Русский характер: Терпимость или презрение к другим народам
(по рассказу Владимира Маканина “Кавказский пленный” и повести Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая”)
11 класс, заключительный урок по теме:
«Новые тенденции в русской литературе»
«Разве нельзя сделать,
чтобы никто никому не мешал,
а все люди были живыми…»
А. Приставкин
Я думал: «Жалкий человек!
Чего он хочет!.. Небо ясно,
Под небом места хватит всем,
Один враждует он – зачем?
М. Ю. Лермонтов
Цель урока:
-познакомить учащихся с художественным своеобразием прозы Владимира Маканина;
-способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельной работы с художественным текстом;
-развитие критического мышления;
- воспитывать уважительное отношение к людям других национальностей, чувство патриотизма и активную жизненную позицию.
Задачи:
- формировать умения учащихся отбирать нужный материал, сравнивать и сопоставлять образы разных литературных персонажей;
- содействовать дальнейшему совершенствованию навыков грамотной устной и письменной речи.
Организационный этап
Учитель проверяет присутствующих, готовность учащихся к уроку
Стадия вызова
Цель:
- стимулировать познавательную деятельность учащихся, заставить задуматься над проблемой, активизировать имеющиеся знания по теме, мотивировать к дальнейшей работе.
Приёмы:
- беседа;
- дискуссия;
-создание проблемной ситуации.
Слово учителя
На сегодняшнем уроке мы с вами продолжаем разговор о проблеме смысла жизни, духовной активности человека, подлинных нравственных ценностях.
О чем сегодня пойдет речь, вы, я думаю, догадаетесь сами, если сосредоточитесь и внимательно послушаете.
(Просмотр фрагмента передачи «Прямая речь» с журналистом и телеведущим Максимом Шевченко.)
Учащиеся под руководством учителя пробуют сформулировать тему урока.
Учитель записывает на доске тему урока и эпиграф: « Русский характер: терпимость или презрение к другим народам?» (по рассказу Владимира Маканина “Кавказский пленный” и повести А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”)
Обсуждение выбора эпиграфа.
Учитель: организует дискуссию (осмысление темы урока).
Прежде чем мы с вами окунёмся в размышления над событиями в произведениях В.Маканина и А.Приставкина, давайте задумаемся.
Задает вопросы
- Что отличает нас, русских, от других наций?
- Какие черты характера в большей степени присуще русским?
- Всякий раз, когда хотят в чём-либо уличить или обличить русских, говорят, среди прочих негативных черт, о нелюбви и неприятии ко всему иностранному, презрении ко всему чужеродному и чужестранному. Так ли это? Или это является национальной чертой? Попытаемся ответить на этот вопрос.
Учащиеся: дают ответы на вопросы. Участвуют в дискуссии.
Учитель (подводит итоги дискуссии):
- Видите, сколько точек зрения, сколько противоречивых мыслей. А всё дело в том, что вопрос, над которым мы с вами задумались сейчас, можно смело отнести к числу тех самых важных вопросов, над которыми думали писатели разных эпох.
- Наша задача сегодня на уроке – попробовать найти ответ на этот вопрос, проанализировав поведение героев; определить взгляд писателя на эту проблему и попробовать сформировать свой собственный.
- В названии темы урока есть слово «терпимость». Какое слово сейчас употребляется чаще?
Назовите противоположное ему по значению.
Учащиеся: (Отвечают на вопросы учителя. Записывают в тетрадь):
Толерантность – терпение, терпимость, понимание, способность проникаться и понимать других людей. Дружелюбие, спокойствие, адекватное восприятие.
Основными видами толерантности является политическая, религиозная, социальная.
Ксенофобия – страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей.
Стадия осмысления (исследовательский, поисковый этап)
Цель:
- поддержать активность, интерес к поднятой проблеме; постепенное движение от «старого» знания к «новому».
Метод:
анализирующе-интепретирующий.
Приёмы:
- аналитическая беседа,
- микродиспут,
- проблемный вопрос,
- работа с текстом (групповая, индивидуальная),
- сравнение и сопоставление,
- ведение записей.
Учитель: Актуализирует имеющиеся у учащихся знания о пейзаже, монологе, детали как единиц системы художественного изображения, расширяет круг этих знаний. Организует групповую работу по анализу эпизодов.
- Итак, обратимся же непосредственно к рассказу Владимира Маканина «Кавказский пленный» и повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Работать мы будем сначала в группах, а затем сообща оформим записи.
Учитель делит класс на 4 группы, раздает задания для каждой группы.
1 и 2 группа анализирует ключевые эпизоды повести А. Приставкина (Приложение 1),
3 и 4 группа – В.Маканина (Приложение 2)
Каждая группа получает листы с эпизодами и вопросами к ним. Отвечают на вопросы, ведут записи. Работают сначала индивидуально, затем сообща подводят итоги в каждой группе. Выбирают человека, который расскажет аудитории о проделанной работе.
Задания для 1 и 2 группы
«Детдом»
1. Как складывается жизнь Кузьмёнышей в детском доме?
2. С какой целью повествование ведется от первого лица? Какую мысль пытается донести писатель?
« Странный эшелон»
1.Что вы знаете о переселении кавказских народов?
2.Как автор показывает навязывание вражды между русским и чеченским народом?
3. Что хотел сказать автор: «Мы были связаны одной судьбой…»
«Гибель Сашки»
1.Фрагмент открывает описание природы. Как называется подобный вид описания в художественном произведении? Какова его роль?
2. С каким эпизодом рассказа В. Маканина «Кавказский пленный» перекликается приведенный фрагмент? В чём их различие?
«Монолог Кольки»
1. В каких произведениях русской классики ставятся проблемы, близкие теме приведенного эпизода.
2. Что можно сказать о языке писателя?
«Алхузур»
1. Случайность ли, что из беспамятства Кольку возвращает чеченский мальчик Алхузур ?
2. Колька и Алхузур – жертвы нелепой национальной вражды. Проведите параллель с сегодняшним временем.
Задания для 3 и 4 группы
«Операция по разоружению»
1.Каковы особенности изображения войны В. Маканиным?
2.Рассказ опубликован за два месяца до начала первой чеченской войны. Сбылись ли его пророчества?
«Смерть чеченца»
1.Время в рассказе как бы исчерпывает своё назначение и заменяется временем, которое повторяется, и в нём проявляются черты настоящего. Маленькие временные отрезки становятся более длинными. Какую задачу решает этим автор?
2.Соглашается или опровергает автор известную фразу Ф. М. Достоевского «Красота спасёт мир»? Докажите это.
«Сон Рубахина»
1. Что несёт война молодым солдатам, таким как Рубахин и Вовка-стрелок?
2. Почему В. Маканин изменил традиционное название пленник на пленный?
Стадия рефлексии
Цель:
- вернуть учащихся к первоначальным предположениям, мыслям;
- решение проблемной ситуации, заданной в начале урока.
Приемы:
- аналитическая беседа,
- познавательная задача,
- сопоставление и сравнение эпизодов произведений.
Учитель:
- Какая из точек зрения для вас более приемлема? Аргументируйте свою позицию. Проанализируйте слова эпиграфа к уроку.
-Напишите сочинение-рассуждение «Русский характер: терпимость или презрение к другим народам?»
(Просмотр фрагментов из кинофильмов «Пленный», «Ночевала тучка золотая»)
Учащиеся: Участвуют в обсуждении. Высказывают мысли, аргументируя свою позицию письменно.
Учитель: Подводит итоги урока, выставляет отметки, даёт задание на дом
Учащиеся: По желанию зачитывают собственные сочинения.
|