Сегодня: 07.03.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Русский язык и литература


Статья "Как я развиваю речь детей" из опыта работы учителя начальных классов

СКАЧАТЬ (12.7 Kb) 22.04.2013, 19:23
Прокунина Тамара Васильевна
учитель начальных классов, МОУ "Травниковская СОШ"
Как я развиваю речь детей
Из опыта работы
учителя начальных классов

Развивать речь детей — значит систематически работать над её содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Заниматься этим следует на каждом уроке.
В моей практике работа над сочинениями слагается из нескольких этапов: подготовка к сочинению, его написание, анализ, переписывание.
Успех работы над сочинением зависит в конечном итоге не только от того, насколько прочно владеют учащиеся определенным запасом слов, от их умения раскрыть тему, но и от того, создан ли учителем эмоциональный настрой, появилось ли у детей желание писать на предложенную тему. Поэтому я стремлюсь к тому, чтобы темы для сочинений были разнообразными. Вот некоторые из них: «Весна пришла», «Осень», «Верные друзья» (сочинение по картине с элементами описания), «Котёнок» (сочинение по данному учителем концу), «Отзыв о спектакле «Приключения Буратино», «Как я провёл летние каникулы», «Почему мои зимние каникулы были интересными», «Моя любимая мамочка» и другие.
На три последние темы учащиеся особенно любят писать сочинения, так как их содержание основывается на жизненных впечатлениях детей.
Подготовка к сочинению начинается ещё задолго до того, как дети узнают его тему. В целях оказания помощи примерно за неделю до письма сочинения предлагаю учащимся следующие памятки (по вариантам).
Первый вариант использовался в работе с теми учащимися, которые быстро усваивали устную инструкцию учителя. Задания этого варианта необходимы лишь для напоминания в общем виде о последовательности действий.
Вот как выглядит эта памятка.
1.Запиши тему сочинения в тетрадь.
2.Подумай над содержанием того, о чём напишешь; определи последовательность
предложений.
3.Составь план и запиши его в тетрадь.
4.Подумай над содержанием каждой части; пиши сочинение.
Второй вариант применялся к тем ученикам, которые медленно усваивают последовательность действий и большую часть времени тратят непроизводительно (долго думают, что им делать, некоторые поминутно обращаются к учителю, другие пишут что придётся). Вот эта памятка.
1.Запиши тему сочинения в тетрадь.
2.Подумай, о чём будешь писать сначала, вырази это предложением и запиши его на черновик.
3.Подумай, о чём нужно писать дальше, вырази это предложением и запиши его.
4.Помни: сколько будет частей в сочинении, столько получится и пунктов плана.
5.Спроси у учителя, как пишутся эти слова, или обратись к словарю.
6.После этого, проговаривая про себя отдельно каждое предложение, пиши сочинение по плану в черновике.
7.Написал — отдохни минуту.
8.Прочитай написанное.
При подготовке к сочинению проводились:
а) лексические упражнения по выбору синонимов и сравнений (при составлении предложений);
б) упражнения, дающие представление о многозначности слова {золотые руки, золотая осень, золотые часы);
в) изучались трудные слова, которые учащиеся могли употребить в сочинениях.
Второй этап работы над сочинениями очень ответствен: я имею в виду процесс письма. Здесь надо не забывать о том, что второклассники в силу ещё недостаточного знакомства с грамматикой, а порой и из-за сильного увлечения часто допускают больше ошибок, чем во всех работах другого вида. Поэтому очень важно вовремя предупредить ошибки.
Я приучила учащихся в случае затруднения обращаться за помощью ко мне, чтобы не мешать своим вопросом товарищу (поднять руку, говорить шепотом).
Вот, например, сочинение на тему «Моя любимая мамочка»:
Моя любимая мамочка
Моя мама молодая, симпатичная. Глаза у неё голубые, а волосы русые. Мама доктор. Она любит свою работу. Мама принимает людей больными, а выписывает здоровыми. Больные её уважают. Работать маме трудно, но интересно. Когда я вырасту, я тоже буду доктором.
Дома мама обо всём заботится. Она готовит обед, убирает квартиру. Мамочка очень устаёт. Я ей помогаю. Хожу в магазин, подметаю пол, мою посуду. С мамой всегда весело. Хочу во всём быть похожей на маму.
В начальной школе следует также приобщать учащихся к большому искусству — живописи, широко используя репродукции с картин известных художников. Все это также способствует развитию речи младших школьников.
Мне хочется остановиться на этом вопросе. Сочинения по картине также должны занимать большое место в работе по развитию речи. Дети очень любят рассматривать картины. Известно замечательное высказывание К. Д. Ушинского о значении картины для развития речи учащихся: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит свободно, непринужденно».
Работу по картине я обычно начинаю с вступительной беседы. Иногда эта беседа нужна для того, чтобы дать детям некоторые пояснения, помогающие им лучше воспринять картину. Затем дети начинают рассматривать картину — это наиболее ответственная часть работы над картиной. Заканчивается рассматривание картины короткими замечаниями учащихся, дающими выход их первоначальным впечатлениям. Вслед за этим идет более углубленное рассматривание картины под моим руководством. Моя задача заключается в том, чтобы дети заметили все подробности, при помощи которых создается художественный образ. Только тогда происходит полное восприятие картины, и дети вполне осваивают её содержание и идею.
При таком разборе картины достигается еще одна очень существенная цель: подготавливается словарь учащихся, без которого они не могут выразить мысли и чувства, вызванные картиной.
Чем лучше дети понимают содержание картины, больше проникаются её образами, тем легче возникают у них нужные слова, ярче строится речь. Чтобы дети изложили содержание картины в должной последовательности, намечаю план сочинения, который обычно составляется коллективно. Далее по плану дети участвуют в составлении устного рассказа.
Я записываю на доске слова, трудные для написания. До начала письма сочинения ученики спрашивают меня, как пишутся трудные для них слова. Далее ученики пишут сочинение и в процессе письма задают мне вопросы.
А вот, например, как я провожу сочинение о пережитом на тему «Новогодняя ёлка».
В течение зимних каникул все дети побывали на ёлке. Новогодняя ёлка производит на детей очень сильное впечатление, и они долго вспоминают об этом ярком и весёлом празднике. Я использовала эти детские переживания и провела работу, связанную с воспоминаниями о ёлке.
Составление устного рассказа и письменного сочинения о новогодней ёлке.
Многие учителя недооценивают значение устных рассказов учащихся и уделяют им мало внимания. Между тем упражнения в связной устной речи являются основой для развития письменной речи и должны предшествовать всем письменным творческим работам учащихся.
Урок я начала с беседы. Предложила детям рассказать о том, как они провели время на ёлке. Чтобы помочь детям «оформить свой рассказ», задала им такие вопросы: где вы были на елке? Красива ли была ёлка? Что вы там делали? Что вам больше всего понравилось на елке?
Затем я сообщила учащимся тему урока:
—Сегодня вы напишите сочинение о ёлке, на которой вы были.
Пишу на доске тему сочинения: «Новогодняя ёлка»
Далее провожу подготовительную словарную работу к сочинению.
—Подумаем, какими словами надо воспользоваться в сочинении, чтобы красивее описать ёлку, которую вы видели. Скажите, какая была ёлка. (Стройная, зелёная, душистая.)
—Перечислите, какие на ней были игрушки и украшения. (Звезда, хлопушки, гирлянда, дождик.)
—Какие лакомства висели на елке? (Конфеты, пряники.)
Некоторые трудные для написания слова, как, например, хлопушки, конфеты, подарки, Дед Мороз, Снегурочка и другие, записываю на доске.
После этого открываю план, записанный на доске до урока.
План.
1.Где ты был на ёлке?
2.Какая была ёлка?
3.Чем она была украшена?
4.Как вы веселились?
Что тебе больше всего понравилось?
Далее дети пишут сочинение.
Новогодняя ёлка
На новогодний праздник нас пригласили в дом культуры. Там стояла ёлка. Она была большая, пушистая и очень нарядная. На ветках блестел золотистый дождик. Гирлянда ярко сверкала разноцветными огоньками.
В зале было много детей. Все пели и играли. А нами веселились Дед Мороз и Снегурочка. Мы все получили подарки. Этот праздник был радостным и весёлым.
Источники информации:
Черноусова Н.С. Сочинения в начальных классах.- М.:Просвещение, 2001.- 176с.


Категория: Русский язык и литература | Добавил: 16Toma
Просмотров: 2459 | Загрузок: 205 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
+1   Спам
Тамара Васильевна! Мне понравилась Ваша статья. Я думаю, что она будет полезна коллегам начальных классов и учителям русского языка и литературы. Статья в доступной форме повествует, как Вы развиваете речь у детей. Особенно ценно, что это показано на конкретных примерах.
С уважением, Елизавета Леонидовна. hands

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс к 8 марта "Моя мама - принцесса!"
Всероссийский творческий конкурс "Растительный мир Земли"
VI Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
VII Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
V Всероссийский творческий конкурс  "Азбука безопасности"
Всероссийский творческий конкурс "Увлекательный hand-made"
V Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
V Всероссийский творческий конкурс к 8 марта "Подарочки для мамочки"
XII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая волна"


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 07.03.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог