Цели:
- познакомить с произведениями русских поэтов и писателей, описывающими образ степи, выяснить символику её образа; закреплять знания по теории литературы (художественное пространство, микрообраз, макрообраз);
- развивать мышление, речь, память, воображение, внимательность; отрабатывать навыки выразительного и беглого чтения, связного полного ответа; умения по определению языковых художественных средств
- воспитывать любознательность, активность, добросовестность, интерес и любовь к природе, внимательное к ней отношение.
Оборудование: русская народная песня «Степь да степь кругом…», иллюстрации степи.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Поэтическая пятиминутка.
2. Сообщение результатов анализа стихотворений И. Бунина, Е. Курдакова, Т. Мадзигон.
3. Обобщающий вывод по всем изученным стихотворениям о лесе на основе вопросов:
– Почему лес – макрообраз?
– Какие временные моменты жизни леса изображаются?
– Каково отношение разных авторов к лесу? Что общего?
– Какие языковые художественные средства используются авторами и для чего?
кроссворд «Географический пейзаж» на основе опорных букв.
III. Формирование новых понятий и способов действия
- Проблемный вопрос:
– Вспомните произведения, в которых встречалось описание степи.
– Что, по–вашему, может символизировать степь в литературе? Что она символизирует в прослушанной песне?
- Чтение темы 18.
- Чтение художественных текстов и анализ текстов по плану:
- микрообразы в описании степи;
- художественное время (суточного, природного цикла), или временные моменты жизни степи;
- характеристика степи, её признаки, черты;
- авторское отношение к степи (образы–переживания, образы–мысли);
- использованные изобразительно–выразительные средства и их значение.
+ вопросы учебника к теме 18.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
- Рабочая тетрадь, тема 18, задание 1. Определите годовое и суточное время степного пейзажа в стихотворениях, помещенных в хрестоматии.
И. С. Никитин, «Весна в степи». _________________________________________________________
И. З. Суриков, «Степь». _________________________________________________________________
2. Групповая работа по анализу «Степи» А. Чехова (степь утренняя, дневная, вечерняя).
А. П. Чехов родился в г. Таганроге, вокруг которого простиралась необъятная степь. «Степь я люблю и когда–то чувствовал себя в ней как дома»,– писал он.
3. Описание картины природы чеховской степи с использованием ключевых терминов к темам 13 и 15.
4. Рабочая тетрадь, тема 18, задание 2. Укажите образы степного пейзажа в произведениях, помещенных в учебнике.
А. А. Фет, «Степь вечером». __________________________________________________________
_________________________________________________________________
П. Н. Васильев, «Затерян след в степи солончаковой». ____________________________________________________________________________________
А. П. Чехов, «Степь». _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
5. Рабочая тетрадь, тема 18, задание 3. Выберите одно из произведений о степи, определите в нем виды пейзажа.
Автор _____________________, название ____________________________.
Виды пейзажа: _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
6. Рабочая тетрадь, тема 18, задание 4. Определите в этом же произведении виды художественного пространства.
Виды пространства: _____________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
7. Рабочая тетрадь, тема 18, задание 5. В стихотворениях А. А. Фета и И. З. Сурикова степь сравнивается с морем. Какие общие признаки выделяют поэты в степном и морском пейзажах?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
V. Этап информации о домашнем задании
- Перечитать тему 18.
- Наизусть одно стихотворение.
VI. Подведение итогов урока
VII. Этап рефлексии
Весь текст материала находится в приложенном файле
|