Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока-обобщения по русскому языку в 6 классе "Словообразование"

СКАЧАТЬ (392.5 Kb) 23.12.2013, 18:15
Валиева Эльвира Дамировна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Джалильская СОШ№1 с углубленным изучением отдельных предметов"
Ход урока.
1. Актуализация. Число. Тема урока.
Цели урока во время путешествия в город Словообразование.
Въезд в город. Орфографическая работа.

Прикоснемся к тайне слова.
Наверное, каждый из вас, ребята, задумывался над происх...ждением слова "Казань”.
Предл...гаю экскурсию в тайну названия нашего гор...да. Самое известное объ...снение относит нас к слову "казан”. Сразу вспом...нается к...тел, который используется для приготовления пищи. А может быть, именем какого-нибудь т...тарского князя назван наш гор...д? В л…гендах упом... нается Казан-султан. Или "Казань” – сост...вное слово? Тогда Казань - это стр…на гусей. Много птицы в...дилось в р...чных зар...слях. Разные предпол...жения выдв...гают т…тарские ученые. Но будущие открытия принадл...жат вам, юные исследователи!

О чем данный текст? Раскрывает ли содержание текста его заглавие? Знаете ли вы, в честь кого назван ваш поселок?
Выпишите из текста слова 1.проверяемые ударением, 2.не проверяемые ударением, 3.чередующиеся.
Выпишите глаголы последних трех предложений и выделите их окончания. На какие грамматические признаки они указывают?
Какие знания вам пригодились ?
Схема СП.
1 остановка Способы образования слов (определи по примерам)
1. Суффиксальный. Быстро - быстрый , елка – ель.
2. Приставочный. Развеселый - веселый , переходить – ходить.
3. Приставочно-суффиксальный. Дорога-подорожник, напарник— пара.
4. Бессуффиксный. Узаконить— закон, зеленый – зелень.
5. Переходом из одной части речи в другую. Серый.
6. Сложение слов. Кафе - бар.
Сложение основ. Лесостепь.
Сложение начальной части слова со словом. Пол-арбуза.
Сложение начальных букв слов. МГУ.
Образование слов из словосочетаний. Древнерусский.
Каждый способ образования имеет свою специфику. Механизм каждого способа образования новых слов на примерах.
Так, при образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному слову, а не к основе. Специфика этого способа в том, что при образовании нового слова не происходит смены части речи. А при образовании слов суффиксальным способом суффикс прибавляется к основе, а не к целому слову, причем основа слова иногда видоизменяется (отсекается часть основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков).
Наиболее сложными способами образования являются приставочно-суффиксальный и бессуффиксный. При приставочно-суффиксальном к основе исходного слова одновременно присоединяются приставка и суффикс. (Но город пригород пригородный).
При бессуффиксном способе образования от исходного слова отбрасывается окончание либо отсекаются суффиксы.
2 остановка. У доски работает ученик,записывая ответы и обозначая орфограммы в словах.
Сложные слова.
1. Специалист по разведению садов. Садовод.
2. Локомотив с паровым двигателем. Паровоз.
3. Канал для выхода дыма из трубы.Дымоход.
4. Русская народная игра-пляска.Хоровод.
5. Лес, поваленный бурей.Бурелом.
6. Аппарат для помола кофе.Кофемолка.

3 остановка. Речевые ошибки.
1.Помещики бьют своих крестьян за провинение.
2. Наташе хотелось, чтобы все почувствовали очаровательство природы.
3.Ихняя любопытность всех спасла.
4.Он преклонник всего иностранного.
5.Своей упрямостью она добилась , чего хотела.

Непродуктивные суффиксы и приставки.
Приставки: па-, пра-, су-.
Суффиксы: -знь, -тяй, -ень,-л-. А некоторые слова изменили состав, даже утеряли корень.
¬^
Вынуть. (вынимать, иметь). Запишите. Или корень слился с суффиксом и приставкой. Взять.

Изменения в частях слов происходили из-за беглости гласных (ложь-лжи) и из-за чередований в корнях слов. Они возникли еще в древнерусском языке и действуют по сегодняшний день.

4 остановка. Чередование букв в корнях слов.

Многие чередования носят индивидуальный характер, то есть, характерны некоторым видам слов. Конечный - конец.
А если вдаваться в подробности исторической грамматики, то можно определить явление палатализации, по которой под влиянием гласных, смягчающих согласный, последние начинают чередоваться. Например, в слове рука к//ч (рученька) во время 1 палатализации, которое указывалось выше, к//ц во время 2 палатализации (руце), а по некоторым спорам ученых произошла и 3 палатализация, но ее факты отразились по-разному и в разных словах.. Чередования происходят и в суффиксах слов.


5 остановка. Части слова.
^ ¬
л вы
^
ец
^ ^
ость ^ щик

ышк
^
еват
и

В два столбика выпишите словоизменительные (формообразующие) и словообразующие части слова. Укажите какие грамматические признаки слова можно определить по данным его частям?

Разбери слово по составу. Как называется такой разбор? Знакомство с материалом учебника. Соблюдай порядок разбора.
Стекло. Работа у доски по вариантам.
1. Окончание.
2. Основа.
3. Суффикс(суффиксы).
4. Приставка(приставки).
5. Корень.
6 остановка. Родственные слова и разные формы одного и того же слова.
Летать, летный, летчик, перелет, прилететь, перелетать, летательный, перелетом, летчики.
Летчик, летчики.
Перелет, перелетом.
Летать, летный, летчик, перелет, прилетать, перелетать, летательный.
7 остановка. Словообразовательный разбор. Знакомство с материалом учебника.
Порядок действий при словообразовательном разборе.
1. Лексическое значение корня.
2. Выявить словообразующую часть.
3. Определить, от чего образована основа.

Как словообразовательную цепочку представляет «Словообразовательный словарь русского языка».
^
Летать летный

^
летчик


^
перелетать перелет (отсекается а)
^^
летательный

8 остановка. Тест.
1. С чем нельзя согласиться?
а) Грамматические формы одного и того же слова- это разновидности одного и того же слова, отличающиеся друг от друга грамматическими значениями.
б) при образовании слов от одного корня получаются слова с разным лексическим значением.
в) Слова, имеющие один и тот же корень, но разные лексические значения, являются однокоренными или родственными.
г) При изменении слов меняется их лексическое значение.
2. Одно из утверждений неверно.
а) Основой слова является часть слова без окончания.
б) Основу слова составляет корень, приставка и суффикс.
в) Приставка и суффикс служат для образования новых слов.
г) Корень- словообразовательная значимая часть слова
3. Выберите слова, в которых при образовании однокоренных слов наблюдается чередование звуков.
а) перец
б) стол
в) ожог
г) конец
д) голубой
4. Укажите пары, в которых чередование звуков наблюдается в корне.
а) азбука- азбучный
б) бедняга- бедняжка
в) баран- барашек
г) блюдце- блюдечко
д) графа- разграфлять

5. Выпишите слова с суффиксом, обозначающим действующее лицо.
а) включатель
б) грузчик
в) газетчик
г) градусник
д) заготовитель
е) мечтатель

Ключ к тесту.
1. г.
2. г.
3. а,в,г.
4. а,б,д.
5. б,в,д,е.

Оценки за тест.
«5»-5 -6 заданий
«4»-3-4 задания
«3»-2 задания
«2»-0-1 заданий

Д/З.1.Какая разница между разбором слова по составу и словообразовательным разбором? Дайте письменный ответ. Приведите примеры.
2.Составьте аналогичные шарады и загадки.
3.Чем отличаются однокоренные слова от синонимов по составу и по лексическому значению? Дайте письменный ответ. Определите тип речи вашей записи.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: damirovna1978
Просмотров: 3080 | Загрузок: 219 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
-1   Спам
Если Вы успели провести эту работу за 45 минут, то Вы большие молодцы! Очень насыщенный материал. Спасибо.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог