки). Кошка и мыши Используется при прохождении непроизносимых согласных, безударных гласных. Игра проводится после беседы о том, что мышки выходят, когда в доме все засыпают. Вызываются ученики (по количеству слов или орфограмм в предложениях) к доске. Учитель показывает молча «кошку», а ученики разбирают «мышек» с буквами и прикрепляют вместо точек. Тот, кто ошибся, считается пойманным. Вариантом этой игры может быть «Лиса и зайцы», «Охотник и белки», «Щука и рыбёшки», «Жмурки». В последней игре водящий ученик жмурится, а остальные «прячут» в слова фигурки «детей», сидящих, стоящих на коленях и т. д. Водящий, сосчитав до пяти («Раз, два, три, четыре, пять, я иду проверять»), проверяет, все ли фигурки на своих местах, подтверждает словом то, что проверяет. Ловкий вратарь Беседа о спорте, о футболистах. Детям раздаются листки бумаги, которые они подписывают и затем сдают на проверку. Игра проводится на время и по вариантам. Побеждает тот, кто написал больше, правильнее, аккуратнее, поймал больше «мячей». Победителей можно награждать вымпелом, вырезанным из бумаги, ленточки или простого цветного материала. Красный цвет — выполнившим работу на «отлично», зелёный — на «хорошо». Строители Игра проводится во время работы над деформированным текстом. Кто правильно и красиво построил предложения, тот победил.
|