К заветным сокровищам души… (О главных героях сказа П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка») Урок литературы в 5 классе (поточно-групповое обучение, направление «Литература и творческая мастерская)
Цели урока • Охарактеризовать героев сказа, выявить, в чем заключается их душевное богатство, за что любит их читатель, в чем их внутренняя красота. • Развивать творческие способностей учащихся (на дом детям были даны задания: одна группа готовила рисунки, изображающие Степана, вторая писала творческие сочинения, посвященные Насте, третья группа готовила поделки по мотивам произведения, делала кукол, четвертая – инсценировку отрывка сказа). Наглядность • К уроку подготовлена выставка сказов Павла Бажова, а также книг о его творчестве и жизни. • У каждого на столах лежат разноцветные кружочки бумаги. Из них в процессе урока будем составляется символическое ожерелье душевных достоинств героев сказа. • Поделки к уроку, рисунки • Эпиграф к уроку (написан на доске). «Тоже ведь сказы не зря придуманы: иные – в покор, иные – в научение, а есть и такие, что вместо фонарика впереди». П.П. Бажов
Структура урока I. Вступление. Беседа с классом. Учитель обращает внимание учащихся на тему урока. o Ребята, как вы понимаете, что такое сокровище? o А могут ли сокровищами являться душевные качества человека? (Ребята говорят, что могут. Доброта, верность, милосердие и другие качества действительно драгоценности, которые украшают каждого из нас.) Представим, что наша душа – это своего рода шкатулка. Разные в ней есть каменья: и драгоценные, и обманка. Сегодня мы заглянем в драгоценную шкатулочку души героев сказа Бажова и посмотрим, какие там есть дивные самоцветные камни. У вас на партах лежит несколько разноцветных кружочков. На них вы напишете главные душевные качества того или иного героя, вклеите кружки в тетрадь, и в конце урока у каждого из вас в тетради должно получиться ожерелье лучших душевных качеств. II. Основная часть. Характеристика Степана. o Что мы узнаем о главном герое сказа Степане? (Учитель акцентирует внимание учеников на том, что Степан – рудокоп, что труд его тяжел и что Степан – человек крепостной.) o Как относился Степан к своей работе? (Он был ответственным, настоящим тружеником: «Все нутро горы знал».) o Какая деталь говорит о том, что труд Степана был тяжел, но он от работы не отлынивал? («В глазах уж зеленью отливать стало», - пишет о нем Бажов.) o Как справился Степан с первым испытанием Хозяйки Медной горы? (Степан должен был пойти к приказчику и сказать, чтобы тот убирался с Красногорского рудника. Степан, крепостной рабочий, сдержал обещание, данное хозяйке. Ребята отмечают, что Степан – смелый, мужественный человек, говорят о том, что он держит свое слово.) o Второе испытание, которое ставит перед ним Хозяйка, - это испытание богатством. Справляется ли он с ним? (Ребята отвечают, что Степан остался верным Настеньке и не позарился на богатство Хозяйки. Они отмечают такие качества его характера, как верность, преданность, нестяжание.) Ученики показывают рисунки, которые они подготовили дома. Учитель выделяет работы, которые, на его взгляд, наиболее удачны и выражают характер главного героя. В качестве итога разговора о Степане ребята надписывают на символических камушках три главных черты его характера. (Трудолюбие, честность, ответственность.) III. Характеристика Настеньки Следующая часть нашего урока будет посвящена невесте Степана – Насте. О Насте автор мало что сообщает читателю. Мы знаем только, что она, в прошлом – сирота, станет верной женой Степану, а потом и его вдовой. Двум учащимся было задано на дом творческое задание – написать историю жизни Настеньки от первого лица, то есть от ее имени. Слушаем рассказ учащихся и в завершение этого этапа урока на трех кружочках надписываем лучшие качества Насти. Это верность, трудолюбие, забота. Ребята демонстрируют изготовленных дома куколок. Все ребята оценивают их. IV. Характеристика Хозяйки Медной горы Хозяйка Медной горы – центральный персонаж сказа Бажова. Учитель отмечает, что она – олицетворение самой природы. Хозяйка – хранительница горы, богатств Урала, Берегиня и наделена огромной чудесной силой. o Как Хозяйка Медной горы относилась к рудокопам? (Испытывала жалость к ним, милосердие, готова была помочь, а тех, кто варварски относился к людям и природным богатствам, могла и наказать.) o Расскажите об отношении Хозяйки Медной горы к Степану? Почему она прониклась к нему уважением и любовью? (Она увидела в нем достойного человека: годы крепости не сделали из него раба, он способен быть решительным, смелым, верным своему слову.)
o Назовите детали, которые говорят о том, что Хозяйка глубоко переживает расставание со Степаном? (У Хозяйки дрожит рука и на глазах слезы.)
Учащиеся показывают инсценировку отрывка сказа «Хозяйка знакомит Степана со своими владениями».
o В чем сила Хозяйки? (Ребята прежде всего говорят о ее могуществе, что ей подвластно все, но учитель должен сделать акцент на том, что духовная сила хозяйки заключается в следующем: полюбив, она отпускает Степана, хотя и могла сделать так, чтобы он остался с нею навсегда. Но она уважает его волю, его решение и отпускает его, хотя и решение это дается ей нелегко. Ученик читает наизусть стихотворение современной поэтессы Татьяны Сарышевой «Хозяйка Медной горы»
Хозяйка Медной горы
Распахнуты скалы, дорога открыта, Простят ему выдумку, бегство, исканья, А ей — по зеленой траве малахита Бродить, улыбаясь: она ведь из камня. Что с каменной станется! Душно и мелко Ревнивое чувство. Теперь оно глуше. Припала к стволу ошалевшая белка, Трусливые зайцы расправили уши. Хозяйка идет. И нее том ее сила, Что стоит ей только кивнуть головою — И дерево вдруг упадет вековое, А в том, что Степана домой отпустила. Распахнуты скалы, дорога открыта, Простят ему выдумку, бегство, исканья, А ей — по зеленой траве малахита Бродить, улыбаясь: она ведь из камня. Она ведь из камня.
o Какое чувство испытываете вы к Хозяйке Медной горы? (Ребята не только восхищаются ее могуществом, но еще испытывают к ней жалость.) o За что ее можно пожалеть? (Всегда находятся ученики, которые понимают, что Хозяйка во всей своей красоте и величии обречена на одиночество) o Итак, ребята, какие лучшие качества души Хозяйки мы можем выделить? (Ребята отмечают, что это справедливость, благородство, милосердие.) V. Итог В тетрадях учащихся получилось разноцветное ожерелье из камушков-кружочков лучших качеств героев сказа. o Какими бы качествами хотели обладать вы? o И теперь ребята, в заключение, скажите, в чем смысл эпиграфа, который написан на доске. Как вы понимаете смысл высказывания П. П. Бажова? (Ребята говорят, что некоторые сказы заставляют задуматься о чем-то и переосмыслить свою жизнь, другие демонстрируют нравственные ценности жизни, а третьи ведут нас к свету и добру, заставляя становиться лучше.) o Учитель благодарит всех за работу, отмечает лучшие творческие работы. o Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса эпиграф к нашему уроку.
|