Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Исследовательский проект «Проблематика военных рассказов и повестей в волгоградском литературно-художественном журнале «Отчий край»

16.11.2013, 21:19
Капустина Валентина Александровна,
учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №103 Советского района г. Волгограда
Капустина Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №103 Советского района г. Волгограда
Тема исследовательского проекта:
«Проблематика военных рассказов и повестей в волгоградском
литературно-художественном журнале «Отчий край»


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение с. 3
2. Основная часть с. 5
3. Заключение с. 9
4. Источники (прочитанные произведения) с.10
5. Список литературы с.10

ВВЕДЕНИЕ

Тема Великой Отечественной войны по праву может считаться одной из долгоживущих в литературе. Каждое поколение находит и будет находить в ней нечто свое, предъявляя к военной прозе всё новые и новые требования. Это может быть связано как с изменением мировоззрения в целом, так и с переосмыслением военных событий в частности.
В конце XX века была предпринята попытка осмыслить феномен военной прозы – вышло несколько сборников под названием «Литература Великого подвига. Великая Отечественная война в литературе». В них критики и писатели отмечали, что о войне сказано далеко не все. По мысли В. Кондратьева, «военная литература – явление уникальное в мировой литературе, и сделала она очень и очень много. Но все ли она сказала о войне? Думаю, никто не ответит утвердительно. Еще много белых пятен на картине войны…» [4, с. 91]. Отмечается необходимость поиска нового уровня художественного осмысления, расширения географии войны. В связи с этим особое значение приобретает региональная военная литература, так называемой «местная» документальная проза.
Этим объясняется актуальность нашей работы. В юбилейный год разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск под Сталинградом особенно актуальным становится вопрос освещения событий тех лет в художественной литературе, тем более, если произведения написаны очевидцами….
Основная цель нашей работы – рассмотреть, какое место занимает тема войны и Сталинградской битвы в волгоградском литературно-художественном журнале «Отчий край», определить проблематику военных рассказов и повестей.
Материалом исследования послужили несколько произведений, опубликованных в журнале «Отчий край».
Задачи:
– определить кратко литературную политику издания;
– рассмотреть произведения с военной тематикой, опубликованные в журнале;
– сделать вывод о том, как в журнале отражены исторические события малой родины (Сталинградская битва).
Основные методы нашей работы:
– литературоведческие методы (изучения тематики, проблематики, жанрового своеобразия опубликованных на страницах «толстого» журнала художественных произведений);
– литературное краеведение: влияние истории, культуры края на тематику произведений.
Литературное краеведение. Известный исследователь по этому вопросу, А. Милонов, отмечал, что «жизнь, история, природа, культура, быт, нравы края становятся для писателя источником вдохновения. Великие произведения искусства неотрывны как от эпохи, так и от местности, их породившей и наложившей на них неизгладимый отпечаток» [5, с.10].
Поэтому «местные» литературно-художественные журналы играют важную роль не только для развития литературы, но и для формирования у читателя чувства патриотизма, гордости за свою малую родину, ставят перед собой просветительские задачи по изучению истории края.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Волгоградский иллюстрированный литературно-художественный журнал «Отчий край» был основан в 1994 г. Программа изложена в первом номере журнала в редакторском вступлении: «Главная цель издания – возрождение духовности и культуры отчего края во всех ее разновидностях, включая как профессиональное, так и народное творчество...»[6, с. 2].
«Отчий край» «ориентируется на читателя, любящего свою малую родину, интересующегося ее культурой, историей, бытом, традициями, природой, жизнью городов, станиц, хуторов и народов, населяющих край, прошлым и настоящим Волгоградской области. Журнал должен стать своеобразной культурно-краеведческой летописью края» [6, с. 2].
Трехтысячный тираж номера разошелся полностью. Издание вызвало интерес у читателей и критиков. За свою историю «Отчий край» зарекомендовал себя как издание, целенаправленно создающее летопись культурной жизни региона. В материалах журнала представлена широкая панорама исторического прошлого и сегодняшнего дня области, ее природы, культуры, литературы и искусства.
Тема Великой Отечественной войны, Сталинградской битвы в волгоградском литературно-художественном журнале «Отчий край» является одной из постоянных. Причем интерес к военной тематике – это не дань моде, а проявление патриотической функции издания. Авторы журнала стремятся воспитать у читателя чувства патриотизма и гражданского долга, в том числе и через осмысление героического прошлого и трагической истории родины.
Тема войны, Сталинграда объединяет многие материалы журнала «Отчий край», заявляя о себе в поэзии и прозе, в публикациях под рубриками «Память», «Свидетельствуют архивы», «Критика и библиография», «Театр», «Искусство» и др., не говоря уже специальных выпусках, посвященных годовщинам победы.
Проанализировав некоторые произведения о войне, опубликованные в журнале, нам удалось выявить некоторую закономерность.
Можно отметить особую, просветительскую функцию издания – авторы журнала стремятся донести до читателя «новую правду о войне» – о трагических и переломных моментах в ходе боевых действий, об ошибках военного командования, ведущих к человеческим потерям, о страшной статистике жертв фашистской оккупации и т. д.
Например, в рассказе Николая Шилина «Горят танки во ржи» писатель говорит о событиях, о которых до настоящего времени принято было умалчивать, или они отражались весьма слабо. О первых боях на реке Дон, закончившихся поражением советских войск; о страшных днях для Сталинграда – 13, 14, 15 сентября 1942 года; о сложных задачах, которые возникали перед руководством на местах – порой, оно берет на себя ответственность принимать решения, идущие вразрез с верховным командованием.
В журнале многие произведения о войне являются автобиографическими. Это документально-художественная проза, авторы которой были участниками боевых действий, очевидцами событий. Авторы их, как правило, стремятся донести читателю «атмосферу тех лет», передать чувства, когда страх смерти соседствует с желанием жить и непременно уничтожить ненавистного врага!
Как справедливо писал В. Рябов, «секрет неубывающего читательского спроса, общественного интереса к таким книгам, прежде всего, в особенностях этого жанра – его документальности, доверительности интонаций, когда читатели узнают об интересующих их событиях "из первых уст”. Без живых свидетельств непосредственных участников отечественная история была бы неполной, обыденной» [7, с. 27].
Особенно интересна в этом плане тема военного детства, ведь когда война обрушивается на ребенка, она меняет его мироощущение. Как справедливо замечает Э.И. Гуревич, «война во сто крат преступление, когда обрушивается на детей… В сфере эстетической перед писателем встают такие вопросы: как меняет война мироощущение ребенка; как сказывается на детской душе эта горестная необходимость целиться и стрелять – не в мишень, а человека, хотя и во врага, хотя и во имя высшей справедливости» [2, с. 127].
Судьба мальчика, узнавшего о войне не понаслышке, – основное содержание повести В. Мордаса «Друзья и дороги» (1998. №1). Произведение отличается пафосом сентиментальности. Как восторженно описаны чувства, которые буквально «захлестнули меня с друзьями»: ребята побежали записываться добровольцами на фронт. Многих не взяли – малы еще, нет паспорта. Но и они вносили свой вклад в долгожданную победу – восстанавливали разрушенные железные дороги, мосты. Возвышенные настроения объясняются уверенностью в быстрой победе, взрослым пониманием патриотизма, желанием быть первыми, востребованными в суровые дни.
Особенность авторской позиции в том, что писатель стремится донести чувства, пережитые им, и не претендует на роль знатока, не делает глубоких нравственно-философских выводов. «Голод начинается тогда, когда человеку хочется хлеба – черствого, лучше ржаного. Хочется постоянно, неотступно, днем и ночью, даже во сне. Голодный не думает о борще, жареной картошке, тем более о колбасе. Хлеб, только хлеб» (1998. №1. С. 78).
Тема военного детства – главная во многих публицистических материалах журнала. Например, в этом номере повесть В. Мордаса связана со статьей в рубрике «Судьбы людские». В ней рассказывается о жизни нескольких сталинградских ребятишек, которые «завидовали порой детдомовцам. Их эвакуировали в безопасные места, кормили, позволяли спать и даже играть. Им не нужно было сутками сидеть в переполненных окопах, прислушиваясь к голосам войны» (1998. № 1. С. 197).
Об одном еще одном аспекте военной тематики размышляет Л. Иванова. «Можно говорить о применении к литературе о Великой Отечественной войне в значительном обогащении и жизненной наполненности понятия "героика повседневности”. Дистанция между повседневной жизнью и/или исключительными обстоятельствами или исчезала совсем или резко сокращалась, что приводило в ряде случаев к стиранию границ между человеком обычным и человеком воюющим» [3, с. 8].
На войне всегда есть место боевому подвигу. Но разве просто жить в это время (выживать, растить детей) не есть тот же подвиг – задается вопросом Т. Мельникова в произведении «Когда гроза ушла на запад» (2000. №1). Жанр автор определил как «вместо повести про войну». Произведение представляет собой цикл небольших рассказов. Наречие «вместо» введено Т. Мельниковой неслучайно – она сознательно дает понять, что ее повесть не будет содержать привычных больших эпических картин и панорам военных действий. Только отрывки, из которых «складывается правда» о повседневных буднях мирных жителей. «В том то и ужас, и горе войны, что они захватывают не только фронт, но и тыл, захватывают взрослых и детей, и последствия – раны войны – болят долго, затягиваются тяжело» (2000. №2. С. 149). Перед нами калейдоскоп событий – тетка Клава копала огород и чуть не погибла – откопала «перечницу»; сосед Илья Макарыч лишился последней возможности не умереть с голода – саперы огородили его земли, где он сажал картофель, пообещав «обезопасить объект» завтра; мать с детьми возвращается домой после долгих скитаний – узнает, что в ее «хате хозяйничают немцы». Сложность композиционного построения художественного текста – характерная примета стиля произведений Т. Мельниковой.
Специфика нынешней литературной ситуации диктует свои законы: тема войны становится все более болезненной, требует «личного присутствия», писатели разделяются на тех, кто «был на войне» и тех, кто не был.
Можно отметить, что журнал «Отчий край» стремится помочь начинающим авторам, которые пишут о войне. Ведь им особенно сложно – они не были очевидцами событий, зато для них стала доступна новая информация о тех трагических событиях. «Наша задача, задача писательских организаций, писателей-ветеранов серьезно помочь молодым талантам выработать в себе ответственное отношение к теме войны с высоты сегодняшнего дня, достоянием которого стали новые документы и факты, осмыслить и сам характер Великой Отечественной войны, и ее драматизм, и всемирно-историческое значение» [1, с. 41].
Рассмотрим повесть А. Невара «Зарницы победы» (2004. №3). Тема произведения – судьба юной девушки Татьяны Плотниковой, пережившей Сталинградскую битву. Основная идея – гуманистическое неприятие войны. Основным недостатком повести и вообще начинающего автора, критики называют очень сухой язык. Автор стремиться фиксировать события и факты, не делать выводов и не давать комментарии. Писатель стремится передать настроения и чувства тех лет несложными речевыми конструкциями. «В бомбоубежище дрожали пол и стены, а с потолка сыпалась мелкая штукатурка. Стоял невообразимый гвалт. Раздавались стоны и плач. Когда вечером бомбежки прекратились, и обитатели бомбоубежища поднялись наверх, у всех от ужаса округлились глаза – города не стало. Вместо него лежали дымящиеся груды развалин» (2004. №1. С. 62). Писатель сознательно избегает глубокого рассмотрения характеров повести, поэтому главным в его произведении становится сюжетный план. Повесть событийно насыщена: Татьяна добровольцем пошла на фронт, работала в эвакопункте, переправляла раненых на другой берег реки. Она многое пережила ради долгожданной новости – войска Сталинградского и Донского фронтов перешли в наступление и теперь громят фашистов. Героиня чудом вышла живой из этих страшных событий, дождалась победы.
А. Невара предпринял довольно неплохую попытку воссоздания «героики повседневности». Однако сознательное избегание внутренних монологов, которые помогли бы более полно передать настроение Татьяны, страхи и переживания, лишают произведение психологического правдоподобия. Основная задача писателя была показать, скорее, не характер, а «типичность судьбы» – война была одна на всех.
Следует отметить, что военная тема присутствует не в прозе, публицистических материалах, но и поэзии. Среди главных образов, созданных поэзией журнала о войне, можно назвать – образ Сталинграда, полуразрушенного города-героя и обыкновенного солдата, побывавшего в жарком аду, испытавшего на себе всю силу вражеской ненависти. Лирическое настроение передается с помощью яркой, экспрессивной пунктуации, возвышенной лексики (Л. Кривошеенко, Е. Кулькин, Г. Киреев).
Таким образом, волгоградский литературно-художественный журнал «Отчий край» имеет огромное значение в раскрытии новых фактов «картины войны», формирует патриотические взгляды читателей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать вывод, что в журнале «Отчий край» военная тематика – одна из постоянных. Опора на прошлое в идейно-художественной позиции издания становится важным моментом, помогающим развить идею патриотизма, нравственно-исторической правды и единения русского народа.
Проанализировав некоторые повести и рассказы на военную тему, мы выделили следующие проблемы, которые затрагивают «отчекраевские» писатели:
1. «Новая правда о войне». Волгоградские авторы, повествуя о Сталинградской битве, предоставляют информацию, о которой нельзя было говорить раньше. (Например, творчество Н. Шилина);
2. Гуманистические аспекты военной тематики.Главный из них – дети и война. Дети воспринимают войну как необычное событие, время, когда можно проявить героизм. Они просятся на фронт добровольцами, помогают восстанавливать разрушенные мосты и дороги. Они, так же как и взрослые, могут попасть в плен, потерять близких и друзей, умирать от голода. «Отчекраевские» писатели интересуются и психологической стороной вопроса – как война меняет мироощущение ребенка; насколько ожесточаются детские сердца, когда в их жизнь приходит война (произведения В. Мордаса, Т. Мельниковой и др.).
3. Военные будни. Повседневность. На войне всегда есть место боевому подвигу. Но разве просто жить в это время, не терять оптимизма, растить и воспитывать детей не есть тот же подвиг? Об этом в прозе Т. Мельниковой и других авторов.
Отметим также, что журнал «Отчий край» имеет достаточно четкую идейную и литературную позицию. Любое опубликованное произведение – не случайно, литературный материал в контексте журнала связан с остальным. Тема войны – сквозная в издании. Так, в рубриках «Свидетельствуют архивы», «Память», «Невыдуманное» и других читатели знакомятся, например, с запрещенными ранее материалами из Волгоградского областного архива (статистика жертв фашистской оккупации, фрагменты интервью с плененными немецкими генералами, воспоминания очевидцев, истории поступления экспонатов из Германии в музей-панораму «Сталинградская битва» и другое).
Феномен «военной прозы» тщательно исследуется литературными критиками «Отчего края». Их основное требование к авторам – чтобы произведение было «не просто занимательным повествованием из военного времени, а документом эпохи» (Т. Назарова).


ИСТОЧНИКИ (ПРОЧИТАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ)

1. Мельникова Т. Когда гроза ушла на Запад (вместо повести про войну) // Отчий край. – 2000. – С. 149 – 163.
2. Мордас В. «Друзья и дороги» (главы из автобиографической повести) // Отчий край. – 1998. – №1. – С. 74 – 95.
3. Невара A. Зарницы победы (главы из повести) // Отчий край. – 2004. – №3 – С. 61 –73.
4. Шилин Н. «Горят танки во ржи» // Отчий край. – 1995. – №1. – С. 113 – 127.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ганичев, В. Служу советскому народу! / В. Ганичев // Отчий край. – 2004. – №4. – С. 39-42.
2. Гуревич, Э.И. Гуманистический аспект проблемы: дети и война // Литература о войне и проблемы века / ред. А.М. Адамович. – Минск: Наука и техника, 1986. – 271 с.
3. Иванова, Л. Мужество духа. (Героический характер современной прозы о войне) // Литература великого подвига. Великая Отечественная война в литературе. Вып. 2. / сост. В. Борщиков, Л. Иванова. – М.: Худ. литература, 1975. – 352 с.
4. Кондратьев, В. Мысли о будущем военной прозы // Литература великого подвига. Великая Отечественная война в советской литературе. Вып. 4. / сост. Ю.В. Идашкин, А.Г. Коган. – М.: Худ. литература, 1985. –343 с.
5. Милонов А. Литературное краеведение. М., 1985. – 192 с.
6. Отчий край. – 1994. – № 1. – С. 2.
7. Рябов, В. Дух героического времени (заметки о военных мемуарах) // Литература великого подвига. Великая Отечественная война в советской литературе. Вып. 4. / сост. Ю.В. Идашкин, А.Г. Коган. – М.: Худ. литература, 1985. – 343 с.


Категория: Разное | Добавил: walentinka
Просмотров: 1494 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Всем нам удачи biggrin

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог