«ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»: К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ЖУРНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ
Литературно-художественные журналы всегда играли важную роль в литературном, общественном процессе России, затрагивая в своих материалах практически все вопросы современности – от политики и экономики, до искусства и философии. К середине XIX-го века назревает необходимость методологически, теоретически обосновать специфику функционирования «толстых», энциклопедических журналов. Первой попыткой стали выступления В.Г. Белинского. В своих «Обзорах литературы» критик писал о необходимости рассматривать русскую журналистику и литературу в некоем единстве, подчеркивая, что «в журналах сосредоточилась наша литература, и оригинальная, и переводная» [Белинский 1955: 441]. На тесную взаимосвязь литературы и журналистики указывали Н. К. Михайловский, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Короленко. Интерес к литературно-художественным журналам не угасает и на рубеже веков: современному состоянию этого сегмента СМИ и литературы посвящены многочисленные круглые столы, конференции, симпозиумы. Исследователь М.В. Теплинский изучение литературной журналистики возводит до уровня научной проблемы: «Крупнейшие журналы были литературными центрами, они стремились объединить вокруг себя близких по идейно-художественным целям писателей, направляли их творчество, порою даже выступали в качестве организаторов литературных школ» [Теплинский 1984: 97]. Как справедливо замечает В.Б. Смирнов, «взгляд на историю литературы сквозь призму журналистики, вовлечение журнального материала в орбиту историко-журнальных интересов, дающее возможность понять общественно-литературное движение именно как процесс… – такой тип исследования журналистики – равноправный среди прочих, а зачастую, там, где дело идет о литературно-художественных или энциклопедических журналах... (подобно «Современнику» или «Отечественным запискам» Некрасова и Щедрина), и наиболее эффективный» [Смирнов 2005: 23 – 24]. Таким образом, современная теория доказала, что изучение литературно-художественных журналов будет наиболее плодотворным, если пользоваться совокупностью методов, интегрирующих историко-литературные, историко- и теоретико-журналистские подходы. Принципы литературоведческого анализа нацелены на изучение литературно-художественной составляющей части «толстого» журнала – проблемно-тематический, жанровый, композиционный анализ опубликованных произведений. Однако рассмотрение только лишь художественной ценности литературного материала на страницах журналов неизбежно приведет к односторонности. Необходим иной подход, а именно изучение журналистики в историко-литературном аспекте. Впервые основные принципы историко-литературного метода изучения журналистики были разработаны В.Б. Смирновым. Суть метода – в контекстуальном анализе журнальных материалов. Исследователь отмечает, «публикация того или иного произведения в журнале объясняется в первую очередь соответствием идейно-художественного «состава» произведения тому кругу социальных, политических и философских, эстетических проблем, которые разрабатываются журналом» [Смирнов 1998: 7], «…главное в историко-литературном подходе – выявление отношений, взаимодействия между журнальными текстами, не внутритекстовая, эстетическая структура, а межтекстовые идейные и эстетические взаимоотношения» [Смирнов 1998: 12]. Таким образом, литературное произведение, опубликованное в журнале, находится в неразрывной связи с его контекстом. Под контекстом издания понимается общий тон его звучания, «настроение» и направленность деятельности, верность определенной общественной идее и культурной политике, которая сложилась у редакции и существенно влияет на выбор авторов и произведений. М.В. Теплинский называет контекстом единство идейных, художественных, структурных характеристик, полагая, что отсутствие последовательности в контексте журнала может говорить об отсутствии самого контекста: «Единство характерно не для любого периодического издания. Само по себе наличие такого единства свидетельствует о внутренней выдержанности, строгой последовательности политики издания» [Теплинский 1975: 30]. По мнению В.Б. Смирнова, журнальный контекст «...активизирует, предельно заостряет внутриконтекстные связи, заставляя «служить» произведение целям издания, актуализируя зачастую такие идейно-художественные аспекты произведения, которые вне журнального контекста, в отдельном издании, могут пройти незамеченными» [Смирнов 1996: 10]. Чтобы избежать ошибки, делая вывод, например, о «случайности» произведения для «толстого» журнала, необходимо строго разграничивать понятия макро- и микроконтекста. Микроконтекст, по М.В. Теплинскому, это «анализ материала в сопоставлении с другими материалами, которые опубликованы в том же номере или соседних номерах. Понятие макроконтекста целесообразно использовать, когда речь идет о соответствии произведения или творчества автора общему направлению журнала» [Теплинский 1975: 30]. Следует выявлять и все случаи «внутренних» конфликтов и противоречий, непоследовательности в общем направлении издания. Можно выделить четыре основные задачи, которые необходимо решать исследователю при изучении прозы или поэзии, опубликованной на страницах литературно-художественного журнала: 1. Установление идейно- эстетической связи между опубликованными в литературно-художественными произведениями (на уровне тематики, проблематики, жанрового и композиционного своеобразия); 2. выявление контекстуальной связи литературного и публицистического материала «толстого» журнала. 3. определение особенностей идейного направления издания. 4. четкое уяснение литературной позиции: в критических работах обосновываются взгляды журнала на современное состояние литературы, объясняется предпочтение тех или иных тем, проблем, жанров прозы и поэзии издания. Контекстуальное изучение прозы, поэзии журнала «Отчий край» позволяет сделать следующие выводы: «Случайность» появления произведения в журнале – явление редкое. Практически любой материал (художественный или публицистический) обнаруживает теснейшую взаимосвязь с тематической направленностью номера (например, выпуски «Отчего края», посвященные городам и рекам области). «Отчий край» следует намеченной ещё в первом номере программе: «Главная цель – возрождение духовности и культуры отчего края во всех его разновидностях, включая как народное, так и профессиональное творчество». Тема малой родины – основная в художественной линии журнала. В таких произведениях «вырисовывается» и образ положительного героя – человека деятельного, думающего, высоконравственного, любящего свою землю, истинного патриота, способного прочувствовать красоту природы родного края (проза Б. Екимова, П. Селезнева, А. Данильченко, Т. Брыксиной). Следует отметить, что произведения о малой родине находят поддержку в рубриках «Критика и библиография», «Книжная полка». Общее требование критиков к местным авторам, прежде всего, психологизм, достаточно четкая мотивировка тем и проблем, характеров. Журнал «Отчий край» не зацикливается на региональных интересах. Тема «малой» родины в прозе журнала часто соседствует с темой «большой» родины – России. «Отчекраевские» писатели и поэты, раздумывая над судьбами страны, затрагивают в своих произведениях такие проблемы как нравственная деградация современного человека, рост отчуждения между людьми, лжепатриотизма, подмены ценностей. Тема России теснейшим образом связана с общественной позицией издания. Авторами постоянно подчеркивается кризисность, перевал общественного строя – от разрушившегося коммунизма до неустановившейся демократии. Поэты журнала нередко констатируют факт гибели сильного государства, призывают страну воспрянуть духом, открыть глаза на происходящую несправедливость (М. Зайцев, С. Васильев и мн. др). Пути выхода авторы видят в «прозрении» каждого отдельного человека (повести А. Данильченко, П. Селезнева, Т. Брыксиной, Т. Мельниковой). Своеобразной «проекцией Российской действительности» являются фантастические и детективные повести Е. Лукина, В. Першанина, С. Синякина. Кроме того, мы установили интерес журнала к теме Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы. Эта тема, разработанная достаточно объемно и в художественных отделах, и в публицистике, позволяет говорить об особой патриотической позиции «Отчего края». Авторы журнала предельно объективны к историческому прошлому. Поэтому основная проблематика военных материалов – новая правда, изучение ранее неизвестных фактов и документов, нередко свидетельствующих об ошибках советского командования, ведущих к многочисленным человеческим жертвам. Спектр жанровых форм прозы «Отчего края» широк и разнообразен – от рассказа до исторической повести. Появление жанровых форм обуславливается и «историко-географическим» фактором (например, именно рассказ – основной творчестве волгоградских прозаиков), и журнальным контекстом (пример – военные повести).
Литература: 1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1953-1959. 2. Смирнов В.Б. «Отечественные записки» и русская литература 70-80 гг. ХIX века. Волгоград, 1998. 3. Смирнов В.Б. Журналистика и литература. Методологические и историко-литературные проблемы. Волгоград, 2005. 4. Смирнов В.Б. Ф. М. Достоевский и русская демократическая журналистика 70-80-х годов. Волгоград, 1996. 5. Теплинский М.В. История литературной журналистики как научная проблема // Методы исследования журналистики. Ростов-на-Дону, 1984. 6. Теплинский М.В. О некоторых задачах изучения журнального контекста // Филологические этюды. Журналистика. Ростов-на-Дону. Вып. 3. 1975.
|