Сегодня: 24.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока "Современный русский язык и его стили" 9 класс

СКАЧАТЬ (21.2 Kb) 22.12.2013, 19:51
Какарова Анна Петровна
учитель русского языка, МКОУ СОШ с.Тиинск Мелекесского района Ульяновской области
Конспект урока: « Современный русский язык и его стили» 9 класс.
Цели: - продолжить работу по культуре речи, развитие коммуникативных
умений учащихся;
- формирование умения анализировать текст, определять языковые средства, публично выступать;
- воспитание здорового образа жизни на основе предложенных текстов.
1. Начало урока: введение, «разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную разминку:
Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, подумать, о чем пойдет речь на уроке, определить цели.
Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н.Толстой.
Запись в тетрадях:
Стилистика – раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.
2. Контрольно-подготовительный этап: «Согласен – не согласен».
Работа проходит в форме диалога: ученики обращаются с тезисами друг к другу или к учителю.
- Я утверждаю, что можно выражать свои мысли не соблюдая норм литературного языка.
- Не согласен. Твоя речь будет неправильной, появятся стилистические недочеты.
- Утверждаю, необязательно использовать в том или ином стиле присущие ему языковые средства.
- Не согласен. Неумение употреблять языковые средства в соответствии с требованиями стиля приводит к стилистическим ошибкам.
Составление схемы в тетрадях:(выбрать правильный вариант)
Стили русского литературного языка

СТИЛЬ СФЕРА ОБЩЕНИЯ
Разговорный Словесно-художественное творчество
Официально-деловой Агитационно-массовая деятельность
Общение людей в быту Публицистический
Научный Общение граждан с учреждениями
Художественный Научная деятельность

3. «Сотворчество» ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.
Класс делится на группы, предлагается ситуация выбора – конверты с текстами. Каждая группа выполняет предложенные задания. По окончании определенного времени (10,15 минут) выступают представители от группы по каждому заданию. Участники других групп могут задавать уточняющие вопросы по прочитанному тексту, выполненным заданиям. Группа анализирует свою работу и выставляет сама себе оценку - как справилась с заданием: на «отлично», на «хорошо» или «удовлетворительно» по каждому предложенному заданию. Учитель тоже оценивает работу каждой группы.

Задания Оценка о выполнении
группа учитель
1. Прочитать текст, определить стиль речи.
2. Охарактеризовать цель общения, форму реализации этого стиля.
3. Определить языковые средства, присущие данному стилю.
4. Выразить участникам группы свое мнение по прочитанному тексту.

Тексты для анализа:
№1. (Текст разговорного стиля).
Фрагмент из сказки А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».
…На следующей планете обретался забулдыга. Маленький принц пробыл у него совсем недолго, но и этого времени ему хватило, чтобы проникнуться чувством глубокого омерзения.
- Чем это вы тут занимаетесь? – спросил он пьяницу, которого застал молча сидящим перед грудой пустых бутылок и батареей полных.
- Я пьянствую, - удрученно ответил пьяница.
- Зачем же пьянствовать? – сердито спросил Маленький принц.
- Чтобы забыться, - отвечал пьяница.
- А что вы хотите забыть? – полюбопытствовал Маленький принц, которому стало жаль пьяницу.
- Забыть, что мне стыдно, - доверчиво сообщил ему тот и понурил голову.
- Чего же вы стыдитесь? – не унимался Маленький принц, снедаемый желанием как-то помочь пьянице.
- Я стыжусь своего пьянства! – отрезал он и погрузился в молчание.
А озадаченный Маленький принц опять пустился в путь, сказав себе: «Да, эти взрослые действительно очень, очень странные…»

№2.(Текст официально-делового стиля).
Постановление-квитанция 73 АМ 736556
О наложении административного штрафа
«22» 09 2008г.
ИДПО ГИБДД ОВД по МО «Мелекеский район» капитан милиции
Ларин Евгений Семенович_____________________________________
Рассмотрев обстоятельства совершения административного нарушения____________
Биктулов Владимир Петрович__________________________________
07.03.90. Мелекесский район с.Тиинск ул.Полевая д.38 студент машиностроительного техникума
Установил, что 22.09.08г. 12.00 Димитровград –Тиинск управлял автомобилем ВАЗ 21074 г\н С185НП73 превысил скорость движения на 13 км\час двигался 53 км\час
т.е. совершил действия, квалифицируемые по части 1 статьи(е) 829 КоАП РФ. С соблюдением требований стст. 28.6 и 32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановил наложить административный штраф в размере 100 (сто) рублей
Порядок и сроки обжалования постановления по делу, предусмотренные ст.ст.30.1, 30.2, 30.3 КоАП РФ, мне разъяснены________________________
(Подпись)
Положения ст.32.2 КоАП РФ, предусматривающие уплату штрафа не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу и направление копии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, в течение 30 дней со дня уплаты, мне разъяснены_______________________
(Подпись)

№3.(Текст публицистического стиля).
Обращение к молодежи.
Почему не поднимаете вы голоса против безумия, грозящего окутать мир облаком отравы? Каждый миг под косою смерти умирает где-нибудь человек, продолжительность жизни у наркоманов укорачивается в среднем на 20-30 лет! Наркомания – белая туча, грозящая нам. Тот, кто употребляет наркотики, тот уже не человек. Для него весь белый свет действительно только белый, как наркотик. Больно видеть их серые лица, старые, тёмные. Нам страшно, если кто-то из нас или наших друзей станет наркоманом. Мир должен быть ярким и цветным! Если ты оказался в сомнительной компании и тебе предложили уколоться для кайфа, - прояви самостоятельность и волю – ОТКАЖИСЬ! У тебя должна быть твердая жизненная установка – НИКОГДА, ни при каких обстоятельствах токсиканты и наркотики НЕ ПРОБОВАТЬ!

№4. (Текст научного стиля).
Отрывок из медицинской статьи о вреде алкоголя.
Алкоголь является специфическим нервным ядом. Он поражает прежде всего головной мозг, что объясняется способностью спиртов растворять жиры, которыми так богата ткань головного мозга. Установлена прямая зависимость между концентрацией алкоголя в крови и степенью поражения мозга. При легкой степени опьянения возникает состояние расслабления и успокоения, снимается напряжение. При несколько большей концентрации алкоголя в крови блокируется кора головного мозга и в особенности центры внимания и самоконтроля. У человека наблюдается возбуждение, он становится болтливым и чрезмерно оживленным, утрачивает контроль над своими поступками, правильную ориентировку в окружающей обстановке. Эйфория усиливается по мере увеличения концентрации в крови уксусного альдегида, первичного продукта окисления алкоголя в организме, обладающего специфической токсичностью по отношению к нервным клеткам. Исчезает чувство страха, переоцениваются собственные возможности, что толкает людей на рискованные поступки.

№5. (Текст художественного стиля).
Фрагмент из рассказа М.А.Булгакова «Морфий».
…Нет, я, заболевший этой ужасной болезнью, предупреждаю врачей…Смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или на два лишите его морфия. Воздух не сытный, его глотать нельзя…в теле нет клеточки, которая бы не жаждала…Чего? Этого нельзя ни определить, ни объяснить. Словом, человека нет. Он выключен. Движется, тоскует, страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чем не мыслит, кроме морфия. Морфия! Смерть от жажды – райская, блаженная смерть по сравнению с жаждой морфия. Так заживо погребенный, вероятно, ловит последние ничтожные пузырьки воздуха в гробу и раздирает кожу на груди ногтями. Так еретик на костре стонет и шевелится, когда первые языки пламени лижут его ноги…
Смерть – сухая, медленная смерть…Больше не могу…Позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь. Такую – нет, нельзя. Погубил я только себя.

4.Рефлексия: осмысление результатов работы. Какой единой темой объединены тексты, предложенные для анализа? Какие чувства возникли в ходе работы? Нужны ли школьные уроки здоровья?
Учащимся предлагается закончить фразы по своему усмотрению.
«Твой выбор»
- Пить пиво______________________________________________________
- Заниматься спортом_____________________________________________
- Общаться с друзьями____________________________________________
- Покупать пиво__________________________________________________
- Кататься на велосипеде_________________________________________
- Ходить в кино__________________________________________________
- Быть пьяным___________________________________________________
- Купаться в речке_______________________________________________
- Плохо выглядеть________________________________________________
- Болеть алкоголизмом____________________________________________
- Читать книги___________________________________________________
В заключении зачитывается высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачева, ученого-филолога, истинного российского интеллигента:
«Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому ученому, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и дает легкость стиля.»
- Я желаю вам легкости стиля, здоровья и активной жизненной позиции!
Литература:
А.Сент-Экзюпери «Маленький принц», М.А.Булгакова «Морфий», Д.С.Лихачев «Письма о добром и главном».


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Anya
Просмотров: 5237 | Загрузок: 360 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
2 Анна   (26.12.2013 07:57) [Материал]
Спасибо за комментарий.Да,конечно, можно усложнить....Пробуйте на уроках...Удачи...

Большая работа предполагается на уроке. Молодцы. Спасибо. Может быть, чуть усложнить последнее задание? Попросить продолжить фразы в разном стиле?

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог