Урок русского языка в 6 классе по теме «Имена существительные общего рода»
Цели: дать понятие об именах существительных общего рода; развивать умения в определении рода существительных, умения анализировать и выделять главное; формировать навык правильного употребления существительных общего рода в устной и письменной речи; создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнёрства; воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-практикум.
Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование, техническое оснащение: учебник русского языка (авторы – М.Т. Баранов и др.) компьютер, экран, толковые словари, карточки с заданиями, сигнальные карточки, экран с мультимедиа, бланки тестов (подготовка к ГИА).
Словарная работа: невежа, невежда.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания: - упражнение 235; - на доске: а) природа б) пришкольный в) отгадать г) рассказать Задание: найти слово, в котором правописание приставки зависит от значения; - устный фронтальный опрос по теме «Правописание приставок пре- - при-».
3. Орфографическая разминка (объясняем выбор приставки): Приклеить, пригореть, пришкольный, пристанционный, пребольшой, приходящая няня, преходящий успех, приземлиться, прилуниться, прибывать в город, пребывать в городе, прискакать, пренеприятный, преогромный, прекрасный.
4. Актуализация знаний. 1) Распределить существительные по трём столбикам в зависимости от рода: авеню, кофе, кольраби, какао, салями, путь, чай, созвездие, пятёрка, пенальти. 2) Синтаксический разбор предложения. Мой брат – маленький хвастунишка. 3) Выписать словосочетание со словом «хвастунишка» и разобрать. О чём сказало окончание прилагательного? 4) Пунктуационный разбор предложения. «Оля, ты настоящая хвастунишка!» - пожурила бабушка внучку. 5) Выписать словосочетание со словом «хвастунишка» и разобрать его. О чём сказало окончание прилагательного?
5. Проблемная ситуация. Определите род существительного «хвастунишка».
6. Сообщение темы и целей урока.
7. Работа в парах. Изучить предложенный список существительных общего рода, выявить их признаки. Список на карточке: Жадина, жадюга, забияка, задира, зазнайка, заика, замарашка, невежда, невежа, невеличка, невидимка, недотёпа, недотрога, недоучка, неженка, придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля, плакса, работяга, тупица, умница, ханжа, хапуга, хвастунишка, хитрюга, худышка.
8. Работа с теоретическим материалом учебника (п.41).
9. Закрепление и применение изученного материала. Упражнение 229 (письменно). Упражнение 230 (устно). Страница 96 – работаем с синонимами в рамке.
10. Физкультминутка. -Умницы подняли руки вверх, потянулись. Работяги опустили руки, наклонились. Сладкоежки выпрямились, втянули живот. Забияки сели. Красотули тоже сели. Работаем!
11. Грамматическая задача. По значениям слов угадать существительные общего рода и записать их в тетрадь. Очень трудолюбивый, старательный человек. Умный человек. Неопрятный человек. Тот, кто много и часто плачет. Рассеянный, невнимательный человек. Человек, который зазнаётся.
12. Грамматическая задача (на экран выведена запись). Кто не знает историю родной страны, тот настоящий невежа!
13. Словарная работа: выяснение по словарям значений слов «невежа», «невежда».
14. Расширение знаний по теме. - Мы не будем невежами и невеждами. Будем учить родной язык и с уважением к нему относиться. Изучение теоретического материала на странице 96-97 учебника.
15. Домашнее задание. Группе «Умницы и умники» - упражнение 232, группе «Золотая середина» - упражнение 231, обеим группам – теория на странице 96-97.
16. Обобщение по теме. (Работа в группах) Составить опорный конспект по теме урока в виде слайдов презентации. Учитель выводит свою презентацию на экран (через пять минут). Сопоставляем.
17. Проверка усвоения знаний. Дифференцированные задания на карточке. (На «3» - одно задание, на «4» - два задания, на «5» - три задания.) Карточка: 1) Выпишите существительные общего рода: тихоня, пустомеля, разиня, добряк, соня, молодец, человек, врач, профессор, зазнайка, умница. 2) Составьте с существительными общего рода два предложения, из которых ясно, к какому роду относятся эти существительные в данном контексте. Выделите окончания у тех слов, которые помогают нам это понять. 3) Исправьте ошибки в употреблении существительных общего рода в следующих предложениях. Запишите правильные варианты. «Какая же ты непоседа!» - сказала мама сыну. Сирота Дима воспитывалась в детском доме. Хитрая неряха Миша снова разлил чашку чая. Тихоня Данил боялся ответить на вопрос.
18. Работа с текстом. Прочитайте текст, определите стиль, тип речи, основную мысль. Найдите в тексте существительное, которое может называть лиц мужского и женского пола.
Текст Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Звонок. В дверях Мария Петровна. Она врач, работает вместе с мамой. - Здравствуй, Наташа. Мама дома? - Нет мамы, - Наташа нетерпеливо глядит на гостью. Её рука на щеколде задвижки. - Жаль. До свидания.
(Вывод: разговорный стиль, повествование, основная мысль: Наташа – невежа. Существительное – врач.)
19. Осмысление изученного (что я узнал на уроке). - Почему, на ваш взгляд, в языке появились существительные общего рода?
20. Заключение. Игра «Назови слово». Передать мяч соседу, называя существительное общего рода.
- Слов с какой эмоциональной окраской больше прозвучало? К сожалению, мы чаще замечаем в людях недостатки, чем достоинства. Давайте закончим урок, улыбнувшись друг другу и сказав положительное существительное общего рода.
21.Подведение итогов работы. (Самооценка работы на уроке. Оценивание учителем работы учащихся. В итоге – средний балл.)
|