Сегодня: 23.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Статья "Литературная журналистика": к вопросу изучения художественных произведений в журнальном контексте"

24.11.2013, 21:39
Капустина Валентина Александровна
учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №103 Советского района г. Волгограда
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»: К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ЖУРНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

Литературно-художественные журналы всегда играли важную роль в литературном, общественном процессе России, затрагивая в своих материалах практически все вопросы современности – от политики и экономики, до искусства и философии. К середине XIX-го века назревает необходимость методологически, теоретически обосновать специфику функционирования «толстых», энциклопедических журналов. Первой попыткой стали выступления В.Г. Белинского. В своих «Обзорах литературы» критик писал о необходимости рассматривать русскую журналистику и литературу в некоем единстве, подчеркивая, что «в журналах сосредоточилась наша литература, и оригинальная, и переводная» [Белинский 1955: 441]. На тесную взаимосвязь литературы и журналистики указывали Н. К. Михайловский, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Короленко. Интерес к литературно-художественным журналам не угасает и на рубеже веков: современному состоянию этого сегмента СМИ и литературы посвящены многочисленные круглые столы, конференции, симпозиумы.
Исследователь М.В. Теплинский изучение литературной журналистики возводит до уровня научной проблемы: «Крупнейшие журналы были литературными центрами, они стремились объединить вокруг себя близких по идейно-художественным целям писателей, направляли их творчество, порою даже выступали в качестве организаторов литературных школ» [Теплинский 1984: 97]. Как справедливо замечает В.Б. Смирнов, «взгляд на историю литературы сквозь призму журналистики, вовлечение журнального материала в орбиту историко-журнальных интересов, дающее возможность понять общественно-литературное движение именно как процесс… – такой тип исследования журналистики – равноправный среди прочих, а зачастую, там, где дело идет о литературно-художественных или энциклопедических журналах... (подобно «Современнику» или «Отечественным запискам» Некрасова и Щедрина), и наиболее эффективный» [Смирнов 2005: 23 – 24]. Таким образом, современная теория доказала, что изучение литературно-художественных журналов будет наиболее плодотворным, если пользоваться совокупностью методов, интегрирующих историко-литературные, историко- и теоретико-журналистские подходы.
Принципы литературоведческого анализа нацелены на изучение литературно-художественной составляющей части «толстого» журнала – проблемно-тематический, жанровый, композиционный анализ опубликованных произведений. Однако рассмотрение только лишь художественной ценности литературного материала на страницах журналов неизбежно приведет к односторонности. Необходим иной подход, а именно изучение журналистики в историко-литературном аспекте. Впервые основные принципы историко-литературного метода изучения журналистики были разработаны В.Б. Смирновым. Суть метода – в контекстуальном анализе журнальных материалов. Исследователь отмечает, «публикация того или иного произведения в журнале объясняется в первую очередь соответствием идейно-художественного «состава» произведения тому кругу социальных, политических и философских, эстетических проблем, которые разрабатываются журналом» [Смирнов 1998: 7], «…главное в историко-литературном подходе – выявление отношений, взаимодействия между журнальными текстами, не внутритекстовая, эстетическая структура, а межтекстовые идейные и эстетические взаимоотношения» [Смирнов 1998: 12].
Таким образом, литературное произведение, опубликованное в журнале, находится в неразрывной связи с его контекстом. Под контекстом издания понимается общий тон его звучания, «настроение» и направленность деятельности, верность определенной общественной идее и культурной политике, которая сложилась у редакции и существенно влияет на выбор авторов и произведений. М.В. Теплинский называет контекстом единство идейных, художественных, структурных характеристик, полагая, что отсутствие последовательности в контексте журнала может говорить об отсутствии самого контекста: «Единство характерно не для любого периодического издания. Само по себе наличие такого единства свидетельствует о внутренней выдержанности, строгой последовательности политики издания» [Теплинский 1975: 30]. По мнению В.Б. Смирнова, журнальный контекст «...активизирует, предельно заостряет внутриконтекстные связи, заставляя «служить» произведение целям издания, актуализируя зачастую такие идейно-художественные аспекты произведения, которые вне журнального контекста, в отдельном издании, могут пройти незамеченными» [Смирнов 1996: 10]. Чтобы избежать ошибки, делая вывод, например, о «случайности» произведения для «толстого» журнала, необходимо строго разграничивать понятия макро- и микроконтекста. Микроконтекст, по М.В. Теплинскому, это «анализ материала в сопоставлении с другими материалами, которые опубликованы в том же номере или соседних номерах. Понятие макроконтекста целесообразно использовать, когда речь идет о соответствии произведения или творчества автора общему направлению журнала» [Теплинский 1975: 30]. Следует выявлять и все случаи «внутренних» конфликтов и противоречий, непоследовательности в общем направлении издания.
Можно выделить четыре основные задачи, которые необходимо решать исследователю при изучении прозы или поэзии, опубликованной на страницах литературно-художественного журнала: 1. Установление идейно- эстетической связи между опубликованными в литературно-художественными произведениями (на уровне тематики, проблематики, жанрового и композиционного своеобразия); 2. выявление контекстуальной связи литературного и публицистического материала «толстого» журнала. 3. определение особенностей идейного направления издания. 4. четкое уяснение литературной позиции: в критических работах обосновываются взгляды журнала на современное состояние литературы, объясняется предпочтение тех или иных тем, проблем, жанров прозы и поэзии издания.
Контекстуальное изучение прозы, поэзии журнала «Отчий край» позволяет сделать следующие выводы:
«Случайность» появления произведения в журнале – явление редкое. Практически любой материал (художественный или публицистический) обнаруживает теснейшую взаимосвязь с тематической направленностью номера (например, выпуски «Отчего края», посвященные городам и рекам области).
«Отчий край» следует намеченной ещё в первом номере программе: «Главная цель – возрождение духовности и культуры отчего края во всех его разновидностях, включая как народное, так и профессиональное творчество». Тема малой родины – основная в художественной линии журнала. В таких произведениях «вырисовывается» и образ положительного героя – человека деятельного, думающего, высоконравственного, любящего свою землю, истинного патриота, способного прочувствовать красоту природы родного края (проза Б. Екимова, П. Селезнева, А. Данильченко, Т. Брыксиной). Следует отметить, что произведения о малой родине находят поддержку в рубриках «Критика и библиография», «Книжная полка». Общее требование критиков к местным авторам, прежде всего, психологизм, достаточно четкая мотивировка тем и проблем, характеров.
Журнал «Отчий край» не зацикливается на региональных интересах. Тема «малой» родины в прозе журнала часто соседствует с темой «большой» родины – России. «Отчекраевские» писатели и поэты, раздумывая над судьбами страны, затрагивают в своих произведениях такие проблемы как нравственная деградация современного человека, рост отчуждения между людьми, лжепатриотизма, подмены ценностей. Тема России теснейшим образом связана с общественной позицией издания. Авторами постоянно подчеркивается кризисность, перевал общественного строя – от разрушившегося коммунизма до неустановившейся демократии. Поэты журнала нередко констатируют факт гибели сильного государства, призывают страну воспрянуть духом, открыть глаза на происходящую несправедливость (М. Зайцев, С. Васильев и мн. др). Пути выхода авторы видят в «прозрении» каждого отдельного человека (повести А. Данильченко, П. Селезнева, Т. Брыксиной, Т. Мельниковой). Своеобразной «проекцией Российской действительности» являются фантастические и детективные повести Е. Лукина, В. Першанина, С. Синякина. Кроме того, мы установили интерес журнала к теме Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы. Эта тема, разработанная достаточно объемно и в художественных отделах, и в публицистике, позволяет говорить об особой патриотической позиции «Отчего края». Авторы журнала предельно объективны к историческому прошлому. Поэтому основная проблематика военных материалов – новая правда, изучение ранее неизвестных фактов и документов, нередко свидетельствующих об ошибках советского командования, ведущих к многочисленным человеческим жертвам.
Спектр жанровых форм прозы «Отчего края» широк и разнообразен – от рассказа до исторической повести. Появление жанровых форм обуславливается и «историко-географическим» фактором (например, именно рассказ – основной творчестве волгоградских прозаиков), и журнальным контекстом (пример – военные повести).

Литература:
1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1953-1959.
2. Смирнов В.Б. «Отечественные записки» и русская литература 70-80 гг. ХIX века. Волгоград, 1998.
3. Смирнов В.Б. Журналистика и литература. Методологические и историко-литературные проблемы. Волгоград, 2005.
4. Смирнов В.Б. Ф. М. Достоевский и русская демократическая журналистика 70-80-х годов. Волгоград, 1996.
5. Теплинский М.В. История литературной журналистики как научная проблема // Методы исследования журналистики. Ростов-на-Дону, 1984.
6. Теплинский М.В. О некоторых задачах изучения журнального контекста // Филологические этюды. Журналистика. Ростов-на-Дону. Вып. 3. 1975.


Категория: Разное | Добавил: walentinka
Просмотров: 2567 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Спасибо

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог