Капустина Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №103 Советского района г. Волгограда
Литературный кружок как эффективное средство формирования системы универсальных учебных действий
Аннотация В статье рассматриваются вопросы, связанные с эффективным использованием таких форм внеклассной работы как литературный кружок. В рамках реализации новых образовательных стандартов работа с обучающимися в литературном кружке открывает большие возможности как учителю, так и его воспитанникам. Правильно организованная работа современного кружка предполагает использование огромного количества современных методов и методик, направленных на развитие и совершенствование системы универсальных учебных действий обучающихся. Это, несомненно, обогащает багаж знаний ученика и способствует его саморазвитию и самосовершенствованию.
Руководство литературным творчеством играет огромную роль для нравственного и идейного воспитания школьников. Именно в литературном творчестве человек определяет свое отношение к жизни, свое место в ней. Литературное творчество – всегда форма общения, поэтому в процессе его развивается коллективизм и гражданственность, ответственность. Организация литературного кружка, как правило, преследует цель не только помочь обучающимся глубже усвоить школьную программу, но и расширить круг чтения детей, их знания по литературе, искусству. «Цель работы литературно-творческого кружка – расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей. В литературно-творческий кружок принимаются дети, обнаруживающие склонности к литературному творчеству в любом жанре. В задачу кружка не входит подготовка профессиональных литераторов, однако квалифицированное руководство и творческая среда способствуют эффективному развитию школьников с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью» [3, c.7]. В рамках реализации новых федеральных образовательных стандартов работа в литературном кружке во многом поможет педагогу в формировании и расширении системы универсальных учебных действий обучающихся. В последнее время перед литературными кружками открываются исключительно широкие возможности для межпредметных связей. Это литературно-исторические и историко-литературные, литературно-критические кружки, внеклассная работа по изучению взаимосвязей литературы с другими видами искусства. Например, кружок по литературному краеведению. В рамках этого кружка прослеживается связь основного предмета с историей, краеведением, географией. Деятельность здесь имеет познавательный характер: она направлена на расширение представлений не только о художественной литературе края, но о его культуре, искусстве, фольклористике, музыке (например, литературно-музыкальные композиции). В литературно-историческом или историко-литературном кружках изучают творчество какого-либо одного писателя или же литературу определенного исторического периода. В литературно-критическом кружке дети учатся критическому осмыслению прочитанных текстов, в рамках занятия могут быть запланировано обсуждение наиболее интересных новинок литературы за прошедший год. Углубленному изучению школьниками теории литературы будут способствовать занятия кружка по какой-либо одной литературно-теоретической теме (Например: «Развитие русского стихосложения», «Особенности русского романтизма», «Индивидуальный стиль Л.Н. Толстова», «Жанровое и стилистическое многообразие современной поэзии»). В рамках занятий на литературном кружке может использоваться огромное количество современных методов и методик. 1. Эвристическая беседа (развитие блока универсальных учебных действий коммуникативной направленности). «Один из словесных методов обучения. С точки зрения уровня и характера познавательной деятельности учащихся беседа относится к числу частично-поисковых методов обучения. Свое название эвристическая беседа получила от греч. эвристика – «отыскиваю, открываю». Сущность эвристической беседы состоит в том, что мастер путем постановки перед учащимися определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие мышления учащихся, прежде всего творческого мышления» [4]. 2. Постановка и обсуждение проблемных вопросов (развитие блока регулятивных действий). Включает действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: 1. целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); 2. планирование — определение последовательности действий; 3. прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения; 4. рефлексия – возвращение к поставленной цели занятия, анализ достигнутого, анализ собственных результатов и впечатлений от занятия. 3. Индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность (развитие блока универсальных учебных действий познавательной направленности). «Работа литературного кружка нацелена на максимальное развитие самодеятельности учащихся. Поэтому основная форма занятий - подготовка членами кружка при помощи руководителя докладов, их обсуждение (желательно заранее готовить и содокладчиков и оппонентов).[3, c.22]. Включает в себя подготовку презентаций и выступлений (докладов) по заданной теме. Направлена на стимулирование исследовательских способностей, уточнение и развитие теоретических знаний 4. Коллективная и индивидуальная творческая работа, творческие мастерские (блок личностных и коммуникативных универсальных учебных действий). Устная работа, направленная на выполнение определенного задания, с привлечением знаний и навыков по другим школьным предметам. «В технологии мастерских главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Результативность выражается в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию. Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников» [2, c. 237]. Значительное место в работе кружка занимает массовая работа: подготовка читательских конференций и диспутов, руководство литературными отделами, выпуски газет и т.д. 5. Выразительное чтение, анализ стихотворений, определение тематики и проблематики и др. (блок предметных универсальных учебных действий, определяется содержанием учебной дисциплины –литература). Расширение теоретических знаний по литературе. На занятиях – в конце или начале – полезно уделять несколько минут отзывам учеников о недавно прочитанных ими книгах, что помогает развивать эстетическое восприятие художественных текстов. В рамках этой работы возможно применение технологий критического мышления. Например, составление «банка идей», синквейна. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Таким образом, занятия в кружках по литературе, несомненно, способствуют самовоспитанию, идейно-эстетическому воспитанию и самовыражению учащихся. Но успех во многом зависит и от деятельности учителя. «На занятиях кружка по литературе особенно важно создать атмосферу доверия: только в такой атмосфере возможно творческое самораскрытие личности. Исключительная роль здесь принадлежит учителю. Если он выберет правильную позицию, дети не только будут активными на занятиях, но и станут прекрасными помощниками на уроках литературы» [1, с.3]. Список литературы: 1. Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012, с.143 2. Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008. 3. Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-на-Дону, 2002, 105 с. 4. http://osvarke.info/229-yevristicheskaya-beseda.html. Информационный сайт для мастеров и преподавателей спецдисциплин.
|