Внеклассное мероприятие в рамках недели гуманитарных наук «Интеллектуальное путешествие по Великому княжеству русского языка»
Автор: Гончарова Оксана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ имени Карла Маркса» города Почепа Брянской области.
Материал ориентирован на учащихся 6-7 классов.
Цели: обобщить изученный материал по основным разделам русского языка, формировать умения применять полученные знания на практике, развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность, культуру речи учащихся, воспитывать любовь к родному языку, умение работать в группе.
Оборудование: мультимедийное оборудование для просмотра презентации, раздаточный материал - карточки с заданиями, карта путешествий, свиток.
Ход мероприятия
Входит учащийся, исполняющий роль русского языка: - Здравствуйте, ребята! Здесь в течение последних десяти дней чествуют «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»? Значит, я туда попал. Очень люблю, когда к русскому языку, т.е. ко мне, относятся с уважением. Таким людям я с удовольствием открываю свои секреты и помогаю пользоваться моими достоинствами. А вы можете назвать мои достоинства? (Называют учащиеся в зале.) - Как приятно, что вы так много знаете обо мне! Этот старинный свиток я дарю вам как хозяин Великого княжества русского языка и приглашаю совершить интеллектуальное путешествие по просторам моего государства.(Свиток выполнен на листе ватмана, оформлен под старинный пергамент, на нём перечислены качества русского языка: ясность, богатство, выразительность и др.)
- У меня есть слова – словно раны, и слова – словно суд,- С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести! Словом можно предать, и продать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить! Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, верности, свобода и честь! Повторять их не смею на каждом шагу, - Как заветы для вас, их в душе берегу!
(Учитель представляет команды и жюри.)
1-й конкурс – выразительное чтение стихотворений о слове ( домашнее задание).
Русский язык разворачивает и помещает на доске карту путешествий (станции пронумерованы, а названия закрыты). - Вот карта, по которой мы будем путешествовать. Но названия станций, где мы будем останавливаться, пока неизвестны. Попробуем узнать первую станцию.
(Входит девочка, исполняющая роль Фонетики)
Фонетика: - Когда с тобой мы слово пишем, Его в уме мы как бы слышим, Когда же люди говорят, То произносят звуков ряд. А изучает их, заметь-ка, Раздел грамматики - …(фонетика)!
(Открывает свою станцию.)
- Ребята, ответьте, пожалуйста, есть ли в русском языке буквы, которые не обозначают звуков? (Да: Ъ/Ь)
Задание командам (даёт учитель): - Вставьте нужную букву (ъ/ь):
Под..ёмный кран, с..есть котлету, новый компан..он, под..езд дома, горячий булл..он, не понял об..яснений, супер..яхта, собез..янничать.
(Жюри подводит итоги конкурса, в это время входит Этимология)
Этимология: -Без меня вы ничего не узнали бы о происхождении слов, я очень важная наука, зовут меня - …(этимология). (Открывает свою станцию на карте)
- сейчас вы в гостях у русского языка, он очень любознателен и, мне кажется, с удовольствием послушает, что вы знаете о происхождении названия вашего родного города.
Конкурс «Этимология названия «Почеп» (домашнее исследовательское задание).
(Жюри подводит итоги, входит Морфология.)
- Здравствуйте, юные друзья! Кто спешит так рано в школу? Все спешат ученики! Что несут они в портфелях? Книги, ручки, дневники! Как вы сделали открытие это удивительное? Помогло вам всем ответить имя существительное!
- Я изучаю не только имя существительное, но и все остальные части речи,и зовут меня - …(морфология). (Открывает свою станцию)
Задание: записать на время все изученные части речи (учитывается быстрота и правильность).
Входит Лексика: - Я изучаю словарный состав языка, и зовут меня - …(лексика). (Открывает свою станцию)
- Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь. На всех словах – события печать. Они дались недаром человеку. Читаю: « Век. От века. Вековать. Век доживать. Бог сыну не дал веку. Век заедать. Век заживать чужой...» — В словах звучат укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. - Как вы думаете, ребята, какому словарю посвятил Самуил Яковлевич Маршак это стихотворение? (Правильно, Словарю В.И. Даля)
Презентация об истории создания «Словаря живого великорусского языка» В.И. Даля (работала над ней творческая группа учащихся).
Следующий конкурс: - Подобрать к глаголу «говорить» как можно больше подходящих по смыслу наречий – проверим ваш словарный запас (время – три минуты).
В это время Русский язык проводит со зрителями игру «Составь телеграмму»-можно заработать балл для своей команды).
Входит Синтаксис: - На моём острове издают законы, по которым из слов составляют словосочетания и предложения. Зовут меня - …(синтаксис). Моё задание будет следующим: записать как можно больше пословиц о слове, речи, языке.
Русский язык проводит со зрителями конкурс загадок о русском языке.
Входит Пунктуация: -У последней Точки На последней Строчке Собралась компания Знаков препинания. Прибежал Чудак - Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: - Ура! Долой! Караул! Разбой! Притащился кривоносый Вопросительный знак. Задаёт он всем вопросы: - Кто? Кого? Откуда? Как? Явились запятые, Девицы завитые. Живут они в диктовке На каждой остановке. Прискакало двоеточие, Прикатило многоточие. И прочие, и прочие, и прочие... - Все эти знаки препинания прекрасно себя чувствуют на моей станции, потому что я - …(пунктуация). (Открывает свою станцию)
Следующее задание: Придумать четверостишие о любом знаке препинания. Русский язык в это время проводит со зрителями игру в слова.
По окончании конкурса заслушивают четверостишия от команд, жюри подсчитывает баллы.
Русский язык: - Наше путешествие подходит к концу. Вот мы и добрались до моего дворца (открывает изображение дворца). Но впереди последнее препятствие – три ступеньки, на каждой из которых маленькое задание:
1-е задание – скороговорка (один участник); 2-е задание – загадку отгадать (один участник от команды); 3-е задание – домашнее сочинение-рассуждение на тему «Почему нужно любить и беречь русский язык?»
(Жюри подводит окончательный итог, сообщает результаты игры. Русский язык вручает ключ от замка команде-победительнице, награждает всех участников памятными подарками.)
|