Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе современного школьного образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, овладение которыми происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности.
В соответствии с требованиями ФГОСа в составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. Без реализации межпредметных связей развитие универсальных учебных действий учащихся невозможно. Одним из направлений в этой работе является развитие речевой деятельности учащихся. Это сложная методическая проблема, решение которой требует комплексного подхода, интегрирования достижений смежных научных областей и на этой основе использования межпредметных взаимодействий в процессе обучения в средней школе. Учитель-словесник располагает большими возможностями влияния на развитие речи учащихся, если он к тому же будет опираться на связи уроков литературы с уроками русского языка, истории, иностранного языка, курсом мировой художественной культуры.
Благодаря использованию межпредметных связей выявляются новые резервы развития мышления, речи, эстетических чувств, взаимодействия логического и образного в учебном познании. В значительной степени развивающие функции межпредметных связей усиливаются применением деятельностного подхода к процессу обучения. Речевая деятельность рассматривается, в свою очередь, как один из общих межпредметных видов деятельности.
Возможны многие пути активизации межпредметных связей русского языка и литературы в процессе углубленного анализа литературного произведения в целях практического совершенствования речевой деятельности учащихся, В основе предлагаемых занятий находятся приобретенные учениками на уроках русского языка необходимые речеведческие знания и практические речевые умения, которые используются при изучении литературы.
Основными направлениями осуществления межпредметных связей курсов русского языка и литературы являются следующие:
- формирование и закрепление знаний и умений учащихся по функциональной стилистике, необходимых для правильной организации их речевой деятельности;
- обучение учащихся общим для данных предметов разновидностям речевой деятельности, главным образом устным и письменным высказываниям;
- формирование понятий об изобразительно-выразительных средствах русского языка и их идейно-художественных функциях в литературных произведениях.
Цель изучения учениками функциональной стилистики на уроках русского языка и литературы заключается в том, чтобы научить свободно пользоваться устной и письменной речью в разных официальных сферах — производственной, общественно-политической, научной. Параллельно с изучением строя языка предусматривается и освоение способов его употребления. Методика преподавания русского языка намечает три ступени изучения стилистики в средней школе. Это: 1) этап первоначального знакомства с понятиями всех функциональных стилей речи (четвертый—шестой классы), предусматривающий закрепление связи каждого стиля с типовой речевой ситуацией; 2) расширение представлений о смысловой языковой структуре стилей за счет синтаксических сведений (седьмой—восьмой классы) и 3) обобщение и систематизация сведений о функциональных стилях (восьмой класс).
Данные этапы можно положить в основу реализации межпредметных связей русского языка и литературы в аспекте овладения стилистикой.
Однако в аспекте межпредметных взаимодействий следует выделить еще один этап — девятый—одиннадцатый классы — как этап углубления знаний и совершенствования стилистических умений на уроках литературы. Связь с курсом русского языка, завершаемым .в девятом классе, выражается в опоре на уже обобщенные и систематизированные сведения о функциональных стилях.
В основе активизации межпредметного взаимодействия русского языка и литературы лежат стилистические упражнения, включенные в анализ художественного произведения, упражнения, одновременно направленные на углубление восприятия учащимися литературного материала и их речевое развитие. Это взаимодействие носит двусторонний характер. На уроках русского языка учащиеся получают теоретические понятия о стилях речи, приобретают первичные умения стилистического анализа текста и создания текстов определенного стиля, что подкрепляется примерами из художественных, публицистических и научных текстов. Вместе с тем художественные произведения, анализируемые на уроках литературы, предоставляют материал для дальнейшего закрепления и углубления знаний по стилистике и умений строить высказывания.
Стилистический анализ в значительной степени углубляет понимание учениками идейно-художественного содержания произведения. Художественная речь использует языковые средства всех других стилей, в том числе и типичные для них. Однако при этом в художественном произведении эти средства выступают в измененной функции — в эстетической, образуют иную системность. Кроме того, средства других стилей используются далеко не в полном составе, «заимствуется», собственно говоря, не стиль, а отдельные языковые его средства, хотя и имеющие окраску этого стиля.
Вот пример как реализуется такой подход к анализу художественного текста в процессе изучения поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».
К примеру, на уроке, обобщающем представления девятиклассников о Чичикове, предлагаем сопоставить стиль его речи в разговорах на одну и ту же тему о покупке-продаже мертвых душ с разными помещиками. Для сопоставительного анализа выбраны беседы Чичикова с Маниловым и Коробочкой.
Анализируя речь героя, учащиеся определяют, что в первом эпизоде преобладает канцелярский стиль общения с обилием штампов, иногда пробиваются слова ораторского стиля, что придает речи Чичикова некоторую витиеватость. Во время беседы учащиеся делают интересные самостоятельные наблюдения: Манилов принимает использование этого речевого стиля за результат «блестящего образования и высокого искусства выражаться». Однако несоответствие характера стиля, преобладающего в речи Чичикова, ситуации общения и задачам речи создает комический эффект. Особо проявляется комизм в том, как Манилов старается воспроизвести понравившийся ему стиль речи «образованного» гостя в своем ответе: «Я не насчет того говорю, чтобы имел какое-нибудь, то есть критическое предосуждение о вас. Но позвольте доложить, не будет ли это предприятие, или чтоб еще более, так сказать, выразиться, негоция, так не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России».
Предлагаю учащимся мотивировать свою точку зрения и доказать, в каком стиле ведут разговор собеседники, насколько удачен или неудачен выбор ими лексических средств и синтаксических конструкций, а также их сочетаемость и соответствие задачам речи и ситуации общения. В конечном итоге учащиеся должны показать, как стиль речи углубляет характеристики персонажей. Учащиеся обращают внимание на нарочитую витиеватость речей собеседников, которая достигается нагнетанием выражений, употребляемых в официальных документах, обилие распространенных предложений. В частности, отмечаются и трудности, испытываемые Маниловым, когда тот включается в общение в заданном Чичиковым стиле: как он напряженно подбирает слова, на ходу заменяя одно слово другим, кажущимся ему более точным и ученым (вместо «предприятия» — «негоция»). Делается вывод, что Чичиков удачно приспосабливается к характеру мышления Манилова, зная, что именно может произвести на него благоприятное впечатление.
В ином, разговорном, стиле ведется беседа с Коробочкой. Это крайне непринужденная речь, содержащая и фамильярные обращения «матушка» и «батюшка», поговорки («на все воля Божия»). В отдельных местах видна и некоторая грубоватость, эмоционально окрашенная лексика, замена существительных и прилагательных указательными местоимениями («да вот этих всех, что умерли»).
Выбор различных функциональных стилей в разных ситуациях свидетельствует об умении Чичикова понять психологию каждого из своих собеседников и использовать это понимание в своекорыстных целях.
Итак, за одно из исходных положений реализации межпредметных связей русского языка и литературы принимается следующее: знания и умения по функциональной стилистике, приобретенные при изучении русского языка, должны не только учитываться и закрепляться, но и совершенствоваться в процессе работы над литературными произведениями как в средних, так и в старших классах.
Характер взаимодействия учебных предметов с целью речевого развития учащихся показан в таблице (Приложение), из которой видно, как усвоение учащимися определенного функционального стиля способствует формированию умений создавать различные речевые произведения на занятиях по литературе.
Большое значение для совершенствования речевой деятельности учащихся имеет реализация межпредметных связей литературы и истории в процессе изучения курса на историко-литературной основе в девятом—одиннадцатом классах. В этот период речь учеников интенсивно обогащается философско-эстетической, исторической, литературоведческой лексикой, органически входящей в связные высказывания на историко-литературные темы.
Использую следующие методические приемы реализации этих межпредметных связей в аспекте речевого развития.
- Составление «словаря эпохи», его усвоение и использование в процессе изучения обзорных и монографических тем;
- Создание рассказа-информации об исторической дате и ее роли в художественном произведении;
- Подготовка исторического и литературного комментария к изучаемому художественному произведению как разновидность самостоятельной речевой деятельности учащихся;
- Воссоздание картин эпохи путем словесного рисования.
Возможны и другие приемы реализации межпредметных связей.
Составление «словаря эпохи» вооружает учащихся знанием характерных понятий, из которых складывается картина исторического периода, формирует умение пользоваться ими при изучении обзорной и монографической темы, способствует внедрению новой лексики в активный словарь, речевую практику учащихся. Составление такого словаря ведется по этапам.
Первый этап — анализ лексики статьи из учебника истории или фрагментов рекомендованной учителем исторической литературы, выделение новых, ключевых для данной эпохи понятий, распределение их по рубрикам типа «общественно-политическое движение», «философия», «наука», «искусство», «литература» и т.д., уточнение значений слов по словарям. При этом полезно сопоставлять значения того или иного слова в изучаемый исторический период и в наши дни (например, либерализм, демократия, консерватизм, нигилизм). Выполняя эту работу, старшеклассник должен уметь объяснить, почему выбранная им из исторической статьи лексика составляет словарь именно этой, а не какой-либо другой эпохи, то есть является лексикой ключевой.
Следующий этап — аналогичная работа с материалом лекции учителя по литературе и учебника. Учащиеся встречают уже знакомые им понятия, овладение которыми помогает им осмыслить особенности развития литературы и других видов искусства, обусловленность художественно-эстетической мысли общественно-политической обстановкой. Предварительная работа по составлению словаря способствует пониманию и наиболее полному восприятию обзорной темы. На этом этапе словарь учащихся обогащается, как правило, за счет лексики, характеризующей развитие эстетической мысли, художественной литературы.
Третий этап — самостоятельная подготовка по материалам словаря устного сообщения на тему «Духовная жизнь эпохи». Для подготовки его может быть использовано обучающее задание, содержащее не только вопросы, но и методические рекомендации.
- Вспомните основные общественно-политические события, повлиявшие на духовную жизнь общества в данную эпоху.
- Выделите основные проблемы, обсуждавшиеся тогда в русском обществе. Сосредоточьте внимание на тех проблемах, которые вам особенно интересны.
- Охарактеризуйте основных участников общественно-политической жизни, их позиции, философские, научные и литературные взгляды, социальное положение. Приведите примеры.
- Привлеките к характеристике духовной жизни эпохи выдержки из статей философов, публицистов, литературных критиков разных направлений. Оцените позиции спорящих сторон.
- Составьте план сообщения. Используйте при подготовке выступления составленный вами «Словарь эпохи».
Задание предполагает самостоятельность каждого ученика. Каждый находит свой собственный, наиболее интересный для него материал, «свой минимум», свои примеры. Сообщения будут значительно отличаться друг от друга, и прослушивание двух-трех выступлений поможет создать обобщающую картину духовной жизни эпохи. «Словарь эпохи» при подготовке устного сообщения является как бы тематическим стержнем, вокруг которого группируются размышления учащихся. В аспекте речевого развития у учеников формируются умения самостоятельно готовить устное высказывание, работать с источниками, пополнять свой лексический запас.
К составленному словарю полезно обращаться при изучении обзорных и монографических тем, при анализе художественных произведений. Словарь помогает учащимся, с одной стороны, глубже понять поставленные в художественном произведении проблемы, с другой — наиболее полно раскрыть содержание данной эпохи, то есть обогатить историческое знание.
Составление рассказа-информации об исторической дате помогает учащимся представить изображенные в данном произведении события общественной и частной жизни в контексте времени, объяснить их, а также особенности личности, мировоззрения, политических убеждений, поведения героев, живущих и действующих в то или иное время. Одновременно рассказ об исторической дате выступает как один из приемов раскрытия авторской позиции. Вместе с тем в рассказе о дате, созданной в процессе анализа художественного произведения, происходит наполнение этой даты конкретным содержанием эпохи, на фоне которой развивается действие романа, повести, драмы.
Пользуясь синхронистическими таблицами, подготовленными ранее к урокам по обзорной теме, учащиеся по заданию учителя составляют маленькие рассказы-информации, материал для которых собирается в определенной последовательности:
обращение к соответствующему разделу учебника истории или к другим историческим источникам;
отбор соответствующего материала из учебника литературы; привлечение отрывков из воспоминаний современников.
Как разновидность речевой деятельности учащихся на межпредметной основе возможна подготовка исторического и литературного комментариев к фрагментам художественных произведений. Если в девятом классе комментировать отраженные в произведении исторические реалии целесообразно самому учителю, который тем самым демонстрирует образец толкования текста, то в десятом-одиннадцатом классах следует привлекать самих учеников к подготовке справочного материала, учить их составлять комментарии к фрагментам текста.
Повышению заинтересованности учащихся может способствовать ролевая игра, рожденная речевой ситуацией «Комментируем текст». Создается творческая группа комментаторов, в которую входят «историк», «литературовед», «чтец» и «ведущий» или «корреспондент литературного журнала». Для комментирования избираются ключевые главы или эпизоды произведения. Творческая группа по рекомендации учителя знакомится с историческими и литературоведческими работами по теме. Чтец отбирает эпизоды и готовит их выразительное исполнение. В задачу «историка» входит объяснение исторических дат, событий, имен; вместе с «литературоведом» он пытается определить их роль в художественном тексте. «Литературовед» комментирует художественные приемы, способствующие выражению авторской позиции, обрисовке героев.
«Ведущий» с помощью справочных материалов заранее готовит вопросы и задает их, если считает, что комментарии даны неполно. Ему также вменяется в обязанность подготовить интересное начало игры, стимулирующее активность ее участников и слушателей. «Литературовед» и «историк» по-разному отвечают на одни и те же вопросы, могут спорить друг с другом.
Расскажу об игре, в которой комментировался пролог к поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Десятиклассники к тому времени основательно изучили крестьянскую реформу 1861 года на уроках истории, ознакомились с отношением к ней различных общественных направлений. Члены творческой группы, комментирующие пролог, отвечали наследующие вопросы «ведущего».
Историку. В какие годы происходит действие поэмы? Что означает понятие «временно обязанные» крестьяне?
Литературоведу. Какова роль пролога в поэме? Почему Некрасов предваряет поэму прологом? Почему он не называет точное время действия, а использует фольклорный зачин: «В каком году — рассчитывай»?
Историку и литературоведу. Почему автор избирает такие названия для деревень и местностей, как Горелово. Неелово, Пустопорожняя волость?
Особенное внимание обратили участники игры на использование Некрасовым фольклорных приемов: сказочного зачина, путешествия в поисках «счастливого человека».
Воссоздание картин эпохи путем словесного рисования развивает воображение учеников, позволяет им зримо представить эпоху и события, воспринять их не только разумом, но и чувствами.
Особенно эффективен прием словесного рисования исторических картин при изучении драматических произведений. Так, под нашим руководством на уроках по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» проводилась с помощью приема словесного рисования «заочная экскурсия» по дому Фамусова. Предполагалось, что обозрение дома Фамусова поможет учащимся постигнуть колорит эпохи, разобраться в важных деталях текста, а также увидеть в комедии наряду с чертами новаторскими традиционные черты классицизма.
Ученикам были предложены вопросы, привлекающие внимание к художественным деталям:
1. Какие элементы афиши, ремарок, цитат из текста помогают вам воссоздать дом Фамусова?
2. В каком архитектурном стиле, по-вашему, построен дом Фамусова? Каким вы представляете себе расположение комнат, как распределяются эти комнаты между обитателями дома?
- В каких помещениях происходит действие комедии?
Привожу пример ответов учащихся на эти вопросы.
«Дом управляющего в казенном месте Павла Афанасьевича Фамусова представляет собой барский особняк, построенный в стиле классицизма конца XVIII — начала XIX века. Это дом-усадьба с симметрично расположенными вокруг него службами, конюшнями, дворовыми избами и прочим необходимым строением. Характерный для классицизма фасад состоит из трех частей. В центре на цоколе размещается портик большого ордера с колоннами. Окна и балконные двери обрамлены малым ордером. В дом входишь через парадное крыльцо, попадаешь в парадные сени, откуда на второй этаж ведет большая лестница, разделяющая дом на две половины. К большой лестнице из «второго жилья» примыкают многие «побочные из антресолей», В центре второго этажа гостей встречают в гостиной зале. В ней же происходит бал. По бокам от парадной залы отходят две половины: мужская и женская. В каждой половине по маленькой гостиной и спальне. Симметричность в расположении комнат соблюдена и на первом этаже. С одной стороны — выход на крыльцо и швейцарская ложа, слева, на том же плане, комната Молчалина.
Интересно, что разным действиям персонажей отвечает и та обстановка, в которой они происходят. В комнатах Софьи — любовное свидание с Молча-линым, объяснения с Чацким, заигрывания Фамусова и Молчалина с Лизой, то есть все любовные свидания, объяснения, суета; на половине Фамусова звучат чисто мужские разговоры: споры по политическим вопросам с Чацким, прием Скалозуба и т.д. В парадной зале, которая находится в центре, встречают гостей, дают бал; в последнем действии при разъезде гостей под лестницей совершается развязка комедии». После заочной экскурсии, сопровождаемой показом иллюстраций, учащимся предлагается вопрос: «Что дала вам заочная экскурсия по дому Фамусова? Какие новые знания о комедии вы получили?»
Как правило, девятиклассники с интересом слушают словесное рисование дома Фамусова и говорят, что для них как бы ожили картины истории России (на уроках истории и русской литературы XVIII века они ознакомились с признаками классицизма в литературе и искусстве, узнали о развитии культуры России этого периода), что они сейчас поняли, что в «Горе от ума» есть традиционные черты, присущие драматическим произведениям классицизма. Некоторые ученики сделали для себя открытие относительно того, какую роль играет афиша в драматическом произведении, как афиша и ремарки помогают воссоздать обстановку, охарактеризовать действующих лиц, как надо внимательно читать текст пьесы, обращая внимание на авторские пояснения, заключенные в афише и ремарках.
Естественно, обозначенные аспекты межпредметных связей на уроках литературы далеко не исчерпывают проблемы в целом, однако представленный материал свидетельствует о том, что в распоряжении учителя-словесника имеются разнообразные формы, методы и приемы, способствующие реализации взаимодействия исторических, лингвистических и литературных знаний, которые служат развитию личности обучающихся. Реализация межпредметных связей побуждает учащихся к овладению универсальными учебными действиями.
|