Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Конспект урока литературы "Мы-недоросли?" Актуальность пьесы Д.Фонвизина "Недоросль" 9 класс

СКАЧАТЬ (34.2 Kb) 12.12.2014, 22:44
Босько Татьяна Юрьевна
учитель русского языка и литературы, Гвардейская ОШ №1
Литература 9 класс
Босько Т.Ю., учитель русского языка и литературы Гвардейской общеобразовательной школы №1,
Симферопольский р-н

«Мы – недоросли?» Актуальность пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Цели: провести сравнительный анализ проблем, поднятых в пьесе, с современными;
формировать навыки анализа художественного произведения;
развивать устную речь;
рассмотреть и проанализировать собственные нравственные поступки, отношение к учебе, к родителям, окружающим;
способствовать выработке собственных взглядов, суждений, оценок;
развивать нравственные качества (уважение к старшим, ответственность, умение признавать свои ошибки, толерантность)

Тип урока - урок обобщения изученного материала
Форма -ток-шоу
Оборудование: портрет Д.И.Фонвизина, иллюстрации к пьесе «Недоросль», фотографии учащихся класса – на доске; пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль»; бланки для анкетирования; плакат с результатами анкетирования (в таблицу внесены результаты опроса учащихся 11 класса, проведенные ранее; последняя часть таблицы заполняется в ходе урока); повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»; «Словарь русского языка» С.И.Ожегова; ксерокопии статей, в которых использованы слова «недоросль» и «Митрофанушка»; реквизит для сценки «Нежданный гость»; микрофон;
парты в кабинете расставлены V-образно.
Действующие лица: Ведущий (учитель или ученик), «Фонвизин» (сидит за отдельным столом перед зрителями на фоне портрета Фонвизина, иллюстраций к пьесе «Недоросль»); Читатель, Языковед, Социолог, Актеры (3-4) – находятся среди зрителей.

Ход мероприятия:

Ведущий: Мы познакомились с пьесой Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Вы смеялись над незадачливым героем, который в 16 лет ничего не знает. Возмущались, глядя на его поведение: он груб, хитер. И никто из вас ничего не сказал в защиту недоросля Митрофанушки. А на много ли отличается этот подросток от вас?
-(вопрос к зрителям) Хотели бы вы, чтоб так называли вас? Почему? (на вопрос отвечает зритель, у которого в руках оказывается микрофон)
- А нет ли среди вас подростков, которых можно назвать недорослями?
- Можно ли это слово применять к современным молодым людям?
-Насколько актуальны проблемы, поднятые в пьесе, сегодня? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Читатель: Зритель познакомился с пьесой Фонвизина «Недоросль» в 1782 году. Все оценили неприглядность недоросля, сатирическую направленность образа. Но само слово еще долгие годы не меняло своего значения.

Ведущий:(вопрос к зрителям) А как вы понимаете слово «недоросль»? (Обобщая сказанное, на доске записываются слова: неуч, невежа).

Фонвизин: Одна из проблем, поднятых в моей пьесе,- воспитание подрастающего поколения. Над персонажами смеялись во время спектакля, но после просмотра пьесы задумывались: а не похожи ли мы на Митрофана и его родителей?

Читатель: Еще много лет после выхода пьесы слово «недоросль» означало подростка, несовершеннолетнего. Петр Гринев, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», говорит о себе: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Не вспоминал ли создатель повести Д.И. Фонвизина и его Митрофана, когда рассказывал о том, как «кончилось воспитание» Петруши после очередного «упражнения в географии»?
«Мусье давал мне свой урок. Батюшка пошел в мою комнату. В это время Бопре спал на кровати сном невинности. Я был занят делом. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириной и добротою бумаги. Я решился сделать из нее змея и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу. Батюшка вошел в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дернул меня за ухо, потом подбежал к Бопре, разбудил его очень неосторожно и стал осыпать укоризнами. Семь бед, один ответ. Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал его со двора».
Повесть «Капитанская дочка» вышла в свет в 1836 году, то есть через 50 лет после пьесы Фовизина. Но слово «недоросль» в характеристике персонажа не превращает Петра Гринева в «глуповатого и простоватого юношу-недоучку». В его описании нет иронии или сарказма. Только улыбку вызывает повествование о его «уроках».

Языковед:Пройдя через 2 столетия, слово «недоросль» не стало архаизмом, свидетелем истории, а получило новое семантическое значение. Еще в «Толковом словаре великорусского живого языка» В.И.Даля(1866г) слово «недоросль» имеет одно значение: не достигший полных лет, обычно 21 года; невзрослый, не вошедший во все года, в полный возраст, невозмужалый; ныне малоупотребимо и заменено тяжелым словом: несовершеннолетний.
Но дальнейшая судьба слова не подтверждает характеристику языковеда: из «малоупотребимого» оно превратилось в общеупотребительное, приобретя новые оттенки значения.
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой дает уже два значения слова «недоросль» («1.В России XVIII в.: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу.2. перен.глуповатый юноша-недоучка(разг.ирон.) Издание поясняет и значение имени недоросля, Митрофанушки: «(разг.) великовозрастный неуч [по имени героя комедии Фонвизина «Недоросль»].
Таким образом, словари зафиксировали и появление синонима у слова «недоросль». Конечно, это заслуга Д.И.Фонвизина.

Социолог: Чтобы выяснить, насколько вы отличаетесь от неуча Митрофана, предлагаем вам анкету, на вопросы которой отвечали молодые люди из России, Украины, Великобритании, Америки, ученики 11 класса нашей школы.
1 Солнце вращается вокруг Земли или Земля вокруг Солнца?
2 Кто появился раньше: люди или динозавры?
3 Изменялись ли люди в процессе эволюции или всегда выглядели так, как сейчас?
4 За какой период времени Земля совершает оборот вокруг Солнца?
5 Кто производит кислород?
6 Что такое Голландия и Нидерланды?
7 Где находится Португалия?
8 Сколько спутников у Земли?
9 В каком году началась II Мировая война?
10 Какую профессию вы бы хотели избрать?
Работать
А) с людьми (учитель, продавец, врач...)
б) с бумагами, компьютером (бухгалтер, чиновник, программист...)
в) с техникой (механик, техник, водитель...)
г) с растениями, животными (в сельском хозяйстве...).
11 Кто скажет решающее слово в выборе вашей профессии, куда вы пойдете учиться дальше?
(уходит подводить итог, заполняет таблицу)

Читатель:О том, что слова «недоросль» и «Митрофанушка» прочно вошли в лексикон журналистов и писателей, свидетельствуют многочисленные статьи, в которых они используются для уничижительной характеристики персонажей:
-«Вперед, к победе Митрофанушек!» - о проблемах образования, о введении ВНО и увеличении числа слабоуспевающих учеников ; (демонстрирует ксерокопии статей)
-«Митрофанушки резвились прямо за стенами alma-mater» - о «шумном» выпускном, когда выпускники чуть не оставили без школы своё село;
-«Недоросли и ненависть» - о негативном отношениисовременной малообразованной молодежи к рабочим, которые приезжают в поисках работы из-за рубежа;
-«Папа и недоросли» - о том, что даже смерть Папы Римского повлияла на взгляды людей, а правительственные чиновники, сколько не стараются, не могут добиться уважения народа ;
-«Олбанские Митрофанушки» , «Останкинские Митрофанушки» – о «знатоках» русского языка, истории, географии…, которые считают, что «...мост называется «Багратион»... это ... битва была в 1612 году, за Бородино, что на Куликовом поле».

Ведущий:Неужели со времени Фонвизина ничего не изменилось? Неужели наша молодёжь заслуживает, чтоб ее так называли? Что общего у недоросля 18 в. и 21 в.?

Фонвизин: Беззаветная преданность матери своему ребенку - предмет поклонения. О материнской любви слагаются легенды, ей посвящают гимны. Поэтому так горько видеть мать, которая отдает все свои силы любимому чаду, не замечая, что, порой, губит его.
«Мой Митрофанушка из-за книги не встает по суткам... Жених хоть кому, а все - таки учителя ходят, часу не теряет...»- говорит Простакова.
«Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!». Любящая мать не нарадуется сыну, предлагает и Стародуму «полюбоваться на Митрофанушку».

Ведущий:(вопрос к зрителям) К чему может привести такая любовь, когда закрываются глаза на недостатки?

Фонвизин:Простакова учит Митрофана хитрости, изворотливости, обману, лести. В сцене встречи Стародума, в присутствии Правдина, которому она только что рассказывала о методах своего управления, Простакова врет: «Отроду, батюшка, ни с кем не бранивалась. У меня такой нрав. Хоть разругай, век слова не скажу». А Митрофан тут же подхватывает руку Стародума для того, чтобы поцеловать ее, называет его «вторым отцом».

Ведущий:Честны ли сегодняшние родители? Все ли одинаково ведут себя на людях и дома, в кругу семьи? Как говорят об одном и том же человеке открыто и «за глаза»?

Сценка «Нежданный гость» (Мама с сыном: мама делает уборку, сын читает. Стук в дверь.Заходит гость (гости). Мама улыбается, встречая нежданных гостей, заводит разговор о том, что они давно не заходили, что рада им. Гости скоро уходят, так как спешат. Закрыв за ними дверь, мама высказывает недовольство от их посещения, говорит при ребенке: «Принесла их нелегкая»).

Ведущий: (вопрос к зрителям) Чему может научиться ребенок в такой ситуации?

Фонвизин:Госпожа Простакова не замечает, что превратила слабого характером мужа в «подкаблучника». Для сына он не является примером мужественности, ответственности. «.. .я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости, сам истинно не верю, что он мой сын»
Эти слова отца звучат после рассказа Митрофанушки про свой сон: «Жаль мне матушку. Она так устала, колотя батюшку!»

Ведущий:(вопрос к зрителям) Какими должны быть взаимоотношения родителей, чтоб сын уважал их обоих?

Фонвизин: Митрофан груб: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...» - отталкивает от себя Митрофанушка мать, когда ей требуется его поддержка. «У, гарнизонная крыса,»- обращается он к учителю. Няня для него –«старая хрычовка».

Ведущий:(вопрос к зрителям) А какразговаривают молодые люди, если им что-то не нравится,со своими родителями? С одноклассниками? С учителями?

Фонвизин: Меня волнует не только характер Простаковой, но и причины ее злонравия. Одна из них - невежество. Простакова вовсе не глупа, но отсутствие правильного воспитания привело к тому, что природное начало не было «обработано» просвещением. Поэтому она так вдохновенно рассказывает о том, как воспитывал ее батюшка: «Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет»
Но Простакова наняла учителей. Дворянских детей готовили к государственной службе. «По указу Петра I все малолетние дворянские сынки-недоросли обязаны были иметь знания по закону Божьему, грамматике, арифметике. Без этого они не имели права ни жениться, ни поступать на службу. Их предписывалось отдавать в солдаты или матросы без выслуги.
Вот только в необходимости этих знаний многие сомневаются, повторяя слова госпожи Простаковой: «Без наук люди живут и жили».

Ведущий:(вопрос к зрителям) А почему сегодня родители заставляют вас учиться?

Фонвизин: Наш Митрофанушка сдавал экзамены и показал, что не знает ничего из грамматики, математики, истории, географии.

Ведущий: Каковы ваши знания? Попробуем определить их уровень.

Социолог: Результаты анкеты (представляет плакат, в котором 1 столбец заполнялся по результатам анкетирования учащихся 11 класса, 2- по результатам анкеты, проведенной в начале урока)
№ Вопрос 1 Ответы выпускников 11 кл. 2 Ответы учащихся 9 кл
1 Солнце вращается вокруг Земли или Земля вокруг Солнца? 32%- Солнце
2 Кто появился раньше: люди или динозавры? 29%- жили одновременно
3 Изменялись ли люди в процессе эволюции? 17%- не изменились
4 За какой период времени Земля совершает оборот вокруг Солнца? 60% -за месяц
5 Кто производит кислород? 14% - не растения
6 Что такое Голландия и Нидерланды? 50% не знает
7 Где находится Португалия? В Латинской Америке-30%
8 Сколько спутников у Земли? 32% -называли от 1 до 50
9 В каком году началась II Мировая война? 30% - в 1941

Читатель:Тотальная компьютеризация сводит на нет все интеллектуальные усилия. С мышкой и клавиатурой проводят по несколько часов в день, при этом не расширяют свой кругозор, а «общаются Контакте», «сидят в Инете». Митрофанушка гонял голубей, «резвился» с дворовыми. Сегодня забавы превращаются в зависимость. По статистике, приведенной на сайте «Комсомольской правды», в городе Харькове, например, каждый десятый школьник знаком с компьютерной зависимостью. По мнению специалистов, самое страшное заключается в том, что родители совершенно спокойны, когда их дети с головой погружаются в виртуальный мир. И, следуя примеру госпожи Простаковой, вторят ей: «Поди, порезвись, Митрофанушка!»

Языковед: Митрофанушкам современности посвятил своё стихотворение поэт легендарного Закарпатья Василий Васильевич Галас:
Великая сила - наука.
Её не прошедший горнил
легко узнаётся с ползвука,
хоть как бы он сам ни темнил...
По делу заметно профана,
по взгляду узнаешь его.
Остриженный брат Митрофана
не сможет дурить никого.
Без мысли, словами блуждая,
что морщить неразвитый лоб?..
Учением не утруждая
свой мозг, ведь живёт остолоп...
Запутанны, сбивчивы речи,
пигмей выражением глаз.
Саженный, широкие плечи,
умом же браток - дикобраз...
...Без выделки даже овчинка -
и та не овчинка, а так...
Нужна человеку "начинка",
как трубке хороший табак.
Доводит алмаз интеллекта
до блеска огранку души:
без знаний и жизнь - без эффекта,
разменяна лишь на гроши...

Ведущий: (вопросы к зрителям)
-Почему же не хотят учиться современные дети?
-Почему к тем, кто хорошо учится, относятся негативно, придумывают обидные клички?

Социолог: Тысячи современных недорослей подхватили крик Митрофана: «Не хочу учиться!...».
Сопротивление получению знаний считается нормой. «Я ничего не учил; я все списал; я не готов к уроку», - типичные фразы для современной школы. (По результатам опроса, проведенного в нашей школе, примерно 50% учащихся старших классов тратят на выполнение домашнего задания не более 1 часа, а 10% - от 5 до 45 минут).

Ведущий: (вопрос к зрителям)Сколько времени вы тратите на выполнение домашнего задания?

Фонвизин: Госпожа Простакова «нарисовала» Митрофану счастливое будущее с Софьюшкиными денежками. Поэтому сын с готовностью восклицает: «... хочу жениться!» А в разговоре о том, что нужно отправить его служить, Митрофан покорно соглашается: «По мне, куда велят»

Ведущий: Сегодня многие выпускники даже не думают, куда им идти учиться. Всё решат родители.

Социолог: Согласно опросу, проведенному в Санкт-Петербурге, 23% выпускников школ хотят стать чиновниками. Большинство из них видит своё будущее в бизнесе или на государственной службе. Сегодня «молодых людей интересует не сама государственная служба с ее ответственностью и подвижничеством, привлекает образ, созданный СМИ и сериалами. В представлении нынешних выпускников государственный служащий - это человек с большими возможностями и солидной зарплатой.
По результатам нашей анкеты, работать
А) с людьми (учитель, продавец, врач)хотят _________
б) с бумагами, компьютером (бухгалтер, чиновник, программист) __________
в) с техникой (механик, техник, водитель)__________
г) с растениями, животными (в сельском хозяйстве)___________
Надеются на помощь родителей _____________

Ведущий: Как видите, у вас много общего с фонвизинским недорослем, над которым мы смеялись.

Фовизин:«...Какофтфойтражайшийсын, такихнасфете миллионы, миллионы».

Ведущий:Печально звучит характеристика XVIII века из уст учителя Митрофана, Вральмана. Но еще печальнее осознавать, что недоросли живы и сегодня. А чтобы слова «невежа», «неуч», «недоросль» не имели к вамникакого отношения, нужно много работать над собой, учиться, самосовершенствоваться, уважать окружающих , а главное-уважать самих себя. Тогда у вас всё получится. Подумайте над этим.
Благодарим за внимание.

Итог урока: оцениваются учащиеся, помогавшие вести урок, а также самые активные участники обсуждения.
Домашнее задание: написать сочинение – эссе «Мы – недоросли?»


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: tanyabsk69
Просмотров: 6311 | Загрузок: 266 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
Очень насыщенный урок! И полезный! Спасибо за материал!

Спасибо! Рада. что понравился материал.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог