Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Уроки, конспекты


Урок русского языка в 5 классе "Обращение"

СКАЧАТЬ (41.0 Kb) 07.09.2014, 15:58
Крашенина Любовь Геннадьевна
учитель русского языка и литературы высшей категории, МКОУ СОШ № 1 п. Новошахтинского Приморского кр
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Обращение».
Крашенина Любовь Геннадьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МКОУ СОШ № 1 п. Новошахтинского Приморского края.
Цели:
Сформировать представление об обращении, его роли в предложении;
Учить находить обращение в предложении;
Учить отличать подлежащее от обращения;
Учить постановке знаков препинания при обращении;
Развивать устную и письменную речь учащихся.
Оборудование: компьютер, экран.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Фронтальное повторение.
Цель нашего урока - повторить пройденный материал и изучить новую тему, а какую, мы обсудим позже.
- Как называется раздел языка, который мы с вами изучаем? (синтаксис)
- Что изучает синтаксис?
- Без чего предложение не существует?
- Какие члены предложения, кроме главных, могут быть в предложении?
- Какие изученные конструкции могут осложнять предложение?
- Где может находиться обобщающее слово?
- Какие знаки препинания используются в предложениях с обобщающими словами?
Итак, мы вспомнили, чем может быть осложнено простое предложение. Молодцы, вы хорошо поработали. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, чем еще может быть осложнено простое предложение.
3. Изучение нового материала.
(1-й слайд с рисунком из мультфильма»33 попугая», на нем изображены: мартышка, слон, удав, а в реке - крокодил)
Я прочитаю вам сказку, а вы слушайте внимательно и подумайте, о чем мы будем с вами говорить дальше.
Сказка (текст взят из книги В.М. Бурмако «Русский язык в рисунках», М., «Просвещение», 1991г.)
Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: «Э-э-э-э-й!» Но Крокодил молчал, как будто набрал в рот воды.
- Как же к нему обратиться?- размышлял Слоненок…
- Я придумала! Придумала! Придумала! - закричала Мартышка. - Я придумала обращение! Давайте назовем его имя!
- Крокодил! - закричали гости хором. – Мы пришли к тебе!
- Кто это обращается ко мне так вежливо?- приоткрыл один глаз Крокодил. – Да это мои друзья!..
На другой день Мартышка всем сообщила:
- Я придумала обращение! Назовите по имени того, к кому обращаетесь, и он обязательно вам ответит!
- А если хотите написать письмо, - добавил Удав,- не забудьте отделить обращение запятой!
(2-й слайд, на нем нарисован крокодил и после рисунка стоит запятая, а ниже записано предложение: Крокодил, мы пришли к тебе!)
- Итак, что же придумала мартышка?
- Когда мы пользуемся обращением?
- Запишем тему нашего урока: «Обращение».
- А какой совет дал удав?
- Давайте запишем предложение: Крокодил, мы пришли к тебе!
(3-й слайд со словами: ОБРАЩЕНИЕ).
Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а, значит, и в жизни.
Работа с учебником.( Русский язык. 5класс. Т.А. Ладыженская)
А) стр.85, п.42, упр. под звездочкой и чтение параграфа;
Б) Упр.205
- Прочитайте сказку выразительно.
- К каким частям своего тела обращалась Лиса?
- Каковы эти предложения по цели высказывания?
- Запишем с вами предложения, в которых Лиса обращалась к глазам и хвосту.
- Где находятся обращения в этих предложениях? А как выделены?
- Посмотрите, как подчеркивается обращение. Подчеркивали ли мы с вами так какой-либо член предложения? Какой из этого можно сделать вывод?
В) - Давайте посмотрим, как еще может выделяться обращение.
Стр.86, упр. под* и правило.
Г) (4-й слайд, а у учеников листы распечатанные с заданиями)
Задание №1.
Прочитайте предложения. Найдите обращения, расставьте недостающие знаки. Составьте схемы.
Схемы.
Свет мой, зеркальце скажи,
Да всю правду доложи…
Ах ты мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Чего тебе надобно старче?
Дурачина ты, простофиля!
Выпросил дурачина корыто!
- Ребята, вы узнали, из каких произведений эти отрывки? Назовите автора и названия произведений.
- Давайте проверим, какие знаки препинания вы вставили.
- Вы обратили внимание, что некоторые обращения состоят из двух и более слов.
- Какие схемы у вас получились? (ученики на доске чертят схемы).
- А кого из героев вы узнали?
-Как характеризуют героев эти разные обращения? Вы бы смогли полюбить такую царицу? Почему?
Вывод: обращения могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. При обращении можно понять, каков человек. Обращением можно выразить ласку, доброту, уважение и, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращения раскрывают характер героя. У человека тонкая и ранимая душа, подбирайте слова, когда обращаетесь к нему.
-Следующее задание поможет разобраться вам, как следует обращаться к тому или иному человеку. (5-й слайд)
Задание №2.
Соедините стрелками обращения с теми людьми, которые их произносят.
- Здравствуй, Коленька! Начальник.
- Здравствуйте, товарищ Иванов! Сестра
- Доброе утро. Николай Петрович! Товарищ
- Будь здоров, Николай! Сослуживец.

Д)(6-Й слайд)
-Запишите два предложения:
Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.
Чем вы, гости, торг ведете?
- Какое слово повторяется в этих предложениях?
- В каком предложении это слово является подлежащим? Подчеркните.
- В каком выступает в качестве обращения?
- Задумаемся над вопросом: как мы будем различать два этих явления? ( Обращение не является членом предложения)
-Докажите это, выполнив синтаксический разбор предложения:
Бог вас, дети, наградит.
-Задайте вопрос к слову дети.
-Назовите личные местоимения во 2-ом и 3-ем предложениях. Какими членами предложения они являются? (вы, вас). Как вы думаете, являются ли они обращениями? Называют ли они того, к кому обращаются с речью?
Вывод: местоимения ВЫ, ТЫ не должны использоваться в качестве обращений. Кто их использует в речи в таком качестве, тот некультурный человек.
Е) ФИЗМИНУТКА,
Ж) Вы молодцы. Мы уже подходим к завершению нашего исследования.
Задание № 3. Самостоятельная работа.
Ребята, вам необходимо найти обращения в предложениях, расставить недостающие знаки. Это задание очень важно выполнить, поскольку оно покажет, понятна ли вам тема и не нужна ли кому-то дополнительная помощь.
Князь им вымолвил тогда: « Добрый путь вам господа!»
Здравствуй грозная царица.
Ветер ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
Не тужи душа моя это чудо знаю я.
Ты царица всех умнее, всех румяней и белее.
Балда погоди ты морщить море…
(Сдайте, пожалуйста, свои работы)
З) - Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Давайте все, что мы узнали, оформим в единый ответ. Закончите предложения:
(7-й слайд)
Обращение-это слово (или словосочетание), называющее того,--------------------------------------------- .
В устной речи обращение выделяется-------------------------------------------------------------------------------- ,
а в письменной--------------------------------------------------------------------------------------------------------------- .
Обращение по составу может быть------------------------------------------------------------------------------------ .
Обращение не является--------------------------------------------------------------------------------------------------- .
Слова ТЫ и ВЫ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------- .
Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится-------------- .
И) А сейчас (ФИ ученика) прочитает стихотворение об обращении. Вы его тоже можете выучить.
Всем нам при общении
Поможет обращение.
Можно смело обратиться
К людям, звездам или птицам.
Только, друг, не забывай,
Запятые расставляй.
4. Итог урока.
5.Домашнее задание: п.42, сильным уч-ся выписать из басен Крылова И.А. 4предложения с обращением; Слабым-упр.208.
Использованная литература:
Учебник .Русский язык. 5класс. Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов и др. , М., «Просвещение», 2009г.;
«Русский язык в рисунках». В.М.Бурмако,М., «Просвещение», 1991г.
Сказки. А.С.Пушкин.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: lkrashenina
Просмотров: 3363 | Загрузок: 175 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
1 ТАТЬЯНА   (13.11.2015 18:45) [Материал]
Я учиттель. Очень нравятся методические материалы вашего сайта. Хотелось бы некоторыми воспользоваться.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог