Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


Статья "Элементы обучения грамоте" из опыта работы учителя начальных классов

СКАЧАТЬ (11.8 Kb) 18.04.2013, 17:28
Прокунина Тамара Васильевна
учитель начальных классов, МОУ "Травниковская СОШ"
ЭЛЕМЕНТЫ ИГРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ

Из опыта работы
учителя начальных классов

Овладение навыком чтения длительный и сложный. При формировании этого навыка встречаются значительные трудности, особенно у начинающих обучаться чтению, когда слабая техника не обеспечивает ясности понимания прочитанного. Чтение для этих учащихся превращается в скучное и утомительное занятие, за него первоклассники принимаются с неохотой. Необходимо уже с первых дней занятий увлечь этих учащихся чтением, помочь им преодолеть трудности, дать возможность сразу почувствовать удовлетворение.
Всему этому во многом помогает включение в урок элементов игровой деятельности. В своей практике я постоянно использую игровые моменты при обучении детей грамоте. Вот некоторые из них.
Первый приём, который условно называю «Дополни рассказ»
Я рассказываю, а ученики дополняют словами на изучаемый звук. Например, к звуку «с» рассказ я начинаю так:
— Жила-была девочка. Звали её... (Ученики говорят: «Соня».) Наступила зима. Соня пошла кататься с горки и взяла ... (санки.) и т. д.
Слова, которые учащиеся вставляют в рассказ, подбираются устно или по заданию учителя печатаются на наборном полотне. Печатая слова по памяти, дети могут использовать текст из азбуки.
При работе по составлению и чтению изученных слогов и слов применяю такие игры. «Почтальон». Я заранее готовлю конверты, в каждый кладу по карточке, на которой напечатаны слоги, например: ма-..., ли-..., ки-... и т. п. Эти слоги учащиеся должны дополнить до целого слова. На конверте вместо адреса наклеена одна из изученных букв. Выбирается почтальон преимущественно из числа учащихся с плохим вниманием и слабыми навыками чтения. Ученик-почтальон должен раздать конверты, руководствуясь таким правилом: если на конверте напечатана буква «м»,, то он вручается тому ученику имя и фамилия которого начинается с буквы «м». Когда конверты розданы (количество их не должно превышать трех-четырех), ученики, получившие их, читают вслух то, что там написано. Если они не могут добавить слог или букву целого слова, то им помогают другие ученики.
«Молчанка».
Вариантом работы со слоговой таблицей является игра под этим названием. На наборном полотне или на классной доске печатается слог, а учащиеся должны добавить ещё слоги, чтобы получилось целое слово, причём количество образуемых слов можно не ограничивать. Например, в результате добавления различных слогов (это делают молча те учащиеся, на которых указывает учитель) на доске получается такая запись:
МА
ШИНА
МА ЛИНА
К
Л

После того как работа закончена, вызванные ученики читают составленные слова.
«Дополни товарища». Я называю слово, например парта, или показываю картинку с изображением предмета. Учащимся даётся задание по вариантам, а именно: для детей, сидящих слева, составить первый слог, для сидящих справа — другой слог этого слова. При этом слово предварительно не подвергается слоговому анализу, и учащиеся сами определяют, какой именно слог им нужно составить (первые составляют слог пар-, а вторые — -та). При проверке один как бы дополняет другого и таким образом прочитывается целое слово. Можно первому ряду дать задание составить слог пар-, а второму добавить слог до получения слова.
Особенно полезна игра в целях повышения у детей внимания и интереса к чтению. Вот некоторые такие игры.
«Сказочка - недосказочка» Заранее на доске я пишу слова, например лиса, нору, ушла, и закрываю их полосками бумаги.
Рассказывая сказку, я не называю те слова, которые написаны на доске, а по ходу рассказа снимаю полоски бумаги и тем самым предоставляю учащимся возможность прочитать записанные слова. Например, я начинаю рассказывать:
- Я расскажу вам сказку о дружных зайцах. Жила-была в лесу лиса. Не было от неё зайцам покоя, и решили они её напугать. Окружили зайцы лисью нору и закричали хором: «Уходи отсюда!!!» Лиса испугалась и ушла из этого леса.
Перед выделенными словами я делаю паузу, во время которой ученики должны прочитать слово с доски. Таким образом, мой рассказ все время дополняют учащиеся, а интерес, вызванный содержанием, в свою очередь вызывает у детей желание читать выписанные мною слова. Для их чтения я, как правило, вызываю слабоуспевающих учащихся.
«Подбери название к картинке» Учащиеся рассматривают иллюстрацию в «Азбуке» и подбирают из текста на той же странице предложение, которое может быть подписью к картинке.
Неплохим стимулирующим средством может стать игра-поощрение. Суть её состоит в том, что за успешное составление слов, чтение по букварю и выполнение других видов работ, предлагаемых мною на уроке, ученик в качестве поощрения получает от меня букву, карточку, фрагмент картинки и т. п.
«Кому улыбается солнце» К доске прикалываю рисунок солнца, изображённого в виде лица. Под ним вешаю наборное полотно. Заранее готовлю такой набор букв, который необходим для составления какого-либо слова. В процессе урока в качестве поощрения выдаю учащимся за хорошую работу по одной букве (например, м, о, л, о, д, ц, ы). В конце урока ученики, получившие буквы выходят к доске и составляют на наборном полотне под рисунком слово молодцы. Остальные ученики хором прочитывают это слово.
«Найди картинку» За хорошо выполненную самостоятельную работу ученик получает карточку, на которой написано, у кого надо искать игрушку. Например: на карточке написано у Пети..., у Оли... . Ученик прочитывает имя на карточке и, подойдя к парте этого ученика, находит картинку в его азбуке, куда заранее я её положила, и показывает картинку всему классу.
Игру можно продолжить, дав задание ученику, получившему картинку, показать её учащимся и рассказать о её содержании, а всем остальным устно составить предложение по сюжету картинки.
«Какая это сказка?» Учащимся, успешнее других справившихся с заданием, даю рисунок с изображением того или иного персонажа одной из хорошо известных детских сказок (например, колобок, дед, бабка, лиса, волк, заяц, медведь из сказки «Колобок»). После того как все картинки розданы, я вызываю учеников к доске. Они показывают классу рисунки, а остальные отгадывают название сказки.
В заключение хочу отметить, что игровые моменты на уроках обучения грамоте особенно помогают в работе со слабоуспевающими учащимися. Проведение этих игр не требует особой затраты времени, игры органически вплетаются в ход урока и в целом повышают эффективность обучения грамоте.


Категория: Русский язык и литература | Добавил: 16Toma
Просмотров: 3242 | Загрузок: 205 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
+1   Спам
Тамара Васильевна, спасибо за интересный материал! Как интересно Вашим детям учиться! Дети и в старших классах любят включение игры в урок, а уж что говорить о малышах!
С уважением Н.В.Кучмина.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог