Тема: «Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них» (учебное занятие по закреплению полученных знаний и способов деятельности)
Тип урока: урок закрепления знаний и способов деятельности
Цель |
обобщить теоретические знания, проверить практические навыки по теме «Обособленные определения и приложения» |
Задачи |
- образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Обособленные определения и приложения», обобщить материал как систему знаний;
- развивающие: развивать умение классифицировать обособленные члены предложения, выявлять общие условия обособления второстепенных членов предложения, посредством работы с текстом развивать коммуникативные навыки, развивать познавательный интерес к урокам русского языка, расширять общую осведомлённость об окружающем мире;
- коррекционные: создать условия для развития логического мышления, образной памяти, самоконтроля в процессе выполнения заданий к тексту;
- воспитательные: создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности; воспитывать чувство патриотизма гражданственности гордости за российских воинов
|
|
|
Планируемые результаты |
Предметные:
- Знать условия обособления определений
- Уметь применять изученное правило, объяснять выбор условия, грамотно строить свою устную и письменную речь
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
- Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
- Уметь обобщать и делать выводы (Познавательные УУД).
|
Основные понятия |
Обособленные определения, выделительные знаки препинания, причастный оборот, приложение, орфограмма, пунктограмма |
Оборудование: карточки с текстом для анализа, проектор, экран, компьютер, презентация,
оценочные листы
Формы работы на уроке: - индивидуальные и групповые формы работы
Виды работы: - работа с текстом
- синтаксический разбор предложения
- творческая работа (графический диктант,
- сопоставительный анализ синтаксических синонимов,
выборочная работа)
- работа с деформированным текстом
Оборудование: Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова и др.; -М.: Просвещение, 2011; индивидуальный раздаточный материал: таблица с пропусками, таблица для самоконтроля, текст для комплексного анализа; мультимедийный проектор, экран, видеопрезентация.
Аннотация к уроку
Урок предназначен для учащихся 8 класса, составлен на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». Авторы – составители: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский (Москва.:Просвещение, 2010) к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной и др. (М.: Просвещение, 2011).
Урок имеет познавательно-практический характер, оказывает огромную помощь учителю и детям для подготовки к региональному экзамену. Условно делится на две части: теоретическую и практическую.
В первой части посредством контрольного опроса, работы по карточкам и тестам проверяется теоретическое и практическое усвоение не только новой темы, но и повторение ранее изученных орфограмм. *Таблицы располагаются в конце документа. Правила в таблице приближены к формулировкам правил, данных в учебнике.
Вторая часть - анализ текста - позволяет выявить уровень сформированности практических навыков находить обособленные члены предложения, определять их тип, выделять их знаками препинания в соответствии с изученными правилами.
Языковой материал урока носит познавательный характер, отобран с целью формирования у учащихся интереса к истории нашей страны, к ее героям – нашим землякам, расширения общей осведомлённости об окружающем мире.
Урок имеет коррекционную направленность, построен с учётом специфических особенностей обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях. Это
- Отбор материала с учётом его доступности и практической значимости для усвоения новых знаний.
- Выделение подготовительного этапа, в течение которого устраняются некоторые пробелы в знаниях, актуализируется и организуется имеющийся у учащихся опыт.
- Расчленение сложных связей изучаемого материала урока на элементы и поэтапное усвоение каждого из элементов.
- Неоднократное повторение одного и того же материала.
- Использование приёмов, повышающих активность мыслительной деятельности школьников и уровень осознания ими изучаемого материала.
- Использование различных видов наглядности и речевых опор.
Эпиграф: У каждого из нас есть долг:
долг перед страной, долг перед товарищем,
долг перед совестью.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности
- Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня у ребят урок уж очень важный.
- Добрый день, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой, поделитесь хорошим настроением.
Здравствуйте, дети! (Дети в ответ кивают головой). Садитесь. Я рада новой встрече с вами и надеюсь, что наше общение на уроке будет полезным и интересным.
- Проверьте наличие на столах всех школьных принадлежностей: дневник, тетрадь, пенал, карточки, которые я положила, пока отложите в сторону.
- Ребята, давайте обратимся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока.
- Прочитайте. Как вы понимаете эти слова? (Мы живет в государстве, в обществе. Мы должны отвечать за свои поступки, дела, жить на благо. Но самым главным судьей является наша совесть).
- Объясните постановку знаков препинания в этом предложении.
- Долг перед товарищем. Определите тип связи словосочетания. Переделайте его в согласование. (управление; Товарищеский долг)
- Эти слова я выбрала не случайно. Они связаны с нашим уроком, но как, на это мы ответим в конце урока.
II. Актуализация знаний учащихся
- Орфоэпическая разминка (СЛАЙД)
- Прочитаем ряды слов и найдем «четвертое лишнее»: слово, в котором не правильно поставлено ударение.
- таможня, сирота, газопровод, зубчатый (3)
- усугубить, цепочка, щавель, звонит (4)
- допивший, банты, диалог, ремень (2)
- клала, балованный, случай, ракушка (1)
2. Индивидуальная работа (разноуровневая)
Работа с тестом (слабые)
A1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) разд…литься, г…рьковатый, отр…сль
2) угн…тенный, осв...домленный, прик...сновение
3) с...мволический, дост…жение, ст…мулировать.
4) кр…стовина, р…месленник, узн…вать
A2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) усл…жнение, ин...рционный, вып…лил (из фанеры)
2) зав…зав, подр…жать, ср…внение
3) нисп…дать, осн…стить, оз…рение
4) прит…жение, пер…одический, с…реневый
A3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) осл…жнение, подст…лить, сд…ржанный
2) гр…хотать, прик…зать, разг…ряченный
3) пер…одический, препод…ватель, посп…шили
4) с…реневый, пож…леть, прит…жение
A4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) зав…зать, б…тонный, пл…нительный
2) проф…ссионально, ин…рционный, закр…питься
3) м…лиционер, пост…жение, присп…собление
4) рассм…треть, г…рячий, предст…вление
- проверьте по ключу
Ответы: 3,1,3,2
Сравнивают свои результаты с эталоном, ставят оценки в «Оценочный лист».
Работа с предложением
Кузнецова Настя
Государство, пославш… их на войну, до сих пор (не) ответило н… на один вопрос, зада…ый после трагеди… .
- Объяснить орфограммы, расставить знаки препинания.
- Найдите в это предложении сл-соч. со связью управление, согласование, примыкание.
«Тире между подлежащим и сказуемым». Расставьте знаки препинания
Куаншкалиев Рустам
- Родной край – сердцу рай.
- Жить – Родине служить.
- Русский солдат не трус.
- Святое дело – Родине служить.
- Выполнение воинского долга есть почетная обязанность солдата.
- Служить Отечеству - значит оберегать мирную жизнь нашего народа.
- 9 мая 1945 года – день Великой Победы советского народа над фашистскими захватчиками.
Сравнивают свои результаты с эталоном, ставят оценки в «Оценочный лист».
Индивидуальная работа по карточками
Сафиуллина А
Устюжанинова Н.
Журавлев П.
Зотов В.
(Не) замерзающий на зиму залив; (не) просохшая почва; (не) затворённая дверь; (не) сломлен трудностями; (не) усиливающийся, а успокаивающийся ветер; ничем (не) прикрытый; ещё (не) скошенный луг; (не) спавший от боли, (не) заметное укрытие, (не) победимый народ, (не) захвачен врагами.
(Если осталось время, сделать разбор 2 и 8 сл-соч.)
Работа на тренажере «Знаки препинания при однородных членах»
Гостева Кс.
- Проверка домашнего задания
Дома все выполнили упражнение? Есть у кого вопросы? Проверьте по слайду
Сравнивают свои результаты с эталоном, ставят оценки в «Оценочный лист».
III. Постановка проблемного вопроса.
-Перед вами одно из заданий нашего регионального экзамена. Попробуйте определить, какие знания и умения потребуются для его выполнения?
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Солдаты (1) измученные холодом и (2) гонимые ледяным ветром (3) скоро добрались до своего укрытия.
1) 1,2,3 2) 2,3 3) 1,2 4)1,3
- Итак, сделайте вывод, чем же мы будем сегодня с вами заниматься на уроке? Что должны взять с урока? (закрепить знания о постановке знаков препинания при обособленных определениях; продолжить подготовку к экзамену и т.д.)
IV. Запись темы урока
Запишите тему урока в рабочих тетрадях. «Обособленные определения. Знаки препинания при них»
1. Разбор проблемного задания.
- Выполните предыдущее задание. Объясните постановку запятых.
- А теперь повторим случаи обособления определений, используя примеры:
(по группам.
Гостева Кс. и Кузнецова Н. – контролируют правильность ответа)
1. Дорога, ведущая к горному ущелью, была залита солнцем.
2. Они, вернувшиеся с чеченской войны, принесли с собой как бы обновленную любовь к Родине.
3. Российские солдаты, решительные и мужественные, всегда готовы прийти на помощь Родине в трудные минуты.
4. Участвующих в боевых действиях за границей солдат называют «воины-интернационалисты».
Сравнивают свои результаты с эталоном, ставят оценки в «Оценочный лист».
V. Комплексная работа с текстом.
- Ребята, у вас на партах лежит текст, который познакомит нас с одним очень хорошим человеком, Алексеем Владимировичем Воробьевым. После прочтения этого текста, вы должны будете сказать, почему я решила предложить вам именно этот текст.
______________________________
Напрасно некоторые считают, что нынешние генералы Российской Армии не посылают в горячие точки своих сыновей. Это неправда. В числе десантников шестой роты из Пскова, погибших в Аргунском ущелье Северного Кавказа на территории Чеченской республики, был сын генерала, выпускник Рязанского десантного училища Алексей Владимирович Воробьев.
Жизнь старшего лейтенанта Алексея Воробьева имеет совершенно удивительную историю. Алеша воспитывался в семье деда в старинном русском селе Кандауровка, раскинувшемся вдоль оживленной магистральной трассы Бузулук – Уральск, Оренбургской области. Именно это место он называл своей настоящей Родиной. Здесь он с друзьями ловил рыбу, ходил на танцы в клуб.
Еще в школе Алексей, отличавшийся от сверстников своей глубиной, верой, любовью к России и ее истории, проявлял настойчивость и силу характера. Однажды в дневнике записал: «Я горжусь, что я - русский казак. Все мои предки, как бы то ни было, служили России, воевали за веру, Царя и Отечество. Я тоже хочу посвятить свою жизнь Родине».
Воспитанный на русских классических произведениях, он много читал книг и об истории нашего государства, любил слушать рассказы своих дедушек и бабушек о старине.
Юноша был строгим к себе и к окружающим. Друзья его за это уважали. Алексей - член политического клуба «Прометей». И в то же время он был романтиком, беспредельно любившим свою страну, свой народ. Алеша любил все русское: широкое поле, трепещущие на ветру березки, голубое небо с белыми, как лебеди, облаками, теплую летнюю росу, маленькими жемчужинами рассыпанную на изумрудной траве, раздольные русские казацкие песни и вообще всё-всё, что называется Родиной.
Как в школе, так и в десантном училище Алеша пользовался большим уважением среди товарищей. «Знаете, таких людей очень мало на этой земле. Алексей, добрый и честный, умел на все смотреть по-доброму, что бы ни происходило вокруг нас. Человек большой души и сердца, верный друг и патриот своей страны. Мы много спорили, размышляли, но всегда приходили к единому выводу.
А еще очень много читал книг, а потом мне их рассказывал. Я редко видел его в плохом настроении. От Алешки исходила какая-то сила, которая притягивала окружающих людей» (из письма Дмитриева, друга Алексея Воробьева, с которым они вместе учились в Рязани).
В Чечню Алексей пошел добровольно. И в том бою именно ему выпала особенно тяжелая доля. Ведущие в сторону Улус-Керта следы боевиков Воробьев увидел первым. Разведвзвод принял бой с бандитами 29 февраля, а утром 1 марта, прикрывая отход подчиненных, гвардии старший лейтенант Воробьёв погиб. Будучи раненым, он успел прошить автоматной очередью главаря боевиков, полевого командира Идриса.
За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии старший лейтенант Воробьев Алексей Владимирович удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно).
____________________________
Уже сегодня он стал легендой, а его имя является символом героизма, мужества и любви к Родине. Его недолгая, но наполненная смыслом, духом патриотизма и долга жизнь, будет ярким примером для нас.
- Итак, ребята, почему я выбрала этот текст.
ФИЗМИНУТКА (на фоне музыки Чайковского «Март»)
- Обратите внимание на стенд, на фотографии на слайде. Это наш земляк, Герой России. Посмотрите в окно. Какое время года? (весна). Какую параллель можно провести между весной и А.Воробьевым. (молодость, чистота, светлый, с улыбкой на лице, сила и т.д. Весна пробуждение – сын Алексея продолжение отца)
- Определите тему текста. О чем он? (о простом русском человеке, солдате, который отдал жизнь, выполняя свой патриотический долг; о нашем земляке).
- Кто уже слышал об Алексее Воробьеве? Его подвиге? (Похоронен на кладбище села Кандауровка. Одна из улиц в этом же селе названа в честь героя, а местной школе присвоено имя Алексея Владимировича Воробьева. В городе Пскове, на доме, где жил Герой, установлена мемориальная доска)
- Основная мысль текста? (автор раскрывает на примере одного солдата лучшие черты русских воинов, готовых отдать свою жизнь ради Родины. Воспевает героизм, мужество, храбрость, любовь к Родине; призывает знать имена героев, помнить об их подвиге)
- Озаглавьте текст. (Герой России. Героями не рождаются, а становятся. Подвиг нашего земляка. Алексей Воробьев – Герой России)).
- Определите стиль и тип речи. Докажите. (Публицистический стиль речи. Тип – повествование с элементами описания).
- Какое высказывание противоречит содержанию текста?
1. Не случайно стали крылатыми такие слова из «Песни о Соколе»: «Безумство храбрых – вот смысл жизни!»
2. Любовь к Отечеству, есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть.
3. Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего.
4. Величественным Реквиемом звучат в памяти людей слова: «Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей страны».
- Докажите свое утверждение. (Алексей очень многое успел сделать в жизни. Все, за что он брался, доводил до конца, относился ко всему ответственно).
- Начертите схему 4 предложения в тетрадях, а Журавлев Паша – на доске. Объясните постановку знаков препинания.
- Ребята, что из себя представляет предложение в самой прямой речи? (простое с обособленным определением, выраженным причастным оборотом).
- Проверим.
Выборочная работа
СЛАБЫЕ – выпишите предложение, которое соответствует 1-й схеме
X, / /, … .
СИЛЬНЫЕ – выпишите предложение, которое соответствует 2-й схеме
Х, / и /,… .
СРЕДНИЕ – выпишите предложение, которое соответствует 3-й схеме
/ / Х.
- Ребята, прочитайте предложения, которые вы выписали. Объясните, почему вы обособили (не обособили) определения.
Синтаксический разбор предложения
- Ребята, найдите последнее предложение в тексте. Выполним его синтаксический разбор.
За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии старший лейтенант Воробьев Алексей Владимирович удостоен звания Героя Российской Федерации.
(Утвердительное, повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом)
- Ребята, укажите вид сказуемого в этом предложении. (составное именное сказуемое)
- Какие еще виды сказуемых вы знаете?
- Выпишите из предложений текста составное глагольное сказуемое (хочу посвятить жизнь), составное именное сказуемое (был строгим), простое глагольное сказуемое.
- Вернемся к предложению, с которым работали. Объясните орфограмму, встретившуюся в словах проявленные, удостоен (причастия полная и краткая форма).
- Найдем слова на это же правило в тексте и выпишем их в тетрадь, графически объясняя написание Н-НН. (совершенно, в старинном, воспитанный, подчиненных).
- Ребята, посмотрите внимательно еще раз на текст. Сколько обособленных определений встретилось нам в тексте. Прочитаем по цепочке!!!!!!!. (Можно выделить карандашом).
- Как вы думаете, какую роль играют обособленные определения в тексте, в предложениях? (Они придают особую смысловую емкость и выразительность тексту, делают нашу речь яркой, красивой. Они «дают нам возможность нагружать наши выражения, не перегружая их, усложнять мысль, не усложняя в такой же степени ее выражения», - говорил А.М.Пешковский. Обособленные члены в предложении обычно играют двойную роль: они являются второстепенными членами и одновременно выражают добавочное сообщение, при этом причастия и деепричастия выступают в качестве второстепенных сказуемых с зависимыми словами, выражающими добавочное сообщение)
- Яркость и выразительность нашей речи придают средства художественной выразительности. Найдите, какие тропы мы встречаем в нашем тексте. (трепещущие березки, как лебеди, маленькими жемчужинами на изумрудной траве, песни раздольные, горячие точки , выпала тяжелая доля).
Графический диктант (со слабыми)
- Потрясенные, мы никогда не забудем славный подвиг псковских десантников.
- Человек, заглянувший в лицо смерти, лучше узнает цену жизни, цену дружбы, любви к Отечеству.
- Выдвигавшаяся в сторону Гудермеса колонна была атакована боевиками.
- Они (десантники), оставшиеся в живых, рассказали всю правду о том страшном бое в Аргунском ущелье. (взаимопроверка по слайду)
Сравнивают свои результаты с эталоном, ставят оценки в «Оценочный лист».
Сопоставительный анализ синтаксических синонимов (сильным)
- Ребята, сравните два предложения. Сделайте вывод и по аналогии составьте предложение из предложенных, которое будет осложнено обособленным определением.
Вечером почти все пели особые песни, вспоминали товарищей, которые отдали свою жизнь за Родину. - Вечером почти все пели особые песни, вспоминали товарищей, отдавших свою жизнь за Родину. -
От Алексея исходила сила, которая притягивала к себе окружающих людей. (От Алексея исходила сила, притягивающая к себе окружающих людей).
Эта война, которая продлилась десятилетия, стала одной из печальных страниц в истории России. (Эта война, продлившаяся десятилетия, стала одной из печальных страниц в истории России).
Работа с деформированным текстом
Война явление страшное, ж…стокое. Но пока существуют на Земле злоба, (не)нависть пр…носящие людям боль и страдание будут существовать и войны уносящие из жизн… сыновей. Российским людям свойстве(н,нн)а особая любовь к родному краю, к месту, где они выр…сли, к своей Родин… . Эта любовь испокон века проявля…т(?)ся в их готовности защищать не жалея жизни свое Отечество.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. (графически все обозначайте)
VI. Итог урока. Рефлексия
- Итак, ребята. Наш урок подошел к концу. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Как он связан с нашим уроком. (Алексей Воробьев и все десантники Псковской дивизии выполнили свой боевой долг. Алексей, который уже отбыл свой срок, мог уехать, вернуть домой к жене и сыну. Но он решил остаться, т.к. ему на замену прибыли не опытные десантники, которые еще не знали тех мест, условий, в которых придется воевать. Среди десантников были и друзья Алексея. Долг перед Родиной (присяга), долг перед товарищами, перед совестью).
- Я желаю, ребята, чтобы таких верных, преданных друзей побольше встречалось у вас на пути. Пусть такие, как А.Воробьев, будут для вас примером.
- Поднимите сигнальные карточки красного цвета те, кто тему знает на «5», зелёную - на «4», жёлтую – на «3», белую - на «2».
- Спасибо всем за сотрудничество на уроке и сдайте, пожалуйста, оценочные листы.
VII. Домашнее задание
СИЛЬНЫМ Написать мини-сочинение
- «Мой долг – защищать Родину».
- «Кто он - Алексей Воробьев?»
- «Что такое героизм в моем понимании».
СЛАБЫМ упражнение №300 (1-4 предл.) по заданию. Работаем с карандашом
|