Сегодня: 23.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Исследовательский проект "Литературное краеведение как один из методов изучения регионального литературно-художественного журнала"

16.11.2013, 21:05
Капустина Валентина Александровна
учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №103 Советского района г Волгограда
Капустина Валентина Александровна,
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №103 Советского района г Волгограда

Тема исследовательского проекта:
Литературное краеведение как один из методов изучения регионального литературно-художественного журнала
(на примере волгоградского журнала «Отчий край»)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение с. 3
Раздел 1. Региональные литературно-художественные журналы: принципы их изучения с позиций литературного краеведения с. 5
Раздел 2. Волгоградский литературно-художественный журнал «Отчий край»: пример исследования с помощью литературного краеведения
Заключение с. 15
Список литературы с.17


Введение

Региональный литературно-художественный, «толстый» журнал – явление поистине уникальное. Он играет важную роль для развития литературы определенной местности (края, области). Сегодняшняя теория литературы отмечена несомненным интересом к «местечковой» литературе. Становится очевидным, что невозможно в полной мере понять современный литературный процесс и его закономерности без учета литературной продукции крупного регионального журнала, выражающего интересы периферийных авторов и публикующего на своих страницах заметные художественные и публицистические работы, которые становятся известными уже и за пределами определенной местности.
Сложность изучения регионального «толстого» журнала объясняется его «разнонаправленностью», разнообразием содержания и идейных характеристик. Такое издание может быть объектом изучения сразу нескольких направлений:
– журналистики (так как это периодический орган, и исследователи средств массовой информации изучают, например, тилогогические характеристики подобного рода изданий);
– литературы (темы могут здесь быть самыми разнообразными – от рассмотрения общей литературной программы издания, до изучения творчества конкретного автора в журнальном контексте);
– исторического и культурного процесса (изучение общественной позиции издания, рассмотрение его политической программы, его влияния на общественную жизнь и т.д.)
Актуальность работы заключается в том, что она, продолжает ряд историко-литературных и историко-журналистских исследований, углубляет научное познание по региональной литературе, функционированию региональных литературно-художественных журналов. Мы в данной работе предлагаем рассмотреть региональный литературно-художественный журнал с позиций литературного краеведения.
Объектом исследования является региональный литературно-художественный журнал «Отчий край».
Предметом исследования является своеобразие материалов, опубликованных на страницах журнала.
Цель исследования: наметить возможные вопросы по изучению журнала с точки зрения литературного краеведения, определить значение регионального литературно-художественного журнала «Отчий край» в культурной, общественной и литературной жизни Волгоградской области.
Для достижения решим следующие задачи:
1. рассмотрим основные темы журнала, изучим его задачи, программу.
2. рассмотрим структуру журнала, его рубрики, основных авторов;
3. определим своеобразие прозы и поэзии журнала.
Таким образом, в работе мы наметим общие теоретические вопросы по изучению регионального журнала с позиции литературного краеведения и рассмотрим их на примере волгоградского «толстого» журнал «Отчий край».

РАЗДЕЛ 1. Региональные литературно-художественные журналы: принципы их изучения с позиций литературного краеведения

Главное, что объединяет все региональные «толстые» журналы – «областничество» их литературной журналистики. «Региональные литературно-художественные журналы являются уникальным в своем роде культурным явлением, оставаясь чуть ли не единственным культурным институтом – охранителем традиционных ценностей, единого культурного пространства России» [1, c.20].
Как отмечает Л. И. Калашникова, такой журнал «является главнейшим (если не единственным) видом неформального объединения писателей по интересам, по ощутимой близости общих взглядов на жизнь и литературу» [2, c. 3]. По традиции, идущей из отечественного прошлого, журнал выступает как «зеркало» определенной общественной позиции. Сотрудники журнала  это единомышленники, которые формируют его направление. Региональный литературно-художественный журнал выступает, по существу, единственным местом, где имеет возможность для публикации автор из провинции. В сравнении с центральными журналами («Знамя», «Новый мир» и т. п.), таким изданиям приходится ориентироваться на более широкий круг общественных и творческих интересов, быть более плюралистичным, что, несомненно, отражается на содержании как отдельных публикаций, так и журнала в целом.
«Областничество» литературной журналистики, или, иными словами, своеобразие региональной литературы и журналистики – немаловажный момент, который требует тщательного рассмотрения в комплексной методологии изучения регионального «толстого» журнала.
Впервые региональный принцип изучения культуры был выдвинут Н. К. Пиксановым в статье «Три эпохи». В своих работах ученый обращается к проблеме исследования «культурных гнезд» с точки зрения краеведения, отмечая, что новизна «областного принципа в искусствоведении» заключается в том, «культурные гнезда они были осознаны в свете основных принципов областного искусствоведения и связаны с общим историческим развитием русской культуры. Такие задания должны выполняться на местах, с разработкой местных материалов и в общении с местными краеведческими организациями» [8, c. 31]. Плодотворность концепции исследователя в том, что он акцентирует внимание на культурных и литературных достижениях провинции, о которых долгое время замалчивалось. Он разрабатывает некоторые принципы изучения, при котором должны обязательно учитываться социально-исторические факторы, географическое положение, развитие местного просвещения, науки, печати, издательского дела, искусства, литературы.
Работы Н. К. Пиксанова имели огромное значение для развития краеведения как такового и литературного краеведения в частности. Пережив спад интереса в советские времена (когда существовала «единая» литература, о каких-либо территориальных разграничениях предпочитали умалчивать), литературное краеведение набирает обороты в современных теориях. «Литературное краеведение, – по мнению Н. Травушкина, – это та же история литературы, но отличающаяся особым отбором и группировкой материала. В литературном краеведении сложились и плодотворно развиваются разнообразные работы, посвященные жизни и творчеству известного писателя связи с историей и бытом данного края» [11, c. 163].
«Жизнь, история, природа, культура, быт, нравы края становятся для писателя источником вдохновения. Великие произведения искусства неотрывны как от эпохи, так и от местности, их породившей и наложившей на них неизгладимый отпечаток», – отмечает Н. А. Милонов [4, c.10].
Как объясняет Е. Никитина: «Истоки возрастающего с каждым днем внимания к краеведению объективны: идет настойчивый поиск резервов духовного совершенствования жизни. Такие резервы есть в истории каждого края, в памятниках искусства, архитектуры, литературы, народном творчестве, в славных делах сограждан, в окружающей нас природе – словом, в том вкладе, который сделан городом, областью, малым селением в общую сокровищницу культурных и материальных богатств отечества» [5, c. 157].
Региональный подход к изучению литературы имеет несколько основополагающих целей. Среди них, по мнению А. И. Лазарева, – выявление стилеобразующей роли местной тематики, интерес к территориальной литературной норме, изучение особенностей региональной художественной системы в целом [9]. Специфическими аспектами исследования региональной литературы, по мнению П. В. Куприяновского, могут быть: творчество писателя-классика в плане регионально-краеведческого начала; литературная жизнь в области, крае, регионе; наша область в художественной литературе; история развития литературы в крае [3].
Разумеется, что географический и социо-культурные факторы (быт, нравы, культурное наследие, социальное устройство, сложившиеся эстетические и идеологические установки той или иной территории) не могут не находить отражение в проблемно-тематическом комплексе региональной литературы.
Таким образом, изучая региональный литературно-художественный журнал с позиций литературного краеведения, можно выделить несколько целей-задач:
1) рассмотреть, какую роль играет данное издание в культурной, общественной и литературной жизни местности (области, края);
2) среди литературной продукции журнала выделить и изучить произведения, в которых раскрывается тематика, связанная с культурными, историческими, политическими и иными особенностями данной территории;
3) в прозе, поэзии журнала местных авторов выделить те темы и проблемы, которые преобладают, выделить определенную тематическую доминанту, которая характерная для литературы именной этой области, края. (Например, журнал «Дон», по мнению Ю. А. Головина, за последнее время превратился в «интересное и оригинальное» издание, в силу того, что сумело «быстро и точно угадать свою новую аудиторию в бурно возрождающемся казачестве». Поэтому основные темы в журнале связаны с проблемами данного народонаселения);
4) рассмотреть жанровое своеобразие журнала, чтобы, отметить, например, в каком жанре работает большинство писателей края, области, изучить жанровую трансформацию с учетом каких-либо краеведческих тенденций.
5) рассмотреть литературную позицию журнала. Ведь то, как коллектив региональных авторов относится к современным тенденциям и веяниям во многом определяет и появление произведений на его страницах. Здесь же можно определить роль издания в литературном процессе России, определив, к какой «ветви» современной литературы относятся тексты данного издания (постмодернизм, неореализм и т.д.)
6) если журнал существует достаточно продолжительное время, можно целью своей работы сделать изучение истории литературы края, ее историческое развитие.
Этим, разумеется, не исчерпываются все возможные вопросы, которые помогает раскрыть литературное краеведение. Задачи формулируются согласно целям исследования. Специфическими аспектами исследования региональной литературы, по мнению П. В. Куприяновского, могут быть: творчество писателя-классика в плане регионально-краеведческого начала; литературная жизнь в области, крае, регионе; наша область в художественной литературе; история развития литературы в крае [3].

Раздел II. «Волгоградский литературно-художественный журнал «Отчий край»: пример исследования с помощью литературного краеведения

Рассмотрим волгоградский литературно-художественный журнал с тех позиций, которые мы наметили.
1. Роль журнала в культурной и литературной жизни области.
Волгоградский иллюстрированный литературно-художественный журнал «Отчий край» был основан в 1994 г. Программа изложена в первом номере журнала в редакторском вступлении: «Главная цель издания – возрождение духовности и культуры отчего края во всех ее разновидностях, включая как профессиональное, так и народное творчество...» [6].
«Отчий край» «ориентируется на читателя, любящего свою малую родину, интересующегося ее культурой, историей, бытом, традициями, природой, жизнью городов, станиц, хуторов и народов, населяющих край, прошлым и настоящим Волгоградской области. Журнал должен стать своеобразной культурно-краеведческой летописью края» [6].
Трехтысячный тираж номера разошелся полностью. Издание вызвало интерес у читателей и критиков.
Довольно скоро «Отчий край» стал известен и далеко за пределами области. Неоднократно он становится победителем всероссийских фестивалей и конкурсов: в 1999 г. – лауреат II степени конкурса «Святая Русь»; в 2002 г. – лауреат VII-го Всероссийского фестиваля СМИ «Вся Россия – 2002) в номинации «Освещение проблем национальной культуры и духовного возрождения (Реутов); в 2005 г. – победитель X-го фестиваля СМИ «Вся Россия – 2005» в номинации «Издание для женщин, дома и семьи» (Сочи-Дагомыс), в 2009 г. – VIII-го Всероссийского конкурса «Патриот России» за лучшее освещение в электронных и печатных средствах массовой информации темы патриотического воспитания (Волгоград), в 2010 г. – дипломированный участник Областной выставки СМИ Поволжья фестиваля «Майские дни прессы» (Волгоград); много раз награждался дипломом Православного Царицынского Александро-Невского фестиваля СМИ (за журнал в журнале «Александр Невский).
За свою историю «Отчий край» зарекомендовал себя как издание, целенаправленно создающее летопись культурной жизни региона. В материалах журнала представлена широкая панорама исторического прошлого и сегодняшнего дня области, ее природы, культуры, литературы и искусства. На сегодняшний день уже можно говорить о созданной журналом летописи культурной жизни региона. Он выходит с периодичностью четыре номера в год и представляет широкую панораму исторического прошлого и сегодняшнего дня области, ее природы, культуры, литературы и искусства.
В «Отчем крае» полно и разнообразно представлена сегодняшняя литературная жизнь региона. За время существования в журнале были напечатаны произведения свыше трехсот поэтов и более ста прозаиков, среди них – Маргарита Агашина, Александр Ананко, Татьяна Батурина, Татьяна Брыксина, Борис Гучков, Анатолий Данильченко, Борис Екимов, Михаил Зайцев, Елизавета Иванникова, Алексей Корнеев, Лев Кривошеенко, Валентин Леднев, Михаил Луконин, Владимир Мавродиев, Василий Макеев, Владимир Першанин, Освальд Плебейский, Сергей Синякин, Федор Сухов, Николай Терехов, Николай Шилин и многие другие. Издание знакомит читателя с новинками художественной и научной литературы Волгоградской области (рубрики «Критика и библиография», «Книжная полка»). . При журнале функционирует литературная студия, где занимаются начинающие авторы.
Таким образом, Волгоградский литературно-художественный журнал «Отчий край» является главным центром объединения ведущих литературных сил Поволжья (и близлежащих территорий) по литературным и идейным интересам, ощутимой общности взглядов на жизнь и художественную действительность. Он является пропагандистом творческих достижений местных писателей, поэтов, художников, архитекторов, композиторов, журналистов, краеведов и т.д.
2. Тема «малой родины»
При ярко выраженном краеведческом характере издания оно имеет четкую направленность: литературно-художественный журнал, в связи с чем ключевыми рубриками являются «Проза», «Поэзия».
Исследователь В. Б. Смирнов отмечает, «… не фетишизируя географического фактора в интерпретации творчества того или иного писателя или в объяснении идейно-художественного своеобразия той или иной литературы, тем не менее нельзя отрицать опосредованного воздействия этого фактора и на отдельного писателя, и на региональную литературу в целом. В особенности это касается Волги и Дона как средоточия русских вольнолюбивых традиций, как сокровищницы устного народного творчества. Поэтому нельзя отвергать и воздействие на эстетические представления писателей региона, на формирование их художественных миров коллективного эстетического опыта, сложившегося у русского народа именно здесь, на волжских или донских берегах»[10, c. 5].
Геопсихологические особенности во многом определяют отличительные черты нижневолжской литературы, что отражается, в первую очередь на выборе тем произведений, их языковых и стилистических особенностях. Характерны широкое использование фольклорных традиций; в тематическом плане – значительный интерес к природе края, к его богатейшей истории (с этим связано огромное количество исторических и документальных произведений).
Художественно-публицистическое пространство «Отчего края» направлено на раскрытие основного идейно-тематического концепта – темы малой родины. Всеобъемлющий образ родины становятся центром содержания творчества писателей: основных коллизий, художественных концепций, нравственно-эстетических идеалов и поэтики. Пример – деревенская проза, приобретающая в контекстуальном прочтении дополнительное философское и эстетическое значение: она находит серьезный отклик у аудитории журнала, для которой проблемы провинции близки и насущны. Социальные, нравственные вопросы, идеи сохранения культурной памяти, православных традиций, стремление к идеалу, часто локализованному в историческом прошлом, в идиллическом пространстве русской деревни – такова проблематика многих рассказов и повестей. В поэзии журнала образ малой родины также преобладает – основным эстетическим кредо лирического героя является бесконечная преданность своей земле, патриархально-бережное отношение к природе, религиозно-христианское мироощущение бытия.
3. Основные темы литературно-художественной продукции журнала, отражающие специфику волгоградской (поволжской) литературы
Важным аксиологическим моментом в позиции журнала «Отчий край» является опора на прошлое. Тема Великой Отечественной войны, Сталинградской битвы в художественно-публицистическом дискурсе журнала является одной из постоянных. Интерес к ней – это проявление патриотической функции, задачей которой – воспитать у читателя чувства патриотизма и гражданского долга (в том числе и через осмысление героического прошлого и трагической истории своей малой родины).
Как справедливо замечает Д. Т. Чиров: «Для писателей Волгограда великая битва не отошла в прошлое. И никогда не отойдет: сама судьба возложила на Волгоград обязанности бессмертного свидетеля всемирно-исторических событий. Хранить неустанно живую память о них – дело чести и совести каждого волгоградца, а если волгоградец к тому же и художник слова, то для него это еще и гражданский долг. Но выполнение этого долга вовсе не принуждает писателя-волгоградца непременно писать о незабываемых осенне-зимних месяцах 1942-1943 годов. Оно обязывает к несколько иному – оценивать современную жизнь людей в свете тех событий, о которых неустанно напоминают площадь Павших борцов и Мамаев курган» [12, c. 5].
Взгляды авторов журнала «Отчий край» отличаются всесторонностью мироощущения, стремлением избегать однозначных идеологических и политических оценок, выводов. Основная проблематика военной прозы – новая правда о военных событиях (творчество Н. Шилина), гуманистические аспекты (автобиографические произведения о Сталинградском детстве В. Мордаса, В. Политова и др.), воспроизведение «героики повседневности» (повести А. Данильченко, В. Овчинцева, О. Шестинского, Т. Мельниковой), вопросы исторической памяти. Среди главных образов, созданных поэзией журнала о войне, можно назвать – образ Сталинграда, полуразрушенного города-героя и обыкновенного солдата, побывавшего в жарком аду, испытавшего на себе всю силу вражеской ненависти. Лирическое настроение передается с помощью яркой, экспрессивной пунктуации, возвышенной лексики (Л. Кривошеенко, Е. Кулькин, Г. Киреев). К юбилейным датам победы журнал выпускает тематические номера, в которых все материалы (и литературно-художественные и публицистические) посвящены военно-патриотический тематике.
4) Жанровое своеобразие
Литературно-художественные журналы все чаще снижают количество произведений больших эпических жанров на своих страницах. Современный читатель большую прозу предпочитает изучать в электронных вариантах, писатели стремятся издавать книги. Поэтому журналы, публикуя романы и повести, начинают проигрывать в состязании с издательствами, работающими быстрее, а, нередко, и качественнее. А вот короткая повесть, рассказы, эссе, публицистика и критика – это чисто журнальное дело.
В «Отчем крае» также заметно пристрастие к малым эпическим жанрам, особенно в начале его существования (1994-1999 годы). Но чуть позже публикуются произведения «с продолжением» - повести, также крупные романы.
Среди литературной продукции журнала можно найти произведения, отражающие тенденции современного литературного процесса, главной из которых назовем работу с формой. Жанровая гибридность, «многостильность», сложное сюжетно-композиционное построение текста отличают многие произведения литературы рубежа веков. Большая часть рассказов, опубликованных в «Отчем крае», относится к лирической прозе – сложному жанрообразованию, отмеченному ослаблением фабулы, усилением роли авторских отступлений, описательности, пейзажных зарисовок, своеобразным конфликтом (психологическим, философским, онтологическим). Романы журнала можно условно поделить на две группы. Первая из них относится к классическому (реалистическому) пониманию этого жанра. Например, романы А. Данильченко, В. Скачкова, в которых преобладает социально-нравственная проблематика, психологический конфликт, простая композиция. Во второй группе романов отметим усложнение поэтики реализма за счет приемов стилизации, иронии, «многожанровости» – произведения С. Синякина, В. Смирнова, Е. Лукина. Сложная литературная позиция журнала проявляется и в наличии достаточно большого пласта фантастических и детективных повестей.
5) литературная позиция журнала
Литературная программа направлена на поддержание и дальнейшее развитие реалистических тенденций в литературе, что проявляется уже на уровне отбора художественных текстов. При анализе литературно-критических материалов можно выделить особые художественно-эстетические критерии, руководствуясь которыми авторы дают оценку опубликованным в журнале произведениям, и с позиций которых оценивается современный литературный процесс. Качественной прозой называется та, которая далека от постмодернистских концепций с «нулевым» градусом письма, с самоустранением автора-повествователя, с явным стремлением сложить с себя всякую ответственность, с формотворчеством, при котором форма становится самоцелью, а содержанию не уделяется должного внимания. В произведении должна четко прослеживаться позиция писателя, в сюжетосложении и характерологии важным требованием становится правдоподобие, которое проявляется в четкой обрисовке тем, проблем, психологическом изображении. Психологизм с его интересом к личности, к сложным процессам, происходящим в ее сознании, гораздо ценнее, чем надуманные, острособытийные произведения, которые, по мнению авторов «Отчего края», просто потакают интересам читателя (в том числе и низменным). В рецензиях, отзывах о сегодняшней поэтической ситуации подчеркивается, что поэзия богата количественно, но не качественно. Работа со слогом и словом сходит на нет, уступая место экспериментаторским устремлениям, невниманию к языку.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, региональный литературно-художественный журнал может стать богатым материалом для литературного краеведения. Изучая эти журналы, можно обогатить представления о «местной литературе», о ее особенностях. Кроме того, изучение региональных журналов помогут расширить представления о культурных, исторических, национальных особенностях данной территории.
Мы убедились, что журнал «Отчий край» имеет огромное значение в культурной, общественной и литературной жизни Волгоградской области. В предисловии к юбилейному 50-му номеру редколлегия подводит итоги, надеясь на долгое взаимное сотрудничество с читателями. «В журнале свыше пятидесяти рубрик, раскрывающих разные стороны исторической и современной жизни области и Волгограда. В них за эти годы опубликовались сотни наших постоянных авторов: историков и краеведов, литературоведов, театроведов, музыковедов, художников. Это наши бескорыстные помощники, без которых журнал не мог бы существовать. Мы не называем их имена, чтобы в этом поистине безграничном списке не ущемить чье-либо самолюбие… Будьте с нами и не скупитесь на поддержку журнала словом и делом» [7].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Головин, Ю.А. Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние: автореф. дисс. на соиск. уч. степени доктора культурологи: (24. 00.01) / Ю.А. Головин. – М., 2010. – С. 32.
2. Калашникова, Л. И. Региональные литературно-художественные журналы // Вестник МГУ. Серия 10.  1993. №4.  С. 3 – 12.
3. Куприяновский, П. В. Проблемы регионального изучения литературы // Русская литература. – 1984. – №1. – С. 177-181.
4. Милонов, Н. А. Литературное краеведение / Н. А. Милонов. – М.: Просвещение, 1975. – 192 с.
5. Никитина, Е. Краеведение и литературоведение // Волга. – 1987. – №7. – С. 157 – 165.
6. Отчий край. – 1994. – № 1. – С. 2.
7. Отчий край. – 2006. – №2. – С. 2.
8. Пиксанов, Н.К. Областные культурные гнезда. /Н.К. Пиксанов. – М.Л, 1928. – 148 с.
9. Региональные аспекты изучения литературы и фольклора (На материале Урала): межвузовский сборник / отв. ред. А. И. Лазарев. – Челябинск: Изд-во Башк. ун-та, 1984. – С. 17-20.
10. Смирнов, В. Б. По следам времени. Из истории писательской организации писательской организации Царицына – Сталинграда / В. Б. Смирнов. – Волгоград: Комитет по печати, 1996. – С. 528.
11. Травушкин, Н. От жизни к образам. Некоторые вопросы литературного краеведения // Волга. – 1966. – №5. – С. 163 – 168.
12. Чиров, Д. Т. Писатели Нижней Волги / Д. Т. Чиров. – Волгоград: Ниж.-Волж. Кн. Изд-во, 1973. – 222 с.


Категория: Разное | Добавил: walentinka
Просмотров: 3271 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Молодец!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог