Урок литературного чтения - 2-й класс.
УМК «Планета
знаний»
Тема:
Нравственные уроки рассказа А.П. Гайдара "Совесть" (слайд№1)
Цель:
- Создание условий для работы над понятием «Совесть»
при работе с художественным текстом.
- Продолжить работу по воспитанию качеств
Человека.
Задачи урока:
-
развивать умение работать над понятием;
-
воспитывать у учащихся критическое отношение к своим
поступкам, совестливость;
-
учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
Технология: ( слайд №2)
развитие критического мышления
через чтение и письмо.
Приёмы:
- чтение
с остановками,
- обращение
к личному опыту учащихся,
- прогнозирование
по названию,
- дерево
предсказаний,
-
кластер.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- презентация;
-
толковый словарь;
- шкатулка,
внутри которой красные сердечки.
Ход урока.
I Стадия
вызова.
1)
Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания
Уч-ся
пересказывают рассказ Л.Н.Толстого «Косточка».
-
Опишите состояние мальчика.
-
Когда происходит такое?
-
Какие чувства при этом испытывал Ваня?
-
Запишите в тетради в бортовой журнал.
(слайд №3)
Работа в парах. ( уч-ся записывают свои предположения)
«
Косточка»
|
|
…
(страх)
…
(совестливость)
…
(стыд)
…
(сожаление)
…
|
|
-
Прочтите, что у вас получилось? (одна пара детей читает свои записи из
бортового журнала, остальные дополняют ответы одноклассников и при необходимости дописывают их в журнал )
Учитель:
О человеке судят по его поступкам, а о писателе - по его произведениям. Сегодня
мы будем читать рассказ А.П.Гайдара.
(Слайд № 4 )
-
Кто из вас знает, какие рассказы написал А.П.Гайдар для детей? (ответы детей)
-
А.П.Гайдар любил детей и много написал произведений о них. ( слайд №5)
2) Прогнозирование
ситуации по опорным словам.
Учитель: - Сегодня мы с вами прочтем еще один рассказ
Гайдара, но о чем он вы должны догадаться сами. Перед вами слова (слайд №6) они
предсказывают содержание рассказа. Украдкой, обманывать, смекнуть, плакать,
угрызение совести. Прочитайте их и
подумайте, о чем же мы будем читать?
Напишите свои предположения на дереве предсказаний, а в конце урока проверим,
кто из вас был ближе всего к правильному ответу.
Работа в
парах. Дерево предсказаний. ( слайд №
7 )
Физминутка.
II Стадия
осмысление.
1) Чтение с остановками.
Остановка 1.
- Почему
Нина решила не идти в школу? (не выучила уроки)
- Дети
всегда в таких случаях не ходят в школу?
- Понимала
ли Нина, что поступает плохо? (да: шла украдкой, пряталась от знакомых)
- Так почему
Нина не пошла в школу? (ей было стыдно,
она боялась получить двойку)
Фиксируется
в кластере.(слайд № 8)
Остановка 2.
- Что делала
девочка в роще? (пряталась)
- Переживала
ли она, что не пошла в школу? (она готова себя простить и оправдать)
- Как Нина
подшутила над мальчиком?
- Почему она
решила, что он прогульщик?
Остановка 3.
- Почему же Нина помогла ребенку и
провела его через рощу?
Остановка 4.
- Что
чувствовала Нина после того, как проводила малыша?
- Почему
Нина заплакала?
Читают
концовку рассказа.
- Сумела ли
Нина в конце рассказа стать лучше? Кто ей помог? Что ей помогло?
Работа в парах.
Учитель: Запишите
свои предположения в бортовой журнал.
«
Косточка»
|
«Совесть»
|
…
(страх)
…
(совестливость)
…
(стыд)
…
(сожаление)
…
(обман)
|
…
(страх)
…
(стыд)
…
(совесть)
…
(внимание)
…
(сострадание)
|
( уч-ся
записывают в бортовой журнал свои предположения, затем сравнивают с ранее
прочитанным рассказом Толстого «Косточка)
III
Рефлексия. ( слайд № 9)
- О ком
рассказ? - О чем рассказ?
- Что хотел
сказать нам автор? (совесть помогает
стать человеку лучше)
- Что,
по-вашему, совесть?
- А теперь
узнаем с научной точки зрения. ( Работа с толковым словарем)
- А у кого
из вас есть совесть?
- А как вы
об этом узнали?
Учитель:
Давайте откроем «Дерево предсказаний»
и посмотрим, что вы написали. (ответы детей)
Учитель: Ваши предположения оказались верными, и сейчас я хочу показать вам содержимое шкатулки. (Открывается
шкатулка. В ней красные сердечки.) ( слайд №10)
Учитель:
Возьмите себе по сердечку и помните, совесть наш внутренний контролер, наш
судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков. ( слайд №11 )
Домашнее
задание. ( слайд №12 )
Прочитайте
рассказ. Попробуйте представить, что произойдет дальше?
Полностью ознакомиться с материалом можно, нажав на "кнопку" скачать