Сегодня: 23.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Урок русского языка в 6 классе по теме «Имена существительные общего рода»

05.11.2013, 23:08
Гончарова Оксана Петровна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ имени Карла Маркса" г. Почепа Брянской области
Урок русского языка в 6 классе по теме «Имена существительные общего рода»

Цели:
дать понятие об именах существительных общего рода;
развивать умения в определении рода существительных, умения анализировать и выделять главное;
формировать навык правильного употребления существительных общего рода в устной и письменной речи;
создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнёрства; воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-практикум.

Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование, техническое оснащение: учебник русского языка (авторы – М.Т. Баранов и др.) компьютер, экран, толковые словари, карточки с заданиями, сигнальные карточки, экран с мультимедиа, бланки тестов (подготовка к ГИА).

Словарная работа: невежа, невежда.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания:
- упражнение 235;
- на доске:
а) природа
б) пришкольный
в) отгадать
г) рассказать
Задание: найти слово, в котором правописание приставки зависит от значения;
- устный фронтальный опрос по теме «Правописание приставок пре- - при-».

3. Орфографическая разминка (объясняем выбор приставки):
Приклеить, пригореть, пришкольный, пристанционный, пребольшой, приходящая няня, преходящий успех, приземлиться, прилуниться, прибывать в город, пребывать в городе, прискакать, пренеприятный, преогромный, прекрасный.

4. Актуализация знаний.
1) Распределить существительные по трём столбикам в зависимости от рода: авеню, кофе, кольраби, какао, салями, путь, чай, созвездие, пятёрка, пенальти.
2) Синтаксический разбор предложения.
Мой брат – маленький хвастунишка.
3) Выписать словосочетание со словом «хвастунишка» и разобрать. О чём сказало окончание прилагательного?
4) Пунктуационный разбор предложения.
«Оля, ты настоящая хвастунишка!» - пожурила бабушка внучку.
5) Выписать словосочетание со словом «хвастунишка» и разобрать его. О чём сказало окончание прилагательного?

5. Проблемная ситуация.
Определите род существительного «хвастунишка».

6. Сообщение темы и целей урока.

7. Работа в парах.
Изучить предложенный список существительных общего рода, выявить их признаки.
Список на карточке:
Жадина, жадюга, забияка, задира, зазнайка, заика, замарашка, невежда, невежа, невеличка, невидимка, недотёпа, недотрога, недоучка, неженка, придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля, плакса, работяга, тупица, умница, ханжа, хапуга, хвастунишка, хитрюга, худышка.

8. Работа с теоретическим материалом учебника (п.41).

9. Закрепление и применение изученного материала.
Упражнение 229 (письменно).
Упражнение 230 (устно).
Страница 96 – работаем с синонимами в рамке.

10. Физкультминутка.
-Умницы подняли руки вверх, потянулись. Работяги опустили руки, наклонились. Сладкоежки выпрямились, втянули живот. Забияки сели. Красотули тоже сели. Работаем!

11. Грамматическая задача.
По значениям слов угадать существительные общего рода и записать их в тетрадь.
Очень трудолюбивый, старательный человек.
Умный человек.
Неопрятный человек.
Тот, кто много и часто плачет.
Рассеянный, невнимательный человек.
Человек, который зазнаётся.

12. Грамматическая задача (на экран выведена запись).
Кто не знает историю родной страны, тот настоящий невежа!

13. Словарная работа: выяснение по словарям значений слов «невежа», «невежда».

14. Расширение знаний по теме.
- Мы не будем невежами и невеждами. Будем учить родной язык и с уважением к нему относиться.
Изучение теоретического материала на странице 96-97 учебника.

15. Домашнее задание.
Группе «Умницы и умники» - упражнение 232, группе «Золотая середина» - упражнение 231, обеим группам – теория на странице 96-97.

16. Обобщение по теме. (Работа в группах)
Составить опорный конспект по теме урока в виде слайдов презентации.
Учитель выводит свою презентацию на экран (через пять минут). Сопоставляем.

17. Проверка усвоения знаний.
Дифференцированные задания на карточке. (На «3» - одно задание, на «4» - два задания, на «5» - три задания.)
Карточка:
1) Выпишите существительные общего рода: тихоня, пустомеля, разиня, добряк, соня, молодец, человек, врач, профессор, зазнайка, умница.
2) Составьте с существительными общего рода два предложения, из которых ясно, к какому роду относятся эти существительные в данном контексте. Выделите окончания у тех слов, которые помогают нам это понять.
3) Исправьте ошибки в употреблении существительных общего рода в следующих предложениях. Запишите правильные варианты. «Какая же ты непоседа!» - сказала мама сыну. Сирота Дима воспитывалась в детском доме. Хитрая неряха Миша снова разлил чашку чая. Тихоня Данил боялся ответить на вопрос.

18. Работа с текстом.
Прочитайте текст, определите стиль, тип речи, основную мысль. Найдите в тексте существительное, которое может называть лиц мужского и женского пола.

Текст
Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Звонок. В дверях Мария Петровна. Она врач, работает вместе с мамой.
- Здравствуй, Наташа. Мама дома?
- Нет мамы, - Наташа нетерпеливо глядит на гостью. Её рука на щеколде задвижки.
- Жаль. До свидания.

(Вывод: разговорный стиль, повествование, основная мысль: Наташа – невежа. Существительное – врач.)

19. Осмысление изученного (что я узнал на уроке).
- Почему, на ваш взгляд, в языке появились существительные общего рода?

20. Заключение. Игра «Назови слово».
Передать мяч соседу, называя существительное общего рода.

- Слов с какой эмоциональной окраской больше прозвучало? К сожалению, мы чаще замечаем в людях недостатки, чем достоинства. Давайте закончим урок, улыбнувшись друг другу и сказав положительное существительное общего рода.

21.Подведение итогов работы. (Самооценка работы на уроке. Оценивание учителем работы учащихся. В итоге – средний балл.)


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: lfiecmrf
Просмотров: 8037 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.5/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 4
+1   Спам
Мне тоже понравилась разработка. Возьму для работы за основу. Спасибо. Удачи Вам!

Спасибо. Рада, что есть польза.

+2   Спам
Отличный рабочий урок! Спасибо! Обязательно возьму в свою копилку. Удачи в работе! С уважением Людмила Валерьевна.

+1   Спам
Хорошая разработка! Большое спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог