Сегодня: 08.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Разработка итогового урока литературы по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон" 11 класс

СКАЧАТЬ (37.9 Kb) 07.02.2014, 09:46
Санникова Людмила Анатольевна
Учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №132
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 132
Демского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан

ИТОГОВЫЙ УРОК

по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Учитель русского языка и литературы:
Санникова Людмила Анатольевна

г.Уфа, 2014 г.

Итоговый урок
По роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Тема: Анализ последней главы романа «Тихий Дон» (XVIII гл.)
Цель: - обобщить пройденный материал;
- формирование осмысления основной идеи романа;
- формирование умения анализа эпизода;
- формирование истинных ценностей в жизни.
Метод: аналитическая беседа.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману,
интерактивная доска
Оформление доски: [записи на доске появляются в процессе урока]
1) эпиграфы записываются в конце урока.
2) рисунок – схема чертится в четыре приёма.
Что нужно для счастья?
Тихая семейная жизнь… с возможно-стью делать добро людям.
Л.Н.Толстой
Родительский дом – начало начал
М.Рябинин

Итоговый рисунок


ДОМ
Григорий Мелехов
Отец – Пантелей Прокофьевич

Мать – Ильинична

Брат – Петро

Сестра – Дуняша

Невестка – Дарья

Жена – Наталья

Сын – Мишутка
Дочь – Полюшка

Любимая – Аксинья

ДОМ



ТРУД

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Мы заканчиваем изучение романа-эпопеи М.А.Шолохова «Тихий Дон» и сегодня закроем последнюю страницу книги.
На протяжении нескольких уроков пытались разобраться в сложном (объемном) содержании романа;
понять авторскую версию событий;
очертить круг проблем, поставленных автором; вслед за ним проследить судьбу человека, судьбу народа в годы страшных исторических катаклизмов.
Читая последнюю главу романа, мы еще раз перелистаем страницы великой книги, попытаемся определить основную идею романа и попытаемся понять, что же хотел сказать М.Шолохов читателям 20-х годов ХХ столетия и нам, читателям ХХI века.
Вопрос: какие исторические события отражены в романе «Тихий Дон»?
Ответы учащихся.
Читаем последнюю главу романа.
II. Чтение XVIII главы романа «Тихий Дон».
[Читает учитель. На каждой парте роман «Тихий Дон»]
III. Беседа по прочитанной главе.
1. С чего начинается описание главы?
2. Какое настроение передает описание пейзажа?
3. При помощи каких художественных средств создается настроение? Какой цвет преобладает в описании пейзажа?
4. Основной мотив пейзажа? [Жизнь и смерть. Ведущий мотив – смерть.]
5. Почему такой пейзаж? О чем он говорит? Какое событие произошло в предыдущей главе?
[6 лет шла война, которая принесла разрушение, гибель; Григорий похоронил Аксинью. «Мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, уже случилось»]

Слово учителя. В начале главы Шолохов, рисуя пейзаж, проводит аналогию между состоянием человека и картиной природы. Этот наиважнейший принцип изображения человека и природы в произведениях называется психологическим параллелизмом. Человек и природа выступают как самостоятельные, но равновеликие силы.
Шолохов очень часто использует этот приём, который помогает глубже, полнее понять состояние героя.
6. Что изменилось в жизни Григория?
[«Он лишился всего, что было дорого его сердцу»]
7. Что является тому виной?
[Смерть Аксиньи. Война – "безжалостная смерть»]
8. Почему Григорий не сразу пошёл домой? Где оказался?
9. Чем занимался? Чем глушил тоску?
10. Почему не ушёл с Чумаковым?
11. Почему не дождался амнистии?
[Весна. Надо пахать, сеять. Трудиться. Земля «зовёт»]
12. Почему выбрасывает винтовку, патроны. Почему пересчитал патроны? Почему вытирает руки?
13. Что осталось у Григория?
[Зачитываем последние строки романа]
Что ещё держало Григория на земле?
14. А кто был у Григория? Что было важно для него в жизни?
[Учащиеся вспоминают начало романа.
Появляется первая запись на доске.
Используется офисное Приложение ms Word.
Один из учеников производит запись на доске]

Григорий Мелехов
Отец – Пантелей Прокофьевич
Мать – Ильинична
Брат – Петро
Сестра – Дуняша
Невестка – Дарья
Жена – Наталья
Сын - Мишутка
Дочь – Полюшка
Любимая - Аксинья

Была большая семья!

15. Чем занимались Мелеховы?
[Учащиеся вспоминают эпизоды из романа]

Григорий Мелехов

Отец – Пантелей Прокофьевич
Мать – Ильинична
Брат – Петро
Сестра – Дуняша
Невестка – Дарья
Жена – Наталья
Сын - Мишутка
Дочь – Полюшка
Любимая - Аксинья

ТРУД
[Появляются новая линия и слово «труд»]
Мелеховы трудились!
16. Как они относились к труду, жизни, друг к другу?

Григорий Мелехов
Отец – Пантелей Прокофьевич
Мать – Ильинична
Брат – Петро
Сестра – Дуняша
Невестка – Дарья
Жена – Наталья
Сын - Мишутка
Дочь – Полюшка
Любимая - Аксинья

Т Р У Д
[Добавляются еще одна линия и слово "любовь»]
Любили труд, жизнь, друг друга
17. Так что же было у Григория?
Обобщим! Внимательно посмотрим на рисунок.
Что у нас получилось?

Д О М

Григорий Мелехов
Отец – Пантелей Прокофьевич

Мать – Ильинична

Брат – Петро

Сестра – Дуняша
Невестка – Дарья

Жена – Наталья

Сын - Мишутка

Дочь – Полюшка
Любимая - Аксинья

ТРУД
[Дорисовывается крыша дома]

Семья, труд, любовь – Дом! У Григория был Дом.
18. Что стало с семьей, домом?
[Вычеркиваются все, кого потерял Григорий.
Используется прием Word – зачеркивание строки]
Остались только Дуняша (сестра) и Мишутка (сын). Дом почти разорён, но он есть!
19. Что значит для Григория дом?
[Отчий дом на родной земле – все начала и все концы]
Григорию есть куда идти.
А кому из литературных героев некуда идти? У кого нет дома?
- учащиеся приводят примеры.
Варианты ответов
Некуда идти героям романа Ф.И.Достоевского «Преступление и наказание». Ни у кого нет дома.
«А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно ж, чтоб всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти!»
(Мармеладов)
Некуда идти героине пьесы А.Островского «Гроза» - Катерине (нет любви!)
Некуда идти герою романа Н.С.Тургенева «Отцы и дети» - Евгению Базарову (отрицает дом, любовь, семью) –
Нет дома и некуда идти героям пьесы М.Горького «На дне».
Обломов разрушает свой дом, не бережёт его.
Герои произведений М.Булгакова мечтают о своем доме.
20. А кто из героев обретает счастье в семье? Бережёт свой дом.
Герои романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
[учащиеся вспоминают последние главы романа «Война и мир»]
IV. Учащимся предлагается самим определить тему эпиграфа урока. Учитель зачитывает несколько высказываний на выбранную тему, а за-тем записывает на доске.

Слово учителя.

Вывод. Для Шолохова и его героя являются главными в жизни – дом, семья, труд, любовь. И ничего важнее этого нет! Потому что дом – это начало начал. Именно в семье учатся заботиться друг о друге, трудиться, любить, понимать. Дом – это крепость, защита, спасение.
Куда мы спешим, когда возвращаемся из дальних странствий? Домой!
Когда все рушится вокруг (предают друзья, на работе неудачи, в стране разруха), что спасает? Дом!
Кто тебя простит, что бы ты ни сделал? Семья!
Кто тебя утешит и поддержит в горе и в беде? Семья!
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.
А.Барто

V. Домашнее задание.
Составить компьютерные презентации:
1 группа – «Тема дома и бездомья в русской литературе»
2 группа – «Человек в огне гражданской войны»
3 группа – «Пословицы, поговорки, афоризмы, высказывания о труде, любви, семье, доме.»


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: ludmila05
Просмотров: 13135 | Загрузок: 1120 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Форма работы - анализ. А тема урока какая?

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 08.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог