Урок обучения грамоте в 1 классе
Программа «Школа России»
Учебник «Русская азбука» Автор: В. Г. Горецкий
Тема урока: Звук [а ], буквы А, а.
Цели урока:
1. познакомить учащихся со звуком [а]; формировать умение выделять звук [а] из речи; познакомить детей с буквами А, а; формировать навык чтения;
2. развивать фонематический слух, внимание, логическое и
ассоциативное мышление, речь детей; развивать мелкие мышцы пальцев.
3. прививать интерес к чтению; воспитывать любовь и бережное
отношение к цветам.
Оборудование: учебник «Азбука»; демонстрационные карточки с печатными буквами А, а; элементы букв А а; схемы звуков, слов, предложений; счётные палочки; пластилин; рисунок с изображением цветка – астры; индивидуальные дощечки (для каждого ребёнка); мел (для каждого ребёнка); алфавит; лента букв; медальки для активных детей (изображено улыбающееся солнышко и надпись «Молодец!»); медальки для каждого ребёнка (изображены буквы Аа).
Ход урока:
I. Организация начала урока.
II. Гимнастика для глаз по тренажёру.
III. Повторение изученного материала.
- Какую тему изучили на прошлом уроке? (Изучили тему «Звуки»).
- Что можете сказать о звуках? (Звуки слышим и произносим).
- На какие две группы можно разделить все звуки? (На гласные и согласные).
- Что узнали про гласные звуки? (При произношении гласных звуков не встречаются преграды; их можно пропеть; они бывают ударными и безударными; гласные звуки обозначают красным цветом).
- Что узнали про согласные звуки? (При произношении согласных звуков встречаются преграды; их нельзя пропеть; они бывают мягкими и твёрдыми; глухими и звонкими; парными и непарными; твёрдые согласные обозначают синим цветом, а мягкие согласные – зелёным цветом).
IV. Подготовка к новой теме.
- С праздником, ребята!
- Что я произнесла? (Предложение).
- Как догадались, что это предложение? (Предложение имеет законченную мысль, в предложении несколько слов).
- Сколько слов в этом предложении? (Три слова).
- Какое первое слово? (С).
- Второе слово? (праздником).
-Третье? (ребята).
- Алина, пойдёт к доске и запишет это предложение схемой. А все остальные поработают на индивидуальных дощечках.
- С какой интонацией произнесла это предложение? (С восклицательной).
- Какой знак препинания поставим в конце предложения? ( Восклицательный знак).
На доске схема:
(Проверка по индивидуальным дощечкам).
V. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, сегодня у вас необычный день. Сегодня у вас праздник «День первой буквы».
- На уроке вы познакомитесь с гласным звуком [а], узнаете, какими буквами обозначается этот звук. Научитесь выделять в речи звук [а].
VI. Изучение нового материала.
1.Занимательный материал об астре.
- Ребята, что изображено на рисунке? (Цветок).
- Как называется этот цветок? (Астра).
- Астра с греческого языка означает «звезда». По старинной легенде астра выросла из пылинки, упавшей звезды. Астры бывают различной окраски. Цветут астры с конца мая до морозов. Нельзя рвать цветы! Цветы нужны для того, чтобы мы любовались ими.
2.Слого – звуковой анализ слова.
- Астра - слово или предложение? (Слово).
- Андрей запишет на доске слово «астра» схемой. Все остальные работают на своих дощечках.
На доске схема:
(Проверка по индивидуальным дощечкам).
- Сколько слогов в слове «астра»? (Два).
- Какой первый слог? (Аст).
- Второй слог? (ра).
- Настя разделит это слово на слоги. Все остальные у себя.
На доске: схема
- Какой слог ударный? (Первый).
- Поставьте ударение на первый слог.
- Какой звук слышите в начале слова? ([а]).
- Дайте характеристику этому звуку. (Гласный, ударный).
- Каким цветом обозначим? (Красным).
- Этот звук одиночный. Покажем на схеме красным квадратиком.
На доске: схема
- Какой следующий звук слышите? ([с]).
- Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).
- Звук [с] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).
- Каким цветом обозначим твёрдый звук? (Синим).
- Этот звук одиночный. Покажем на схеме этот звук синим квадратиком.
На доске: схема
- Какой следующий звук слышится? ([т]).
- Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).
- Звук [т] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).
- Каким цветом обозначим твёрдый звук? (Синим).
- Этот звук одиночный. Покажем на схеме этот звук синим квадратиком.
На доске: схема
- Какой следующий звук слышите? ([р]).
- Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).
- Звук [р] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).
- Каким цветом обозначим твёрдый звук? (Синим).
- Этот звук сливается с другим звуком. Покажем на схеме этот звук синим треугольником.
На доске: схема
- Какой следующий звук слышите? ([а]). Покажем на схеме этот звук красным треугольником.
- Дайте характеристику этому звуку. (Гласный, безударный).
На доске: схема
- Сколько звуков в слове «астра»? (5).
- Сколько согласных звуков? (3).
- Сколько гласных звуков? (2).
- Какой звук слышится в начале и в конце слова «астра»? (Звук [а]).
3.Фонетическая зарядка.
- Какой звук издаёт человек, когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло? (Звук [а]).
- Какой звук издаёт мама, когда укачивает ребёнка? (Звук [а]).
4.Упражнение в нахождении звука [а].
- Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.
- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале слова. (Дети приводят примеры: арбуз, аист, …).
- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова. (Дети приводят примеры: палка, парта, …).
- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова. (Дети приводят примеры: ученица, азбука, …).
5.Знакомство с буквами Аа.
- Звук [а] обозначается буквой Аа (показ карточки с буквами Аа).
- Эти буквы печатные. Буква А – заглавная, большая; буква а – строчная, маленькая. Постепенно вы узнаете, какие слова принято печатать с заглавной большой буквы, а какие - с маленькой, строчной буквы. Печатные буквы встречаются в книгах, журналах, газетах.
- Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
- На что похожа буква А? (На ракету, на столбы, …).
6.Микроитог.
- Какой звук изучили? (Звук [а]).
- Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами А а).
VII. Физминутка.
А - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
VIII. Закрепление изученного материала.
1.Беседа по картинке в учебнике (с.24-25).
- Кто на картинке? (Мальвина, Буратино, Артемон).
- В слове «Мальвина» слышите звук [а]? (Да.)
- Где слышите звук [а]? (В середине слова, на конце слова).
- В слове «Буратино» слышите звук [а]? (Да.)
- Где слышите звук [а]? (В середине слова, на конце слова).
- В слове «Артемон» слышите звук [а]? (Да.)
- Где слышите звук [а]? (В начале слова).
- Из какой сказки эти Мальвина, Буратино, Артемон? («Приключения Буратино»).
- Что делают герои? (Играют в школу).
- Какую изучают букву? (Букву А а).
- Как себя ведёт Буратино? (Он отвлекается, у него в тетради грязь, не хочет учиться).
- А вы, ребята, хотите учиться? (Да).
- Какая птица рядом с Мальвиной? (Аист).
- Какой звук слышите в начале этого слова? (Звук [а]).
- Какие цветы на клумбе? (Астры).
- Какой звук слышится в начале этого слова? (Звук [а]).
- Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).
2.Работа с пословицами.
- Пословица – это логически законченное изречение (предложение) с поучительным смыслом, содержит мораль.
На доске: Азбука – к мудрости ступенька.
- Кто сможет прочитать эту пословицу? (Читает читающий ребёнок, затем повторяет учитель).
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
На доске: Каков разум, таковы и речи.
- Кто сможет прочитать эту пословицу? (Читает читающий ребёнок, затем повторяет учитель).
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
На доске: Аккуратность красит человека.
- Кто сможет прочитать эту пословицу? (Читает читающий ребёнок, затем повторяет учитель).
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
На доске: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- Кто сможет прочитать эту пословицу? (Читает читающий ребёнок, затем повторяет учитель).
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
3.Упражнение в нахождении букв Аа в пословицах.
- Найдите в пословицах буквы Аа, под ними поставить точку мелом. (4 ученика выходят к доске, находят в словах буквы Аа; остальные печатают буквы Аа на индивидуальных дощечках). Проверка.
4. Обучение чтению.
На доске: А – а – а! (чтение двумя - тремя учащимися, хоровое чтение, чтение слабыми учащимися).
5.Микроитог.
- Какой звук изучили? (Звук [а]).
- Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).
IX. Физминутка.
Буква А, буква А –
Алфавиту голова.
Знает Саша, знает Света,
А похожа на ракету.
X. Обобщение изученного материала.
1.Заучивание стихотворения в учебнике.
Астра, азбука, айва
Начинаются на А,
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.
2.Самостоятельная работа (по вариантам).
I вариант: - Из счётных палочек соберите печатную заглавную, большую букву А.
II вариант: - С помощью пластилина сделайте печатную строчную, маленькую букву а.
3.Проверка выполнения. (Показ лучших работ, награда медальками «Молодец!»).
4.Игра на внимание «Найди букву Аа».
- Сколько букв А а нашли в квадрате? (3).
XI. Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему?
- Что вызывало затруднение? Почему?
- Какие новые слова узнали?
- Что общего у этих слов? (Звук [a], буквы А а).
- Найдите в алфавите букву Аа. (Ученик выходит к доске и показывает в алфавите букву Аа).
- С сегодняшнего дня изученные буквы будем помещать на «ленту букв». (Учитель вставляет букву «а» под аплодисменты детей).
XII. Награждение.
- На память об этом уроке – празднике «Первой буквы», я дарю вам всем медальки (вручаю каждому ребёнку медальки с изображением буквы А а).
- Хочу отметить детей, которые хорошо работали на уроке. (Вручаю медальки с изображением улыбающегося солнышка и надписью «Молодец!»).
- На следующих уроках мы с вами продолжим путешествие в страну Звуков и Букв, потому что, зная ЗВУКИ и БУКВЫ, которыми они обозначаются, вы сможете научиться читать и писать.
XIII. Организация на перемену.
- Спасибо за урок! Молодцы!
Полностью ознакомиться с материалом можно, нажав на кнопку "скачать"