Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока по русской словесности К.Г.Паустовского "Теплый хлеб" 5 класс

СКАЧАТЬ (62.5 Kb) 24.06.2014, 18:22
Лукьяненко Надежда Ивановна
учитель русского языка и литературы, Родниковская средняя школа
Эпиграф: «Доброта- бесценное человеческое
качество, без нее нельзя жить
и невозможна сама жизнь»
К.Г.Паустовский
Цель: ввести учащихся в неповторимый мир авторской сказки, помочь увидеть им глубину содержания, народную мудрость и мораль, активизировать познавательную деятельность учащихся, продолжать работу над теоретико-литературоведческими понятиями, научить видеть необычное в обычном, выразительность и красочность языка, проанализировать сравнения и эпитеты в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб »
Ожидаемый результат: Воспитание доброты, милосердия, чувства коллективизма и взаимовыручки, любви к труду.
развитие художественного восприятия через выразительное чтение, иллюстрирование, устное рисование (пробуждение эмоций на художественный текст), умения работать над развитием речевых навыков: чтения-понимания, говорения, выразительного чтения, разными видами пересказа.
Ключевые понятия: Понятие нравственности в произведении.

Организационный момент
Здороваемся по-русски (учащиеся стоят в кругу, по парам здороваются по – русски, обнявшись три раза )
Учитель организует тренинг, разделив учащихся на группы .
Тренинг «Жизнь научила меня ... Это классно...» (Каждый ученик по-очереди говорят: Жизнь научила меня быть добрым .(веселым, самостоятельным, отзывчивым и т.д ) Все отвечают: Это классно.. )
На учительском столе лежат стикеры 3-х цветов (красный , желтый, зеленый), каждый из учеников выбирает понравившийся цвет и определяет место посадки.
Ход урока
-Эпиграф нашего урока: «Доброта- бесценное человеческое качество, без нее нельзя жить и невозможна сама жизнь» К.Г.Паустовский
«Горячий стул» один учащийся выходит ,садится на стул и рассказывает о жизни и творчестве К. Г. Паустовского , остальные учащиеся задают ему вопросы , дополняют сведения .(Проверка домашнего задания )
Поощрение: три хлопка
Определение темы. Кроссворд: Двоеучащихся задают вопросы остальные разгадывают кроссворд, выделяя ключевые слова, тему урока определяют самостоятельно, осмысливают и осваивают информацию.
Все вопросы по горизонтали:1. Фамилия автора произведение которого мы будем анализировать (Паустовский)
2. Название деревни, где происходили события. (Бережки)
3. Как звали старика (Панкрат)
4. имя мальчика, главного героя произведения? (Филька)
5. Какой был Панкрат? (умный)
6. Масть коня (вороной)
7. Это есть у каждого на столе (хлеб)
8. Историю о ком рассказала бабка (о кавалеристе)
9.Кто приютил и вылечил коня ?(мельник0
10.Кто направил к мельнику Фильку? (бабка)
Поощрение учащимся подготовившим кроссворд: три хлопка
Ключевые слова ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ
Учитель рассказывает о создании произведения.
-Где происходят события? (В деревне Бережки)
-Что вы можете сказать о названии деревни ( Образовано от слов «беречь», оберегать»).Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.
-Продолжите ассоциативный ряд : ДОБРО – это …
Учащиеся подбирают ассоциативный ряд к слову ДОБРО (свет, солнце, любовь к близким, мама...)
«Взаимоопрос» учащиеся задают по 3 вопроса по произведению (работа впарах, взаимооценка)
- Назовите имена наших героев
«Корзина имен» учащиеся называют и на стикерах пушут имена героев произведения (Филька, Панкрат, бабка, дети, конь, сорока), прикрепляя их к корзинке.
Литературный диктант «ИСТИНА -ЛОЖЬ».Учащиеся в тетрадях отмечают истина (+) и ложь (-)
ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ
1. Какой масти был раненый конь? Вороной
2. Кто взял себе коня? Мельник
3. Какое прозвище имел Филька? Ну тебя
4. Что сделал Филька с куском хлеба после
того, как ударил коня? Кинул в снег
5. Что случилось в природе после этого? Метель и сильный мороз
6. Сколько лет назад был такой же мороз? Сто
7. От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? От злобы
8. Куда послала бабка Фильку в поисках совета? К Панкрату
9. Что посоветовал Фильке Панкрат? Изобрести спасение от стужи
10. Сколько времени дал Фильке Панкрат? Час с четвертью
11. Кто был свидетелем беседы Фильки и Панкрата? Сорока
12. Что придумал Филька? Продолбить лед на реке
13. Что сделали люди для своего спасения? Продолбили лед около мельницы
14. Какую роль сыграла в спасении людей сорока? Позвала теплый ветер
15. Что понес Филька раненому коню? Буханку свежего хлеба
16. Что конь сделал после того, как съел хлеб? Положил голову на плечо Фильке
17. Почему сердилась сорока? Ее никто не слушал
Взаимопроверка , взаимооценка.
Словарная работа : Вороной конь, скорый на работу, колючий мороз, неминучая смерть, лютый мороз, нашкодил
Каждая группа определяет лексическое значение слов, комментируя свой ответ., если учащиеся не справляются обращаются к русскому словарю С.И.Ожегова
1 группа: Вороной конь — конь черного цвета. Скорый на работу — быстро выполняющий свою работу.
2 группа: Колючий мороз — в сильный мороз щиплет щеки. Неминучая смерть — смерть, которую нельзя миновать, которая обязательно придет.
3 группа: Лютый мороз — очень сильный мороз. Нашкодил — нахулиганил, набезобразничал.
Поощрение: три хлопка
Работа в группах.
Группа №1Ромашка «Блума» .Учащиеся отвечают на вопросы , записывая ответы на лепесточках .
1. Простые вопросы: 1. Как называлась деревня где происходили события? 2. При каких обстоятельствах конь остался в деревне?
2.Уточняющие: Какую историю рассказала бабка .Правильно ли я поняла, что Филька обидел коня?
3.Интерпретационные: Что сделал Филька, чтобы заработала мельница? Что помогло ему справиться с заданием?
4.Творческие : Как бы вы поступили на месте Фильки? Стали бы вы помогать Фильке?
5. Оценочные: Изменился ли Филька в конце произведения? Почему все радовались примирению коня и Фильки?
6. Практические: Что происходит в природе , когда Филька покаялся? Найдите описание в учебнике.
Группа №2 Найти в тексте сравнения и эпитеты в тексте от слов: «Ночью он слез с печи» — до слов: «Бежать он уже не мог, а тяжело шел, загребая снег валенками»).
Эпитеты: воздух был синий, густой, страшный; в чистом небе; розовыми венцами; пустота — жгучая и такая ясная; черные ивы.
Сравнения: луна, убранная, как невеста; снег пел под ногами, будто артель веселых пильщиков пилила под корень березовую рощу за рекой; ветки их поблескивали, как стеклянные.
-Как меняется характер повествования в конце сказки? Какие эпитеты преобладают здесь?
Группа №3 Диаграмма «Венна» Определить жанр произведения, назвать реальные мотивы и сказочные.
Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.
Реальные мотивы
1. Война, раненый конь, голод, людская злоба, равнодушный озлобленный мальчик.
2.Инвалид, просящий подаяние.
3. Решение Фильки идти за помощью к людям.
4.Совместная работа, растопившая льды, возвращение к жизни мельницы и деревни.
Сказочные мотивы
1.Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека.
2.Рассказ бабки (легенда).
3.Сорока, летящая за помощью к тёплому ветру.
Общее: Мороз, ветер, стужа, люди.
Учащиеся создают групповые образные постеры, а затем так же, группами, защищают их.
Отвечают, делают вывод, обобщают. Каждая группа даёт свой обоснованный ответ на вопросы урока.
Взаимооценка.
-Вспомним пословицы и поговорки о хлебе. Каждая группа называет поговорки и пословицы о хлебе.
Хлеб – всему голова.
Хлеб-соль кушай , а добрых людей слушай.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеб – батюшка, водица – матушка.
Хлеб да вода молодецкая еда.
Хлеб в пути не тягость.
Взаимооценка
Графическая рефлексия: Учащиеся выражают свое мнение при помощи стикеров « ВАЗОЧКИ С ЦВЕТАМИ» понравился урок ВАЗОЧКА КРАСНАЯ , не понравился урок ВАЗОЧКА ЗЕЛЕНАЯ.
Заключительное слово учителя О чем заставляет задуматься сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?
- А какова же мораль сказки? (Человек ответственен за свои поступки, злое сердце – холодное сердце, от этого человек может даже умереть.)
Возвращение к эпиграфу: «Доброта- бесценное человеческое качество, без нее нельзя жить и невозможна сама жизнь» Согласны ли вы со словами автора? Отвечают на вопрос.
Домашняя работа: «Телеграмма» написать телеграмму одному из героев произведения, рассказав о том, что для вас означает слово ХЛЕБ.
Учащиеся заполняют оценочные листы, комментируя оценки.

Критерии оценивания
25- 19 баллов – «5»
20 – 15 баллов – «4»
14- 10 баллов – «3»

Ф.И.ученика «Взаимоопрос» Литературный Словарная Работа Пословицы Баллы Оценка
диктант работа в группах и поговорки
«ИСТИНА -ЛОЖЬ».

Использованная литература: Учебник «Русская словесность» 5 класс, статья произведения К.Г.Паустовского "Теплый хлеб", словарь русского языка С.И.Ожегова, Руководство для учителя (Handbook for Teacher), популярное пособие для родителей и педагогов, «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки» Ярославль «Академия развития» 1997г. С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке», Просвещение,2011г., учебно- методическое пособие Имжарова З.У 2010г. Актобе «Критическое мышление в образовательном процессе» , Девид Клаустер «Что такое критическое мышление».


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: nadezhda0608
Просмотров: 4538 | Загрузок: 213 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
А тема урока какая?

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог