Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


Урок литературного чтения во 2 классе "Нравственные уроки рассказа А.П. Гайдара "Совесть"

СКАЧАТЬ (471.2 Kb) 26.10.2012, 23:41
Гордеева Нина Викторовна
учитель начальных классов, МКОУ СОШ №5 с.Сергиевское

Урок  литературного чтения - 2-й класс.

УМК «Планета знаний»

 

Тема: Нравственные уроки рассказа А.П. Гайдара "Совесть" (слайд№1)

Цель:

- Создание условий для работы над понятием «Совесть» при работе с художественным текстом.

- Продолжить работу по воспитанию качеств Человека.

Задачи урока:

- развивать умение работать над понятием;

- воспитывать  у  учащихся критическое отношение к своим поступкам, совестливость;

- учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

Технология: ( слайд №2)

 развитие критического  мышления через чтение и письмо.

 Приёмы:

- чтение с остановками,

- обращение к личному опыту учащихся,

- прогнозирование по названию,

- дерево предсказаний,

- кластер.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

- презентация;

- толковый словарь;

- шкатулка, внутри которой красные сердечки.

Ход урока.

I Стадия вызова.

1) Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания

Уч-ся пересказывают рассказ Л.Н.Толстого «Косточка».

- Опишите состояние мальчика.

- Когда происходит такое?

- Какие чувства при этом испытывал Ваня?

- Запишите в тетради  в бортовой журнал. (слайд №3)

Работа в парах. ( уч-ся записывают свои предположения)

« Косточка»

 

… (страх)

… (совестливость)

… (стыд)

… (сожаление)

 

- Прочтите, что у вас получилось? (одна пара детей читает свои записи из бортового журнала, остальные дополняют ответы одноклассников и  при необходимости дописывают их в журнал )

Учитель: О человеке судят по его поступкам, а о писателе - по его произведениям. Сегодня мы будем читать рассказ А.П.Гайдара.  (Слайд № 4 )

- Кто из вас знает, какие рассказы написал А.П.Гайдар для детей? (ответы детей)

- А.П.Гайдар любил детей и много написал произведений о них. ( слайд №5)

2) Прогнозирование ситуации по опорным словам.

Учитель: - Сегодня мы с вами прочтем еще один рассказ Гайдара, но о чем он вы должны догадаться сами. Перед вами слова (слайд №6) они  предсказывают содержание рассказа. Украдкой, обманывать, смекнуть, плакать, угрызение совести.  Прочитайте их и подумайте, о  чем же мы будем читать? Напишите свои предположения на дереве предсказаний, а в конце урока проверим, кто из вас был ближе всего к правильному ответу.

Работа в парах.  Дерево предсказаний. ( слайд № 7 )

Физминутка.

II Стадия осмысление.

1)    Чтение с остановками.

Остановка 1.

- Почему Нина решила не идти в школу? (не выучила уроки)

- Дети всегда в таких случаях  не ходят в школу?

- Понимала ли Нина, что поступает плохо? (да: шла украдкой, пряталась от знакомых)

- Так почему Нина не пошла в школу? (ей было стыдно,  она боялась получить двойку)

Фиксируется в кластере.(слайд № 8)


Остановка 2.

- Что делала девочка в роще? (пряталась)

- Переживала ли она, что не пошла в школу? (она готова себя простить и оправдать)

- Как Нина подшутила над мальчиком?

- Почему она решила, что он прогульщик?

Остановка 3.

- Почему же Нина помогла ребенку и провела его через рощу?

Остановка 4.

- Что чувствовала Нина после того, как проводила малыша?

- Почему Нина заплакала?

Читают концовку рассказа.

- Сумела ли Нина в конце рассказа стать лучше? Кто ей помог? Что ей помогло?

Работа в парах.

Учитель: Запишите свои предположения в бортовой журнал.

 

« Косточка»

«Совесть»

… (страх)

… (совестливость)

… (стыд)

… (сожаление)

… (обман)

… (страх)

… (стыд)

… (совесть)

… (внимание)

… (сострадание)

 

 

( уч-ся записывают в бортовой журнал свои предположения, затем сравнивают с ранее прочитанным рассказом Толстого «Косточка)

III Рефлексия. ( слайд № 9)

 

- О ком рассказ? - О чем рассказ?

- Что хотел сказать нам автор? (совесть помогает стать человеку лучше)

- Что, по-вашему, совесть?

- А теперь узнаем с научной точки зрения. ( Работа с толковым словарем)

- А у кого из вас есть совесть?

- А как вы об этом узнали?

Учитель: Давайте откроем «Дерево предсказаний»  и посмотрим, что вы написали. (ответы детей)

Учитель:  Ваши предположения оказались верными, и  сейчас я  хочу показать вам содержимое шкатулки. (Открывается шкатулка. В ней красные сердечки.) ( слайд №10)

Учитель: Возьмите себе по сердечку и помните, совесть наш внутренний контролер, наш судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше  добрых дел и хороших поступков. ( слайд №11 )

Домашнее задание. ( слайд №12 )

Прочитайте рассказ. Попробуйте представить, что произойдет дальше?   

Полностью ознакомиться с материалом можно, нажав на "кнопку" скачать                                                                     



Категория: Русский язык и литература | Добавил: NINA11
Просмотров: 7559 | Загрузок: 889 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/4

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
спасибо.очень понравилсь Ваша презентация.
Людмила Михаловна.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог