Сегодня: 24.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Обобщающий урок-игра по басням Крылова 5-6 класс

СКАЧАТЬ (28.0 Kb) 30.10.2014, 09:43
Измоденова Ольга Владимировна
учитель русского языка и литературы, МАУО СОШ №200, г. Екатеринбург
Тема: В мире басни. (Урок- игра «Путешествие в город Басноград»).
Цели: 1.Обобщить знания учащихся о жанре басни, его истории; систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова; дать представление об отражении басенного творчества в музыке и живописи. Помочь перевести сведения о басне в личностный план ( т.е. реализовать компетентностный подход к усвоению материала.)
2.Развивать навыки коллективной работы, творческие способности детей через инсценирование литературного произведения, создание самостоятельного произведения, умение анализировать, сопоставлять литературный материал; формировать навыки поисковой работы.
3.Воспитывать интерес к отечественной истории и литературе, нравственные качества: доброту, честность, уважение к знаниям, умение видеть свои ошибки и просчеты.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуально – групповая.
Форма урока: игра - путешествие
Оборудование:
- портрет И.А.Крылова;
- иллюстрации детей к басням А.Крылова ( «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица» , «Мартышка и очки», «Кукушка и петух».);
- рассыпанная басни «Стрекоза и муравей.
- запись М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»;
- компьютер;
- медиапроектор;
- презентация «Из истории жанра басни»
- презентация «Басня в иллюстрациях ( художники: Рачев, Куприянов, Лаптев и др.)
- плакаты с изображением городского пейзажа, таблички с названием улиц: Историческая, Крыловский район, Творческая.
- награды победителям – книги И.А.Крылова, брелки с изображением животных.
Опережающее домашнее задание.
В группах :
1. Приготовить инсценировку басни ( «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Кукушка и петух».)
2.Сделать художественную иллюстрацию к басне, приготовить ее защиту.
3. Написать свою басню на тему школьной жизни.
Индивидуально:
1. Приготовить презентацию «Из истории жанра басни».
2. Приготовить презентацию «Басня в иллюстрациях ( художники: Рачев, Куприянов, Лаптев и др.)
3.Подготовиться к исполнению ролей: мэра города Баснограда, летописца, хранителя музея И.А.Крылова, искусствоведа, пресс – секретаря литературного центра.
Ход урока.
1. Создание эмоционального настроя.
Звучит музыка – отрывок из цикла Мусоргского «Картинки с выставки»
2.Вступительное слово учителя.
Ребята, кто знает, отрывок из какого музыкального произведения мы с вами только что прослушали? (Мусоргский «Картинки с выставки».)
Как вы думаете, случайно ли это произведение прозвучало в начале нашего урока? Какой жанр литературного произведения близок этой музыке и почему? (Басня. Возникает зрительная картинка с определенным сюжетом.)
Но сегодня наш урок будет необычным, это будет урок – игра, урок – путешествие. И отправимся мы с вами в необычный город Басноград.
3.Определение целей урока.
Как вы думаете, ребята, что мы сможем узнать в нашем путешествии и чему научиться, судя по названию города ?
1.Обобщим наши знания о басне, как жанре, узнаем что – то новое об ее истории, о творчестве известных баснописцев.
2.Научимся сами создавать басни, исполнять их, разыграем маленький спектакль, будем решать творческие задачи.
4.Основная часть урока.
Учитель: Ну что ж, наше путешествие начинается. Закройте глаза, представьте, что мы с вами сели на ковер – самолет и перенеслись в волшебный город Басноград.
Звучит музыка.
Вот мы и на месте. Но что это? Нас, кажется, встречают хозяева города.
Вперед выходят два стражника и мэр города Баснограда.
Мэр: Приветствую вас, о, благородные путешественники. Мы рады видеть вас у ворот нашего города, но по Уставу города в него могут войти лишь те, кто знает все о басне как о литературном жанре. Если вы разгадаете кроссворд и выполните практическую работу, то ворота города откроются перед вами. За каждый правильный ответ вы получите жетон. В конце игры количество набранных жетонов определит победителя.

Разгадывание кроссворда.
1.Человек, пишущий басни. (Баснописец.)
2.Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.(Басня.)
3.Самый известный русский баснописец. (И.А.Крылов.)
4.Художественный прием, заключающийся в перенесении человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. (Олицетворение.)
5.Веселая добродушная насмешка. (Юмор.)
6.Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория.)
7.Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. (Мораль.)
Практическая работа№1 (5 мин.)
Определите, иллюстрацией какого выразительного средства являются предложенные цитаты:
1.Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) антитеза
б) мораль
в) метонимия
2.Проказница – мартышка,
Осел, Козел да Косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
а) сравнение
б) литота
в) олицетворение
3. Лиса – хитрость, Ворона – глупость, Волк – коварство и злость.
а) аллегория
б) ассонанс
в) метонимия
4.Не оставь меня, кум милый,
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Накорми и обогрей.
а) литота
б) эпитеты
в) звукоподражание
Мэр: Ну что ж, экзамен на знание теории жанра басни вы сдали успешно. Открыть ворота путешественникам. Добро пожаловать в город!
Учитель: Спасибо, уважаемый мэр! А мы продолжаем наше путешествие. И первая улица, на которую мы попадаем в Баснограде, носит название Историческая. Как вы думаете, что мы можем узнать о басне на этой улице, судя по ее названию? ( Мы узнаем об истории жанра басни.)
Вы совершенно правы, нас ждет экскурс в историю. А вот нас встречает местный летописец.
Летописец: Здравствуйте, дорогие гости! Давненько никто не заглядывал на нашу улицу. А между тем, здесь много интересного! Вот послушайте, что я вам расскажу.
Мультимедиа – презентация.
Басня – это литературный жанр, который берет свое начало в далеком прошлом. Особое место в становлении и развитии жанра принадлежит Древней Греции. Ученые считают, что первая басня, дошедшая до нас, создана Гесиодом – это притча о соловье и ястребе, обращенная к жестоким и несправедливым правителям. Но, по преданиям, основоположником басни считают древнегреческого поэта – философа и мудреца Эзопа. Почему Эзоп начал сочинять басни? Потому что Эзоп был рабом, и ему нельзя было говорить все, что он думает, в лицо, прямо. Поэтому он изобрел особый иносказательный язык, наделяя животных и неодушевленные предметы человеческими чертами характера. Этот особый язык сегодня называется «эзоповым языком».
Традиции Эзопа были продолжены в творчестве других античных авторов: к басенному творчеству возвращались Гораций и Плутарх.
В 17 в. Древний жанр был возвеличен во Франции – Ж. де Лафонтеном, в Германии – Лессингом.
А вот в России басни писали: Ломоносов, Сумароков, Хемницер, Майков. Но высшего своего расцвета басня достигла в творчестве И.А. Крылова.
Я думаю, вам интересно будет услышать, как звучала басня в разные эпохи. Сейчас вы услышите басни Эзопа, Лафонтена и Крылова… После прочтения вам нужно будет ответить на вопрос: чем отличаются эти басни и что у них общего?
3 – ое учащихся читают басни Эзопа, Лафонтена и Крылова.
Класс по группам дает ответ на вопрос.
Учитель: Ребята, давайте поблагодарим летописца за интересную экскурсию. А нам пора снова в путь. Путешествие продолжается , и мы с вами попадаем в центральный городской район Крыловский. Кто догадался, почему он так называется?
Мы с вами на пороге музея И.А.Крылова. А вот нас встречает главный хранитель музея. Добрый день!
Хранитель музея И.А.Крылова: Здравствуйте, вы попали в самый большой район нашего города – он центральный в столице, поэтому все жители знают И.А.Крылова и его басни. А вот сейчас мы проверим, что знаете о них вы.
Викторина по биографии Крылова.
1.Где и когда родился И.А. Крылов? ( в1769г., в Москве.)
2. Кем были его родители? ( Обедневшие дворяне.)
3. В каком году были изданы первые басни Крылова? (в 1788г.)
4. Сколько всего книг с баснями Крылова было издано? (8.)
5. С какими великими людьми своего века был знаком Крылов?
6. Какие профессии освоил Крылов за свою жизнь? ( Слуга, подканцелярист, переводчик, журналист, издатель, писатель.)
7.Каким орденом наградили Крылова в честь его 70 – летнего юбилея? (Звездой ордена Святого Станислава.)
8.Сколько басен написал Крылов? (205.)
9. На сколько языков переведены басни Крылова? ( 60.)
10. Кого высмеивает Крылов в своей басне «Квартет»? (Царя Александра I и его министров.)
11.Какому событию русской истории посвящена басня «Волк на псарне»? (Отечественной войне 1812 г., изгнанию французов из России, Крылов послал эту басню Кутузову в действующую армию.)
12.В каком городе Крылову поставлен памятник? (в Санкт- Петербурге.)
Хранитель музея И.А.Крылова: Ну что ж, о баснописце вы знаете много, а вот сейчас проверим, как вы знаете его произведения? Басня никогда не бывает нудной, она поучает незаметно, мудро, лукаво. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать. Попробуйте проинсценировать любую басню Крылова . Определите мораль каждой басни и оцените исполнение своих товарищей.
Ребята инсценируют следующие басни Крылова: «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Кукушка и петух».
Хранитель музея И.А.Крылова: Давайте определим победителя в конкурсе инсценировок. Обоснуйте свой выбор.
Ответы по группам.
