Урок «СМОТР ЗНАНИЙ по русскому языку» в 3 классе
Тема. Род и число имён существительных Цели урока: • Формировать у учащихся умение определять род и число имен существительных. • Учить правильному построению предложений. • Развивать внимание, любознательность, речь учащихся. • Воспитывать любовь и интерес к русскому языку. Оборудование: доска, мел, карточки с заданиями каждому ученику, солнышко, тучки с буквами а, о, е, Ёжик, мнемотаблица, конверты для выполненных заданий, листочки-раскраски. На доске: солнышко, закрытое тучками с буквами а, о, е. На столе учителя: барабан-солнышко с листочками-заданиями. На партах учащихся: карточки с заданиями, подписанные конверты для выполненных работ.
Ход урока • Организационный момент. – Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Ручка, карандаш, листочки? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! - Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их и начнем урок. • Повторение изученного. - Какие части речи, существующие в русском языке, вы знаете? Сегодня мы будем говорить об одной из них. Угадайте, о какой: - Эта часть речи обозначает предмет; Она отвечает на вопросы КТО? и ЧТО? - Угадали? Да, это имя существительное. Мы поговорим о том, какие бывают имена существительные и как они изменяются.
- Что вас ждёт на уроке? Решите кроссворд и узнаете. (учитель читает загадки, а дети вписывают отгадки в клеточки) 1. Серебристой бахромой, На ветвях висит зимой. (ИНЕЙ)
2. Он летает белой стаей И сверкает на лету, Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (СНЕГ)
3. Без рук, без ног, А узоры рисует. (МОРОЗ)
4. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые белые шубы. До самых бровей нахлобучила им шапки. Внизу под шубами кустики в пушистых шубейках. Тихо. Кто же хозяйка в лесу? (ЗИМА)
- Итак, что же ждёт вас на уроке? (ИГРА) Но игра у нас серьёзная. Вы будете выполнять разные задания и часто вспоминать об имени существительном. - Что такое имя существительное? Что вы знаете об имени существительном?(по мере ответов уч-ся учитель выставляет карточки в форме дома с «этажами» «Имя существительное», «Кто? Что? предмет», «Одушевл. Неодушевл.»)
- Что общего в словах-отгадках? (они все на тему «Зима», все они имена существительные, все в единственном числе, неодушевленные) • Словарная работа - А какое время года наступило? Назовите признаки весны. Весной много солнца, а наше солнышко закрыли тучки. Откроем солнышко! (на тучках буквы а, о, е. У каждого ученика карточка со словарными словами с пропущенными орфограммами. Если буквы вставили правильно, тучка «уходит». В каждом столбике пропущена одинаковая буква):
д..рога т..релка кр..стьяне п..года к..стрюля сев..р к..рабль ст..кан вет..р
(Выполненные задания дети складывают в конверт) (Открыли солнышко, а на нем слова «Род и число имён существ.»)
- Расскажите всё о солнышке (ч.речи, число, род, неодуш.). Обрадовалось солнышко и захотело с нами поработать (На барабане – солнышко с заданиями на лучиках. Покрутить барабан и выбрать задание).
Задания: №1 (устно) – Назвать «весенние» слова, определить число, род, одуш./неодуш.
№2 (письм работа в парах) – Деформированные предложения (у детей на партах карточки со словами деформированных предложений. Составить и записать предложение, определить число, род имён существительных. По мере составления предложений вывешиваются на доску карточки с составленными приметами, по которым ученики проверяют свои предложения).
Грач, на, горе - , весна, на, дворе. Увидал, скворца - , знай, весна, у, крыльца. Март, зиму, кончает, весну, начинает.
№3 – Перфокарты (определить и отметить род имен существительных. Учитель диктует слова): Ручеёк, весна, подснежник, небо, деревья, травка, ледоход, солнышко, бабочки.
№4 – ФИЗМИНУТКА «Птенчик»
№5 – Работа по мнемотаблице (Составить предложения по таблице. Запись 1-2 предложений, разбор по членам предл. и по частям речи)
№6 (устно)– Выборочный диктант (Учитель читает текст, дети называют существительные, определяют Ч.,Р.,ОД./НЕОД. Текст «Чудесная лягушка» из кн. «Познавательные диктанты», стр.13)
Чудесная лягушка В Африке нашли волосатую лягушку. Всё её тело покрыто шерстью. Но люди вгляделись и всё поняли. Это совсем не шерсть. Это такие выросты кожи. Они помогают лягушке дышать под водой. (По Н.Сладкову)
№7 - Итог урока – Проснулся Ёжик и прибежал, но он опоздал на урок и очень сожалеет. Ёж просит рассказать, что мы делали на уроке. - Интересно ли было? - А что вам понравилось? /Ёжик принёс ребусы. Отгадать слова, определить число, род/ - А вот Солнышку понравилось как вы работали. Оно рещило подарить вам вот такие картинки (учитель раздаёт раскраски).
№8 – Домашнее задание: дома вы раскрасите эти картинки и придумаете 3 предложения по ней, обозначите род, число имён существительных.
Оценки за урок каждый получит после проверки выполненных работ.
Урок окончен. Спасибо!
******** R.S. Если позволит время, провести игру «Собери букет весенних цветов» Детям раздаются цветы со словами доброта, душевность, свет, яркость, Родина, Отечество, работа, занятие, птицы, пташки, солнце, светило, подснежники, первоцветы. Прочитать слово, определить его род, число и поставить в соответствующую вазу(м.р., ж.р., ср.р.)
|