I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
В современной школе, когда приоритеты отда¬ны развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оце¬нивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, те¬зисов, объединения нескольких источников, кото¬рые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей дея¬тельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также яв¬ляется элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгля¬ды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в бу¬дущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному челове¬ку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно гово¬рить. Развитие личнос¬ти невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личнос¬ти — это необходимая предпосылка решения соци¬альных и экономических задач.
Не случайно и в КИМы ЕГЭ по русскому язы¬ку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпуск¬ников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Программа факультативного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет.
Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащимся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями.
Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.
Спецкурс рассчитан на более углублённое изучение уже знакомых учащимся тем, что требует необходимости систематизировать весь материал по той или иной теме.
Использует в качестве программно-методического сопровождения:
1. Учебник «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».
2. Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.
3. Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.
Программа факультативного курса состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Программа включает в себя:
1) пояснительную записку;
2) содержание программы;
3) технологию организации учебного процесса;
4) формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;
5) требования к результатам освоения ЕГЭ;
6) основные термины и понятия, необходимые для овладения элективным курсом;
7) список литературы для учащихся.
Цели факультативного курса:
1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ.
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи факультативного курса:
1. Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
2. Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
3. Способствовать развитию письменной речи.
4. Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|