Хранитель музея И.А.Крылова: И в заключении я предлагаю вам выполнить небольшую практическую работу, в которой вы сможете вспомнить героев разных басен (поможете героям найти свою пару), вспомните «крылатые выражения» из басен Крылова и даже сможете сами сконструировать басню из разрозненных отрывков. Победит тот, кто выполнит эту работу быстрее и правильнее. Результаты выполнения оценит жюри.
Практическая работа №2 (5 мин.)
1.Помоги герою басни найти свою пару. Соедини их стрелочками.
Свинья Демьян
Моська Стрекоза
Повар Волк
Ворона Петух
Ягненок Желуди, дуб.
Кукушка Лисица
Муравей Слон
Фока Кот
2.Объясни смысл крылатых выражений из басен И.А.Крылова.
1.«Слона – то я и не приметил…» (Что – то важное не было замечено.)
2. « А воз и ныне там…» (Дела не сдвинулись с места.)
3. «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку…» (Угодничество.)
4. «…Рыльце у тебя в пушку…» (В чем - то виноват и пытается это скрыть.)
5. «Когда в товарищах согласья нет…» (Если нет договоренности , ничего нельзя решить.)
3.Назови поговорку, вышедшую из названной басни.
1. «Волк и Ягненок» ( У сильного всегда бессильный виноват. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.)
2. «Лебедь, Щука и Рак» (Когда в товарищах согласья нет, на лад из дело не пойдет.)
3. «Квартет» ( А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.)
4. «Кот и повар» (А Васька слушает да ест.)
5. «Стрекоза и Муравей» ( Ты все пела? Это дело... Так поди же, попляши.)
4. Восстановите басню И.А.Крылова из отдельных фраз. Вспомните и запишите ее название.
Дети должны собрать из отдельных фраз басню « Стрекоза и Муравей» и склеить ее на отдельном листе.
Хранитель музея И.А.Крылова: Вы неплохо потрудились, результаты вашей работы оценит жюри, а пока оно это делает, я приглашаю вас в нашу художественную галерею. Наш искусствовед расскажет вам об иллюстрациях разных художников к басням Крылова.
Мультимедиа – презентация по иллюстрациям Рачева, Куприянова, Лаптева и др.
Искусствовед: вот так увидели героев Крылова известные художники, а как увидели этих героев вы?
Защита иллюстраций по группам – по 1 от каждой группы. (Проиллюстрировать басни, которые были проинсценированы : «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица» , «Мартышка и очки», «Кукушка и петух».)
Хранитель музея И.А.Крылова: Ребята, вы с честью выдержали все испытания, показали свои знания эрудицию. Я думаю, жюри по достоинству оценит ваш труд. А нам пора прощаться, я хочу пожелать вам доброго пути.
Учитель: Ребята, наше путешествие близится к концу. На нашем пути осталась только одна улица. И называется она Творческая. На ней находится литературно – творческий центр Баснограда. И нас встречает пресс – секретарь этого центра.
Пресс – секретарь: Здравствуйте, друзья! Мы рады приветствовать в нашем центре знатоков басни, т.к. только знатоки могут добраться до него, пройдя все конкурсы и испытания на своем пути. Я думаю, что вы творческие натуры и с успехом пройдете последний творческий конкурс. Вам дано было домашнее задание - написать свою басню в прозе или в стихах , ведь теперь вы знаете о басне почти все.
Конкурс домашних заданий. Каждая группа представляет свою басню, а класс выбирает лучшую через обсуждение.
Пресс – секретарь: Басни у вас получились очень интересные, мы поместим их в музей нашего пресс – центра в память о сегодняшней встрече. Я благодарю вас и желаю вам дальнейших творческих успехов.
5. Рефлексия:
Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся с вами в наш класс. А пока жюри подводит итоги соревнования, я хочу у вас узнать, понравилась ли вам наша игра и кого бы вы хотели поблагодарить сегодня? А ,может быть, вы выскажете свои пожелания на будущее.
Ребята благодарят за игру .
Учитель: Я тоже хочу поблагодарить всех вас за то, что вы так активно играли, за ваш труд. И надеюсь, что знания, полученные вами сегодня, пригодятся вам в жизни.
Награждение победившей команды книгами И.А.Крылова, всем остальным на память вручаются брелки с фигурками животных.

Оценочный лист.
Группа №____________________
Вид задания Количество баллов
1. Практическая работа №1
2. Конкурс инсценировок
3. Практическая работа№2
4. Конкурс иллюстраций
5. Конкурс сочинения басен
6. Количество набранных жетонов
Итого:
Место:


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: izmodenova53
Просмотров: 6754 | Загрузок: 426 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Урок, построенный в режиме игры, всегда продуктивен!  Очень удачная подборка всего материала! Спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог