Сегодня: 17.07.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Уроки, конспекты


Методическая разработка урока русского языка «Правописание НЕ с глаголами» 4 класс

СКАЧАТЬ (56.0 Kb) 28.03.2016, 10:17
Валова Н.Н., Костевич Т.В.
учителя начальных классов, МБОУ «СОШ № 5», г. Югорск ХМАО-Югра
Валова Наталья Николаевна, Костевич Татьяна Валерьевна
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ № 5», г. Югорск ХМАО-Югра

Цели: 1) Расширить представления обучающихся о правописании глаголов, изучить роль частицы НЕ, подвести к открытию   раздельного написания НЕ с глаголами.
2) Побуждать обучающихся к самостоятельной мыслительной деятельности. Вырабатывать основные навыки общения внутри и за пределами рабочей группы.
3) Способствовать развитию любознательности, воли и настойчивости обучающихся для достижения конечного результата.
 
Тип  урока: постановка учебной задачи.
 
Оборудование:        мультимедийный проектор;
презентация;
карточки с текстами.
 
Ход урока
1. Организационный момент
 
- Как будем работать, чтобы урок прошел успешно?
- С чего начнем урок?   (С минутки чистописания.)
 
2. Минутка чистописания
 
- Отгадайте загадку.
 
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.  (Зима.)
 
- Назовите первый звук в слове «зима».
- Дайте характеристику звуку [з,].
- Сегодня на минутке чистописания мы повторим написание строчной и заглавной буквы З,з.
 
3. Актуализация новых знаний, решение поставленных задач
 
Задание 1.  Правописание приставок с глаголами
 
- Объясните написание глаголов в загадке.  (Работа в парах.)
 
(За)порошила дорожки,
(Раз)украсила окошки,
Радость детям (по)дарила
И на санках (про)катила.  
 
- Спишите загадку, выделите приставки.
 
Задание 2.  Правописание частицы НЕ с глаголами (постановка учебной задачи)
 
- Предлагаю отгадать еще одну загадку.
 
Чтобы осень (не) промокла,
(Не) раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады.   (Мороз.)
 
- Назовите глаголы.
- Что стоит перед глаголами?  (Не.)
- Можно ли сказать, что «НЕ» – это предлог?  (Перед глаголами  не бывает предлогов, значит, «НЕ» – это не предлог.)
- Какие служебные части речи вы знаете?  (Предлоги, союзы.)
- Приведите примеры союзов и предлогов.
- Есть среди них слово «НЕ»?  (Нет.)
- Какой частью речи является «НЕ»?   (1. - ?; 2. – частица.)
- Как пишется частица «НЕ» с глаголами?   (?)
-  Какую задачу поставим на урок?   (Выяснить, как пишется частица «НЕ» с глаголами.)
 
Задание 3. Решение поставленной задачи
 
- Предлагаю текст. Понаблюдайте за глаголами, сделайте вывод о правописании частицы «НЕ» с глаголами.
- Работать будем в группах. (Каждая группа получает текст.)
 
Текст
Наступила долгожданная зима. Дети катаются на санках, играют в снежки, лепят снежную бабу. Только Митя все хмурится и хмурится.
- Пойдём, Митя, с нами лепить снежную бабу.
- Не хочу, не буду, не нравится мне это занятие, - говорит Митя.
- Пойдем, Митя, с нами кататься, - зовут дети.
- Не могу, не пойду, можно ноги промочить, - отвечает он.
- Пойдём, Митя, в снежки играть! – кричат ребята.
-  Не люблю я играть в снежки. Лучше домой пойду.
 
Роли в группах: 1 группа – «Понимайка», 2 группа -  «Моделька», 3 группа - «Почемучка», 4 группа - «Развлекайка».
Задания группам.
1 группа - сделать вывод о правописании частицы  «НЕ» с глаголами и выделить основные понятия по теме, изобразив на схеме.
2 группа – сделать вывод о правописании частицы  «НЕ» с глаголами и изобразить полученный вывод с помощью модели.
3 группа – сделать вывод о правописании частицы  «НЕ» с глаголами и сформулировать по данной теме вопросы для других групп.
4 группа – сделать вывод о правописании частицы  «НЕ» с глаголами и разыграть сценку. (Для данной группы предлагается сценка.)
 
 
Обсуждение результатов работы
Презентация групп своих позиций.
 
1 группа – «Понимайка»
 
2 группа -  «Моделька»
 
3 группа - «Почемучка»
 
- Что такое глагол?
- К какой части речи относится слово «НЕ»?
- Как пишется частица «НЕ» с глаголами?
 
4 группа - «Развлекайка».
Инсценировка стихотворения А. Шибаева.
-Слезь со стула!
-Не слезу!
-Упадёшь!
-Не упаду!
- Отойди!
- Не отойду!
- Придёшь!
- Не приду!
- Услышишь!
- Не услышу!
-Найдёшь!
- Нет, не найду!
-Слезаешь?
-Не слезаю!
- Решаешь?
- Не решаю!
- Мечтаешь?
-Не мечтаю!
- Молчишь?
-Нет, не молчу!
- Конфетку, может, хочешь?
-Нет! Да, хочу!
 
- Какой смысл придаёт частица «НЕ» глаголу? (Частица «НЕ» придаёт глаголу отрицание.)
- Какой главный вывод  сделали о правописании частицы «НЕ» с глаголами?
  (Частица «НЕ» пишется с глаголами раздельно.)
 
Задание 4. Правописание слов, которые без «НЕ» не употребляются
 
- Авторы представляют зиму в разных произведениях по-разному. В одних – она добрая, в других  - сердитая. Прочитайте текст и определите характер зимы.
 
Текст
 
Негодует Зима.  Невзлюбила она людей за то, что они не боятся ее морозов.
- Ну,  несдобровать вам, всех заморожу! - думает Зима.
 

- Какой характер у зимы?
- Обратите внимание на глаголы. Как пишутся глаголы в данном тексте?   (Слитно и раздельно.)
- А почему в некоторых словах «НЕ» пишется слитно?   (Эти слова без «НЕ» не употребляются.)
- Давайте познакомимся с правилом в учебнике (с. 81).
 
4. Применение полученных знаний на практике
 
Задание. Списать загадку № 2, применяя открытое правило. 
(Самостоятельная работа)
 
Анализ работы.
 
5. Итоговая рефлексия
 
- Какое открытие сделали на уроке?
- Всегда ли «НЕ» пишется с глаголами раздельно?
- Кому было легко работать?
- У кого возникли трудности? В чем?
- Кто научился правописанию частицы «НЕ» с глаголами?
 
6. Домашнее задание
 
1. Научить родителей правописанию частицы «НЕ» с глаголами.
2. Упр. 1 или упр. 2 с. 81 - по выбору.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: nataly-nov | Теги: русский язык, начальные классы, конспект урока
Просмотров: 2450 | Загрузок: 79 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Татьяна Валерьевна,хотелось бы увидеть презентацию к этому уроку. Конспект понравился, урок продуман,логически выстроен,удачно подобраны задания для групповой работы.Спасибо,успехов!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVII Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
XI Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
V Всероссийский творческий конкурс "Солнечное лето"
II Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XI Всероссийский творческий конкурс "Такие разные бабочки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Фруктово-ягодный букет"
V Всероссийский творческий конкурс "Семейство кошачьих"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.07.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог