Сегодня: 16.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


План урока по русскому языку 5 класса "Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"

СКАЧАТЬ (16.8 Kb) 19.03.2016, 11:09
Евдагаева Лариса Умаровна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ с.Турти-Хутор".Ножай-Юртовского района
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
  1. дать понятие о правописании о – е после  шипящих и ц  в окончаниях     существительных;
  2. отработать навыки  правописания имен существительных множественного числа;
  3. воспитывать мотивацию изучения языка, затрагивая эмоциональную сферу каждого учащегося.
Учебник: Т.А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Русский язык5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.2; науч. Ред. Н. М. Шанский . – 3-е изд. – М.: Просвещение,2014 – 175 с.
 
Ход урока.
  1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Подготовка к уроку.
Класс разбивается на две команды. Каждая команда выбирает капитана.
  1. Актуализация знаний.
Задание для первой команды.
Найдите в предложениях нарицательные имена существительные.
- Дятел живет в лесу. Шляпка гриба большая. Кошка спала, свернувшись в клубок.
Задание для второй команды.
Каждая команда представляет свои ответы на задания.
  1. Словарный диктант.
Обе команды записывают в тетради слова под диктовку учителя.
Листья, вагон, небо, радость, очки, дороги, мечта, сани, дело,щипцы, снег, вечер, деревья, банты, ножницы.
1 команда. Поставьте в словах ударения и прочитайте слова. Подчеркните существительные, имеющие форму только множественного числа. ( Очки, сани, щипцы, ножницы).
2 команда.Подчеркните существительные множественного числа, и запишите эти существительные в единственном числе ( листья- лист, дороги – дорога, деревья – дерево, банты – бант).
  1. Формирование новых знаний.
Определение темы урока.
С помощью задания учащиеся определяют тему урока.
Задание « Ктокак говорит».
Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные буквы.
                                  Жук  большой жу…жит
                                  Змея, свиваясь, …ипит,
                                  А мышонок маленький пи….ит,
                                  Скажите, кто как говорит!
          - Ребята, скажите какие буквы вы вставили вместо пропуска? ( ж, ш, щ). Как называются  эти буквы?  (шипящие). Правильно! Сегодня мы познакомимся с правописанием  о - е после  шипящих и после ц в окончаниях имен существительных.
После шипящих и  ц в окончаниях имен существительных под ударением мы пишем  о, а без ударения пишем  е. Например: врач – врачОм, ключ- ключОм, товарищ – товарищЕм, полотенце- полотенцЕм.
  1. Первичное закрепление новой темы.
Просклоняйте существительные камыш, плащ, свинец. Поставьте ударения в словах, и обратите внимание на окончания существительных в творительном падеже.
 
И. камыш, плащ, свинец.
Р. камыша, плаща, свинца,
Д. камышу, плащу, свинцу, 
В.  камыш, плащ, свинец,
Т. камышОм, плащОм, свинОм,
П. о камыше, о плаще, о свинце.
    Какую гласную мы написала после шипящих в творительном падеже? Объясните почему мы написали  о  после шипящих?
 Задания командам.
1 команда. Составьте словосочетания с данными существительными. Назовите виды связей этих словосочетаний.(сухой камыш - согласование, плащ отца – управление, свинцовая пуля – согласование).
2 команда. Составить предложения со словами камыш, плащ. (Берег озера зарос камышом. Всадник был в синем плаще). Найдите грамматическую основу предложений.
  1. Вторичное закрепление новых знаний.
Выполнение упражнения №557. Записать существительные в  именительных и творительных падежах единственного числа. Образец. Ключ – ключом. Поставьте ударения в окончаниях  существительных на гласные  после шипящих и ц. Объясните написание о и е  в окончаниях  этих существительных.
  1. Рефлексия « Красная и синяя шляпы».
Обе команды выбирают себе шляпу. От команды делегирует один участник команды. Отвечающий надевает шляпу, выбранную его командой.
«Красная шляпа»отвечает на вопрос « Когда после шипящих и ц в окончаниях существительных пишется о?».
« Синяя шляпа»отвечает на вопрос «« Когда после шипящих и ц в окончаниях существительных пишется е?».
  • Количество шляп можно увеличить в соответствии с количеством  команд  в классе.
  1. Информация о домашнем задании.
Выполнить упражнение № 558. Спишите текст в форме диалога разговормальчиков.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Kulerya | Теги: русский язык, Урок русского языка, конспект урока
Просмотров: 2545 | Загрузок: 78 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Хороший урок. Интересная подводка к теме урока. Важно, что есть задания на употребление слов с изученной орфограммой в речи, в используемом учебнике таких заданий не много, но учитель предусмотрительно заполняет этот пробел.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог