Цели урока: повторить, обобщить, систематизировать материал по теме «Имя прилагательное», изученный в начальной школе. Образовательная: углубить понятие о роли имени прилагательного в речи; формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных в предложении. Развивающая: развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте. Воспитательная: прививать любовь к природе, прекрасному, интерес к русскому языку через сценку из комедии Д.И.Фонвизина, привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, использовать прилагательные в устной и письменной речи. Методы обучения: метод анализа, сравнения, исследования. Тип урока: комбинированный Ход урока I. Организационный момент. II. Мотивация учебной деятельности. Литературная минутка. Сценка из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Правдин. Митрофанушка, что же ты знаешь по грамматике? Митрофан. Много. Существительна да прилагательна... Правдин. Дверь, например, какое имя: существи¬тельное или прилагательное? Митрофан. Дверь, котора дверь? Правдин. Котора дверь? Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему же? Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон в чулане шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна. Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прила¬гательное, потому что оно прилагается к глупо¬му человеку. Митрофан. И ведомо. Учитель: Прав ли ученик? Что мы будем с вами изучать? Чтобы не стать невеждами, такими как Митрофанушка, постараемся быть внимательными на уроках, узнаем новые правила написания прилагательных. Для начала вспомним все, что мы изучили в начальных и 5 классах. Тема урока: «Имя прилагательное». Учитель: Давайте вместе сформулируем цель сегодняшнего урока? Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать материал по теме «Имя прилагательное», изученный в начальной школе. III. Систематизация знаний - На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?) - Назовите начальную форму имени прилагательного. (Именительный падеж единственного числа мужского рода) Молодцы! Учитель: А давайте проведём исследовательскую работу и выявим характерные признаки имени прилагательного. Упражнение 272. Спишите, согласуя стоящие в скобках прилагательные с существительными.
Вспоминается мне (ранний, погожий) осень. Помню (ранний, свежий, тихий) утро. (И.Бунин). Прекрасно! Какая часть речи помогла вам нарисовать яркую, выразительную картину? Какой делают нашу речь прилагательные? ( Они делают нашу речь выразительной, яркой, богатой, эмоциональной, помогают создать образы, передавать чувства, переживания, характеризовать героев). Тихое утро. А это просто прилагательные или выразительные средства языка? Как они называются? (эпитеты) Обозначьте графически окончания прилагательных. Почему окончания слов получились разные?
Грамматические признаки прилагательных.
Морфологические признаки прилагательных До Признаки После Род Спряжение Лицо Число Склонение Время Вид (совершенный/несовершенный)
Чтение правила. Заполнение таблицы «после». Укажут род, число, падеж. Вывод: (имена прилагательные с существительным согласуются в роде, числе, падеже) ΙV. О каком пункте правила мы не говорили? О кратких прилагательных и о том , какими членами предложения являются прилагательные. В упражнении 273 найдите предложение 2 и выпишите его, выполняя задание. Замените полную форму прилагательного краткой. Не всякий в дело гожий=гож, кто лицом пригожий=пригож. В чем смысл пословицы? Подчеркните прилагательное как член предложения. Всегда ли так происходит? В предложениях выше подчеркните прилагательные как члены предложения.
V. Игра «Пятый лишний». «Пятый лишний» Найти лишнее слово, объяснить почему. 1. Хорош 2. Неуклюж 3. Горяч. 4. Тощ 5. Беречь (Н.ф. глагола) Правило: у кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется. Имена прилагательные могут иметь краткую форму.
Игра «Лови ошибку и обсуди ее в паре!» Чужёй свечой, песцовый воротник, глянцовая бумага, большёго дома. Условие: напиши в правильном варианте слова, написанные с ошибкой, обсуди правописание с соседом по парте. Правило: в суффиксах и окончаниях имён прилагательных после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения буква – Е.
Игра «Установи соответствие между прилагательным (колонка I) и его синонимом (колонка II)» I 1. слабый (ребенок) ________ 2. слабый (ветер) __________ 3. слабый (характер) _______ 4. слабый (ответ) _________ II а) плохой б) мягкий в) тихий г) болезненный Игра «Речевая ошибка» В каком предложении допущена ошибка? 1. По утрам я люблю пить чёрный кофе. 3. Морозов нет, и можно гулять без пальто. 2. Намажьте мне булку яблочной повидлой. 4. Моя мама работает кондуктором.
VI. Рефлексия Молодцы! Хорошо поработали. А хотите проверить свои знания? Я предлагаю вам тест.
Повторение по теме «Имя прилагательное» 5 класс
Тест 1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает: а) предмет; б) признак; в) действие.
2. Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные: а) медленный, верное, желтизна, белеть; б) медленный, верное, желтый, белый; в) медленный, верность, желтый, белый; г) медлительность, белый, верность, желтый.
3. В какой строчке все слова пишутся на конце без Ь? а) шалаш.., могуч.., хорош.., стереч..; б) из-за туч.., пахуч.., сбереч.., луч..; в) багаж.., хорош.., овощ.., возле дач.. .
4. Прилагательные в полной форме является в предложении как правило: а) подлежащим; б) определением; в) дополнением.
5. Установите соответствие между прилагательными (колонка I) и их антонимами (колонка II) I 1. свежий (хлеб) __________ 2. свежий (воздух) _________ 3. свежий (карп) __________ 4. свежий (цветок) _________ II а) тухлый б) черствый в) увядший г) спертый 6. Буква О пропущена в окончании прилагательного: а) к чуж..му берегу; б) погож..го вечера в) старш..му брату .
Учитель: Ребята, поменяйтесь тетрадями и оцените работу соседа по парте. Критерии оценки теста: 0ошибок – «5» 1-2ошибки – «4» 3– 4 ошибки – «3»
VII. Домашнее задание: Придумать тест из 5 заданий и тест к нему, упражнение 274 (для слабоуспевающих) Ребята, спасибо за хороший урок. До свидания!
|