Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока по литературе 6 класс "Мораль сей басни такова"

13.11.2014, 14:38
Урядова Марина Павловна
учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ №8"ОЦ"г. Новокуйбышевска
Конспект

Урок литературы в 6 классе.
«Мораль сей басни такова…»
(по басенному творчеству И.А.Крылова).

Цели урока:


обучающая:
• расширить представление о И.А.Крылове как баснописце;
• закрепить знания об основных признаках басни, способствовать развитию понятия «аллегория»;
• формировать навык выразительного чтения, монологической речи (устной и письменной);

развивающая:
• развивать творческие способности учащихся;
• определять основную мысль и идейное содержание басни, показать обобщающий смысл;
• развивать навыки осмысленного чтения;

воспитывающая:
• формировать устойчивый интерес к творчеству И.А.Крылова;
• воспитывать принципы нравственного поведения учащихся;
• способствовать воспитанию любви к Отечеству, желания изучать произведения художественной литературы.

Оформление и оборудование:
портрет баснописца И.А.Крылова;
иллюстрации к басням художников Е.Рачева, А.Канделаки;
выставка рисунков учащихся к басням И.А.Крылова,
ПК,
фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» В 2-х частях. Под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина.

На доске записи: «Его басни переживут века…» К.Батюшков;
«Книга мудрости самого народа…» Н.В.Гоголь;
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А.Крылов.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Наш урок литературы посвящен басенному творчеству И.А.Крылова, известного писателя 19 века.
Мы продолжим разговор об особенностях басенного жанра, выясним, что способствовало широчайшей популярности басен, почитаем выразительно произведения И.А.Крылова и проведем игру-викторину «Знаешь ли ты басни И.А.Крылова?»
Наш урок называется «Мораль сей басни такова…», а эпиграфом взяты высказывания К.Батюшкова, Н.Гоголя, современников И.А.Крылова, и самого баснописца.
К уроку подготовлена выставка лучших рисунков к басням. Это работы следующих учеников: (перечисляются фамилии и имена учащихся).
В этом году исполнилось 240 лет со дня рождения И.А.Крылова, одного из крупнейших писателей 19 века. Великого баснописца «дедушку Крылова», так любовно называет его народ, по сей день чтут и уважают. Его басни не устарели, они учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.
О детстве И.А.Крылова, о его становлении как баснописца расскажут….

2. Сообщение учеников о детстве и юности И.Крылова, о его басенном творчестве.

И.А.Крылов родился в1769 году в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну в наследство он оставил солдатский сундучок с книгами. Мать И.А.Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Мать ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить в одном из казенных учреждений «подканцеляристом». Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.
Будущий баснописец не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему не даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным.
Крылов написал 205 басен. Он любил Родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, привычки, навыки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка. Из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пестрою толпою, прислушивался с жадностью к речам простолюдин…»
По определению Н.В.Гоголя, басни Крылова – «книга мудрости самого народа». В.Г.Белинский высоко ценил творчество Крылова, говорил, что его будет читать весь русский народ. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.
Иногда задумываешься: а что, если бы в баснях речь шла только о животных? Что, если бы персонажи и «мыслили» по-звериному? Или, напротив, действовали бы в них только люди? Пожалуй, все бы и пропало. Ведь душа крыловской басни в этом «органическом синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном».

.
3. Проверка домашнего задания.

Басни И.Крылова о них много говорили. Они сразу понравились читателям: и торговцам, и солдатам, и слугам, и чиновникам, и детям. Но многих удивляло странное имя, которым были подписаны произведения- «Нави Ворлык». Но вы, если прочтете это имя справа налево, сразу все поймете.
Популярность басен И.Крылова была огромна уже при жизни поэта.

Беседа по вопросам домашнего задания:

• Как вы думаете, в чем причина столь широкой популярности басен И.Крылова?
• Почему именно басня стала любимым художественным жанром И.Крылова?
• Что такое басня? Перечислите основные признаки басни.
• Кто чаще выступает героями басен и почему?

Физкультурная пауза.

4. Изучение нового материала.
• Прослушивание записи басни «Ларчик» в исполнении Алексея Колгана.

• Работа над содержанием басни.
О.чем эта басня? Над чем смеется автор?

5. Выступление учащихся ( заранее подготовлены выступления)

Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать. Вспомним некоторые басни И.Крылова, и, может быть, в героях басни вы узнаете своих знакомых, приятелей, одноклассников. И… засмеетесь. А, может, обнаружите там и себя. Загрустите и задумаетесь…

Инсценировка басен: «Демьянова уха», «Слон и Моська», «Зеркало и Обезьяна»,
«Мартышка и очки».

Понравилось ли вам выступление одноклассников?

6. Обобщение изученного.
Какие басни вы прочитали?
Чему учат эти басни?
Как вы понимаете мораль прочитанных басен?

7. Викторина по басням И.Крылова.
Из каких басен взяты эти строки:

• Да только воз и ныне там…(«Лебедь, Щука и Рак»),

• Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей! («Стрекоза и Муравей»)

• А, вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. («Квартет»)

• Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмет,
• То их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак. («Мартышка и очки»)

• У сильного всегда бессильный виноват…(«Волк и Ягненок»)

• Голубушка! Как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать так, право, сказки! (Ворона и Лисица»)

К кому обращены эти слова:

• Спой, светик, не стыдись,
Что ежели, сестрица, при красоте такой
И петь ты мастерица,
Да ты б у нас была б Царь- птица! (к Вороне)

• Смотри-ка, -говорит,- кум милый мой!
Что там за рожа? (к Медведю)
• Соседка, перестань срамиться! (к Моське)

• Соседушка, я сыт по горло…(к Демьяну)

• Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище! (к Соловью)

8. Заключительное слово учителя.

Сегодня, ребята, вы были и артистами, и критиками, и иллюстраторами, и знатоками басен И.А.Крылова, произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам Крылов. Читайте басни и набирайтесь мудрости!

9. Подведение итогов и комментирование оценок учащихся за урок.
Домашнее задание: вопрос 3 на странице 44 (устно).

Список использованной литературы

1 Учебник « Литература. 6 класс» в 2-х частях по редакцией В.Я. Коровиной . М.: «Издательство «Просвещение», 2012 2.Предметные недели в школе .Русский язык и литература. Составитель Л.И. Косивцова . Волгоград: Учитель,200 3.Нетрадиционные уроки «Русский язык» 5-6 класс. Автор –составитель Н.О. Крамаренко, Волгоград: Учитель,2004
4. Иллюстрации к басням художников Е.Рачева, А.Канделаки (источник заимствования неизвестен)


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: 562875
Просмотров: 5320 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Марина Павловна, ознакомилась с Вашим конспектом. Все цели достигнуты. Знакомство с биографическими данными великого баснописца, чтение басен, беседа по содержанию басни, инсценировка басен, викторина - все это повысит интерес учащихся к басенному жанру и к творчеству Крылова.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог