Урок русского языка в 6 классе «Отрицательные местоимения» Цели: Образовательная: формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений и навыка их правильного написания Формировать УУД: - Личностные УУД: умение извлекать информацию, содержащуюся в ЭОР и учебнике и применять полученные знания - Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей. - Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Тип урока: изучение нового материала Планируемые результаты: • Предметные: умения находить различные формы отрицательных местоимений в тексте, определять их роль в тексте; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами и без предлогов • Личностные: уметь ориентироваться в справочном материале, проводить самооценку своей деятельности • Метапредметные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней (Р); Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией (К), Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. (П)
Учащиеся должны знать смысловые и грамматические особенности отрицательных местоимений и уметь извлекать информацию из текста, содержащего теоретические сведения, а также представленную в виде таблицы, определять их слитное и раздельное (в три слова) написание, Оборудование: компьютер с выходом в интернет, проектор, на доске карта «Страна местоимений», подготовленная в начале изучения темы. У каждого ученика «Маршрутный лист» (форма оценочного листа), текст стихотворения Б.Заходера «Джонни» ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Цели: Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении темы «Местоимение» и раскрытия в процессе совместной деятельности лексико-грамматических особенностей отрицательных местоимений 1. «Ориентирование в пространстве» Проверка домашнего задания (на дом было задано упражнение № 682). Два ученика распределяют на карте местоимения из текста упражнения (по разрядам – областям), задание классу: назвать автора и названия произведений, из которых взяты эти строки. Обмен тетрадями для взаимопроверки. После проверки каждый выставляет баллы в соответствующей графе 2. «Лингвистический эксперимент». Вспомните и запишите в столбик относительно-вопросительные местоимения Кто Что Какой Чей Сколько Теперь напротив каждого напишите это же местоимение, прибавив к нему приставку НЕ или НИ. Что изменилось в значении слова? Местоимения какого разряда получились? На что они указывают? Сформулируйте тему нашего урока-путешествия и запишите её в Маршрутный лист. Сформулируйте для себя учебно-познавательную задачу (научиться определять отрицательные местоимения, знать их лексико-грамматические особенности и уметь писать их без ошибок.
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи Цель: формирование умений извлекать информацию, содержащуюся в ЭОР и учебнике и применять полученные знания 1. «Добывание полезных знаний» - Работа с электронной таблицей «Отрицательные местоимения». Изучив данную таблицу, расскажите о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c8ed329e-c0a7-49ed-8e18-0af11fa6f7a6/%5BIS-TA_05-11_06%5D_%5BIA_09-AT%5D.swf
- А теперь обратимся к учебнику (§ 63, стр.312). Какие дополнения вносит материал учебника? (Местоимения НЕКОГО, НЕЧЕГО не имеют формы И.п) - Упражнение № 683 выполняем устно (дополните склонение местоимений). Как пишутся местоимения, употреблённые с предлогом? ЭТАП 3. Практикум Цель: формирование умения находить различные формы отрицательных местоимений в тексте, определять их роль в тексте; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами и без. 1) Работа с текстом. Прочитайте стихотворение Б.Заходера «Джонни», ответьте на вопросы. • Каков смысл шуточного стихотворения Б.Заходера? • Местоимения какого разряда играют в нём ключевую роль? • Найдите формы одного и того же местоимения. • Каким членом предложения являются отрицательные местоимения в тексте? • Какие орфограммы отрицательных местоимений можно повторить на материале стихотворения? Джонни Жил на свете Джонни. Знаете его? Не было у Джонни Ровно ничего! Нечем подкрепиться, Нечего надеть, Не к чему стремиться, Не о чем жалеть, Нечего бояться, Нечего терять... Весело живется, Нечего сказать! 2) Подведение промежуточных итогов. Блиц-опрос - Какие местоимения называются отрицательными? - От каких местоимений образуются отрицательные местоимения? - С помощью каких приставок образуются отрицательные местоимения? - В каком случае местоимения с НЕ и НИ пишутся раздельно? - Какие отрицательные местоимения не имеют И.п.? Отметка заносится в "Маршрутный лист”. 3) Творческий диктант. - Подберите к данным глаголам отрицательные местоимения, графически обозначьте орфограмму. Не спросил ( ), не догадывался ( ), не создавал ( ), не советовал ( ), не сомневался ( ), рассчитывать ( ), торопить ( ), не радовался ( ), встречаться было ( ), слушать было ( ), говорить было ( ). Самопроверка с демонстрацией (отметка заносится в "Маршрутный лист”). ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция Цель: выявить уровень усвоения знаний по теме урока Тест в виде игры «Да-НЕТки» Верно ли, что 1. Отрицательные местоимения указывают на отрицание предмета, признака или количества? 2. Отрицательные местоимения образуются от вопросительно-относительных местоимений с помощью приставок НЕ- и НИ-? 3. Местоимения НЕКОГО и НЕЧЕГО имеют форму именительного падежа? 4. Отрицательные местоимения всегда пишутся слитно? 5. Отрицательные местоимения могут писаться в три слова? ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание Цель: организовать оценку результатов работы и постановку собственной учебной задачи в процессе выполнения Д/З Пришло время подсчитать общее количество баллов 23-22 – оценка 5 21-20-оценка 4 Менее 19 б.- оценка 3. Домашнее задание. 1. Прочитать § 63, составить рассказ по теме "Отрицательные местоимения” или «Что нужно помнить о правописании отрицательных местоимений» (на выбор) 2. Письменно выполнить упражнение 684 Рефлексия. Ребята, наше путешествие в страну «Местоимение» продолжится на следующем уроке. Было ли сегодня интересно на уроке? Было ли трудно? Чему мы научились? Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения: Я узнал… Мне понравилось… Я открыл для себя…
|