Разработка итогового урока литературы по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон" 11 класс
(37.9 Kb)
07.02.2014, 09:46
Санникова Людмила Анатольевна
Учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №132
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 132 Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
ИТОГОВЫЙ УРОК
по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Учитель русского языка и литературы: Санникова Людмила Анатольевна
г.Уфа, 2014 г.
Итоговый урок По роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» Тема: Анализ последней главы романа «Тихий Дон» (XVIII гл.) Цель: - обобщить пройденный материал; - формирование осмысления основной идеи романа; - формирование умения анализа эпизода; - формирование истинных ценностей в жизни. Метод: аналитическая беседа. Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к роману, интерактивная доска Оформление доски: [записи на доске появляются в процессе урока] 1) эпиграфы записываются в конце урока. 2) рисунок – схема чертится в четыре приёма. Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможно-стью делать добро людям. Л.Н.Толстой Родительский дом – начало начал М.Рябинин
Итоговый рисунок
ДОМ Григорий Мелехов Отец – Пантелей Прокофьевич
Мать – Ильинична
Брат – Петро
Сестра – Дуняша
Невестка – Дарья
Жена – Наталья
Сын – Мишутка Дочь – Полюшка
Любимая – Аксинья
ДОМ
ТРУД
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Мы заканчиваем изучение романа-эпопеи М.А.Шолохова «Тихий Дон» и сегодня закроем последнюю страницу книги. На протяжении нескольких уроков пытались разобраться в сложном (объемном) содержании романа; понять авторскую версию событий; очертить круг проблем, поставленных автором; вслед за ним проследить судьбу человека, судьбу народа в годы страшных исторических катаклизмов. Читая последнюю главу романа, мы еще раз перелистаем страницы великой книги, попытаемся определить основную идею романа и попытаемся понять, что же хотел сказать М.Шолохов читателям 20-х годов ХХ столетия и нам, читателям ХХI века. Вопрос: какие исторические события отражены в романе «Тихий Дон»? Ответы учащихся. Читаем последнюю главу романа. II. Чтение XVIII главы романа «Тихий Дон». [Читает учитель. На каждой парте роман «Тихий Дон»] III. Беседа по прочитанной главе. 1. С чего начинается описание главы? 2. Какое настроение передает описание пейзажа? 3. При помощи каких художественных средств создается настроение? Какой цвет преобладает в описании пейзажа? 4. Основной мотив пейзажа? [Жизнь и смерть. Ведущий мотив – смерть.] 5. Почему такой пейзаж? О чем он говорит? Какое событие произошло в предыдущей главе? [6 лет шла война, которая принесла разрушение, гибель; Григорий похоронил Аксинью. «Мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, уже случилось»]
Слово учителя. В начале главы Шолохов, рисуя пейзаж, проводит аналогию между состоянием человека и картиной природы. Этот наиважнейший принцип изображения человека и природы в произведениях называется психологическим параллелизмом. Человек и природа выступают как самостоятельные, но равновеликие силы. Шолохов очень часто использует этот приём, который помогает глубже, полнее понять состояние героя. 6. Что изменилось в жизни Григория? [«Он лишился всего, что было дорого его сердцу»] 7. Что является тому виной? [Смерть Аксиньи. Война – "безжалостная смерть»] 8. Почему Григорий не сразу пошёл домой? Где оказался? 9. Чем занимался? Чем глушил тоску? 10. Почему не ушёл с Чумаковым? 11. Почему не дождался амнистии? [Весна. Надо пахать, сеять. Трудиться. Земля «зовёт»] 12. Почему выбрасывает винтовку, патроны. Почему пересчитал патроны? Почему вытирает руки? 13. Что осталось у Григория? [Зачитываем последние строки романа] Что ещё держало Григория на земле? 14. А кто был у Григория? Что было важно для него в жизни? [Учащиеся вспоминают начало романа. Появляется первая запись на доске. Используется офисное Приложение ms Word. Один из учеников производит запись на доске]
Григорий Мелехов Отец – Пантелей Прокофьевич Мать – Ильинична Брат – Петро Сестра – Дуняша Невестка – Дарья Жена – Наталья Сын - Мишутка Дочь – Полюшка Любимая - Аксинья Была большая семья!
15. Чем занимались Мелеховы? [Учащиеся вспоминают эпизоды из романа] Григорий Мелехов
Отец – Пантелей Прокофьевич Мать – Ильинична Брат – Петро Сестра – Дуняша Невестка – Дарья Жена – Наталья Сын - Мишутка Дочь – Полюшка Любимая - Аксинья ТРУД [Появляются новая линия и слово «труд»] Мелеховы трудились! 16. Как они относились к труду, жизни, друг к другу? Григорий Мелехов Отец – Пантелей Прокофьевич Мать – Ильинична Брат – Петро Сестра – Дуняша Невестка – Дарья Жена – Наталья Сын - Мишутка Дочь – Полюшка Любимая - Аксинья
Т Р У Д [Добавляются еще одна линия и слово "любовь»] Любили труд, жизнь, друг друга 17. Так что же было у Григория? Обобщим! Внимательно посмотрим на рисунок. Что у нас получилось?
Д О М
Григорий Мелехов Отец – Пантелей Прокофьевич
Мать – Ильинична
Брат – Петро
Сестра – Дуняша Невестка – Дарья
Жена – Наталья
Сын - Мишутка
Дочь – Полюшка Любимая - Аксинья
ТРУД [Дорисовывается крыша дома]
Семья, труд, любовь – Дом! У Григория был Дом. 18. Что стало с семьей, домом? [Вычеркиваются все, кого потерял Григорий. Используется прием Word – зачеркивание строки] Остались только Дуняша (сестра) и Мишутка (сын). Дом почти разорён, но он есть! 19. Что значит для Григория дом? [Отчий дом на родной земле – все начала и все концы] Григорию есть куда идти. А кому из литературных героев некуда идти? У кого нет дома? - учащиеся приводят примеры. Варианты ответов Некуда идти героям романа Ф.И.Достоевского «Преступление и наказание». Ни у кого нет дома. «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно ж, чтоб всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти!» (Мармеладов) Некуда идти героине пьесы А.Островского «Гроза» - Катерине (нет любви!) Некуда идти герою романа Н.С.Тургенева «Отцы и дети» - Евгению Базарову (отрицает дом, любовь, семью) – Нет дома и некуда идти героям пьесы М.Горького «На дне». Обломов разрушает свой дом, не бережёт его. Герои произведений М.Булгакова мечтают о своем доме. 20. А кто из героев обретает счастье в семье? Бережёт свой дом. Герои романа Л.Н.Толстого «Война и мир» [учащиеся вспоминают последние главы романа «Война и мир»] IV. Учащимся предлагается самим определить тему эпиграфа урока. Учитель зачитывает несколько высказываний на выбранную тему, а за-тем записывает на доске. Слово учителя.
Вывод. Для Шолохова и его героя являются главными в жизни – дом, семья, труд, любовь. И ничего важнее этого нет! Потому что дом – это начало начал. Именно в семье учатся заботиться друг о друге, трудиться, любить, понимать. Дом – это крепость, защита, спасение. Куда мы спешим, когда возвращаемся из дальних странствий? Домой! Когда все рушится вокруг (предают друзья, на работе неудачи, в стране разруха), что спасает? Дом! Кто тебя простит, что бы ты ни сделал? Семья! Кто тебя утешит и поддержит в горе и в беде? Семья! На улице дождь непрерывный, А дома тепло и светло. И можно на бурые ливни Спокойно смотреть сквозь стекло. Тут можно укрыться от зноя, Спастись от морозного дня. В хорошее место родное - Домой так и тянет меня. А.Барто
V. Домашнее задание. Составить компьютерные презентации: 1 группа – «Тема дома и бездомья в русской литературе» 2 группа – «Человек в огне гражданской войны» 3 группа – «Пословицы, поговорки, афоризмы, высказывания о труде, любви, семье, доме.»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 08.05.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.