Цель: Знакомство с новым правилом
Задачи:
1 Осознать новое (пользуясь ранее изученным)
2. Помочь правильно применять полученные знания ( алгоритм действий)
3. Тренировать грамотное письмо
4. Вырабатывать тактику применения ранее полученных знаний на письме и в устной речи.
5. Поощрять внимание и стремление к обучению.
Ход урока.
Приветственное слово учителя ( улыбающееся, « Открытое» лицо, доброе расположение духа, настрой коллектива на серьезную работу). Ребята, сегодня мы изучим новую тему:
« Правописание тся и –тся в глаголах». Прежде, чем начать, «соберемся», сосредоточимся…
Закройте глаза, представьте красивое существо ( животное, рыбку, птичку…), на которое мог бы быть похожим « Глагол». Ученики закрывают глаза и 30 секунд сидят в тишине. Открывайте глазки, и поделитесь впечатлениями о ваших мифических героях. Обсудим их. Обязательно поясните, почему вам представилось именно это существо?
Ребята объясняют. Волкохот- волк ( охотник), он (что делает?) сердится, охотится, злится, скалится…
Феяба – фея ( бабочка),( что делает?) кружится, улыбается, светится.. Тигроласик- ( ласковый тигренок), фыркает, ёжится, спит, ласкается… Незнаха ( Незнайка), убегает, ленится, изворачивается, лукавит, ссорится…
Молодцы, ребята! А вы обратили внимание на то, сколько глаголов, характеризующего содержанияможно подобрать к любому существу? (будь то сказочный герой или животное, птица, рыба)
Глагол-часть речи , которая очень важна и нужна. С помощью этой части, грамотный шестиклассник без труда опишет действия любого предмета или живого существа.
Вспоминаем правило о глаголе, перечисляем его признаки, чем является в предложении и каким образом оформляется при разборе.
У глагола много признаков, по которым мы опознаем его. Поэтому, нам надо пополнить знания об изучаемой сегодня части речи, чтобы никогда не ошибаться в написании.
На разных частях доски записаны вопросы: Что делать? Что сделать? Что будет делать? Что делает? Что сделает?
Учитель спрашивает у класса: « Как вы думаете, что объединяет все эти вопросы? Ребята отвечают: « Их объединяет общая часть речи, к которой эти вопросы можно задать-ГЛАГОЛ.
Теперь попробуем понять: « Чем эти вопросы отличны друг ( кроме того, что они записаны на разных досках?). Ребята отвечают: « Наличие мягкого знака».
Молодцы! Вы правы!
Далее работа в группах. Каждой группе дана карточка с предложениями, в них присутствуют глаголы с пропущенными орфограммами. Необходимо обнаружить орфограмму, попытаться коллективно применить правило, обсудить полученный результат.
Примеры предложений:
Мальчик отправился купаться.
Девочка наряжается к празднику.
Капризная лошадка лягается
Все дети любят веселиться.
Обсуждение:
Что, ребята, вы делали для того, чтобы постараться применить правило?
Верно, задавали вопрос глаголу. Если в вопросе присутствует мягкий знак, то и в глаголе вы тоже напишете мягкий знак. Соответственно, если в вопросе нет мягкого знака, то в глаголе его писать не нужно!
Работа у доски и индивидуально в тетради. Задание: придумать и записать по три предложения, в которых будут присутствовать глаголы как с мягким знаком, так и без него.
Рефлексия: что нового вы узнали на уроке? Помогли ли вам в усвоении нового материала, знакомые ранее данные?Подведение итогов.
Обычно, я применяю на этом этапе урока коллективное проговаривание самого важного –а точнее, правила!!!
Домашнее задание: подготовить рассказ на тему: «Для чего нужны вопросы Что делать и Что делает?»
|