Тема: «Контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся по теме «Имя
прилагательное»»
Цель: - Систематизировать и обобщить знания
учащихся по теме «Имя прилагательное»;
- Развивать умение применять полученные
теоретические знания в практической работе;
- Выявить пробелы в усвоении данной темы.
ПЛАН
1.Организация
класса.
Сообщение темы и целей урока.
2.
Ход урока.
а. повторение
теоретического материала об имени прилагательном.
- что такое имя
прилагательное? (часть речи)
- что
оно обозначает и на какие вопросы отвечает? (обозначает
признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?)
-
Какие признаки имеет имя прилагательное?
(может иметь род, число, падеж)
-
Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? (наша речь становится более насыщенной, ярче..)
(дети
работают по вариантам )
Задание 1.
- Списать текст, вставляя подходящие по
смыслу имена прилагательные
1 вариант
|
2 вариант
|
Зимой.
Красив
(зимний )лес. Всё засыпано (пушистым)снегом. На деревьях (белые) шапки и шубки. На снегу видны
следы (лесных) зверей.
|
Заяц.
Заяц
– (лесной) зверёк. У него (длинные) ушки, ( маленький) хвост. Шерсть у зайчишки (мягкая) и (пушистая). Она
защищает его от холода (лютой)
зимой.
|
Выделенные слова в задании пропущены.
- С какой частью речи связано
имя прилагательное? (С именем
существительным). Укажите стрелкой связь существительного и
прилагательного.
- Разберите по членам
последнее предложение. Каким членом предложения является имя прилагательное? (определением)
Составление таблицы
- Как изменяются имена прилагательные? (по числам, родам, падежам)
Грамматические признаки имён прилагательных
- От чего зависят грамматические признаки имени прилагательного? (от существительного, с которым оно связано
)
- Как определить род, число и падеж имени прилагательного? (какого рода, числа и падежа имя
существительное, такого рода, числа и падежа имя прилагательное)
Задание 2
-
Изменить имена прилагательные по числам, выделить окончания.
1 вариант
|
2 вариант
|
ед.ч. мн.ч.
низкий- низкие
мягкий- мягкие
робкий- робкие
гладкий-
гладкие
|
мн.ч. ед.ч
скользкие- скользкий
лёгкие- лёгкий
узкие- узкий
редкие- редкий
|
(выделенные
буквы в задании пропущены)
- Какого рода могут быть имена прилагательные? (мужского, женского, среднего родов)
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского (какая? – ая.-яя), мужского (какой? –ой,-ый,-ий), среднего (какое? –ое,-ее)?
- Как определить род имени
прилагательног? (найти существительное, с
которым связано имя прилагательное. Какого рода имя существительное, такого
рода и имя прилагательное)
- В каком числе род прилагательных нее определяется? (во множественном)
Задание 3.
- Списать, определяя род имён прилагательных и выделяя окончания.
1 вариант
|
2 вариант
|
Меховая шапка- ж.р.
Холодный воздух- м.р.
Ночная тишина -ж.р.
Звёздное небо- ср.р.
Больные руки- нет
|
Стальное колечко- ср.р.
Морской берег- м.р.
Тяжёлая ноша – ж.р.
Зелёное растение – ср.р.
Красивые цветы- нет
|
(выделенные
буквы в задании пропущены)
- Как ещё могут изменяться имена прилагательные? (по падежам)
- Как определить падеж имени прилагательного? (какого падежа имя существительное, с которым связано имя
прилагательное, такого падежа будет и имя прилагательное)
Задание 4.
- Списать, определяя падеж имён прилагательных.
1 вариант
|
2 вариант
|
У яркого костра(Р.п.),
горячим чаем (Т.п.), о хорошей
погоде (П.п.), с громким лаем (Т.п.), по белоствольным березкам (Т.п.)
|
Около лесной сторожки (Р.п.),
по извилистой тропинке (П.п.), с
верным товарищем (Т.п.), о весёлых
друзьях(П.п.)
|
- Для чего необходимо уметь определять грамматические признаки имени
прилагательного? (Для того, чтобы
научиться правильно писать безударные окончания)
- Какой самый простой и надёжный способ проверки безударных окончаний
имён прилагательных вы знаете? (по
вопросу)
Задание 5.
- Списать, вставляя безударные окончания имён прилагательных и
определяя их грамматические признаки.
1 вариант
|
2 вариант
|
Ветерок разносит из поляны сонной
(ж.р., ед.ч., Р.п.) скошенного (ср.р., ед.ч. р.п.,) сена запах
благовонный (м.р., ед.ч.,В.п.)
Всё молчит, всё дремлет,- в утреннем (м.р., ед.ч., П.п.) покое
Только ржи мелькает море золотое(ср.р.,
ед.ч. И.п.)
|
Я помню, как детьми, с румяными щеками (мн.ч. Т.п.)
По снегу хрупкому(м.р., ед.ч.
Д.п.) мы бегали с тобой –
Нас добрая (ж.р.,ед.ч.,И.п.)
косматыми (мн.ч.,Т.п.) руками
Ласкала и к огню сгоняла нас клюкой
|
Итог урока.(собрать работы)
Д.з – выписать из любого произведения пять словосочетаний (сущ. + прил.) и определить грамматические
признаки имён прилагательных.
|