Предмет «Технология» через проектный подход
Значение обучения Технологии через проектный подход состоит в следующем:
1. Закрепление знаний по другим предметам.
Проекты дают дополнительные направления и возможности для обучения. Знания, полученные на уроках химии и физики, могут быть использованы для принятия правильного решения по оптимальной форме или действию той вещи, которую обучающиеся планируют изготовить. Знания по биологии используются, когда обучающиеся обдумывают эргономические факторы изготовления. Математические и пространственные знания и умения развиваются, когда планируют и оценивают свои идеи, взвешивают и измеряют материалы, разрабатывают модели по текстильным проектам или делают чертежи. Эстетические способности развиваются, когда обучающиеся принимают решения по поводу внешнего вида, цвета или текстуры.
Развитие когнитивных умений.
Обучающиеся обучаются навыкам и умениям планирования, исследования, анализа и привидения в порядок полученных данных. У них развиваются навыки дивергентного мышления, которые очень важны для творческой деятельности. У них также развиваются навыки конвергентного мышления, которые необходимы для принятия решений.
Развитие социальных и физических умений.
Обучающиеся развивают свои физические умения, когда они учатся работать с инструментами, оборудованием и другой техникой. У них развиваются «социальные» умения, когда они исследуют потребности, испытывают свое изделие и просят других оценить его. У них развивается умение выслушивать критику и вести критическое обсуждение. Самое важное то, что у обучающихся при групповой работе развиваются «социальные» умения работать в команде.
Развитие уверенности в своих силах.
Кроме того, обучающиеся учатся подходить к окружающему их миру творчески, учатся уверенности в том, что они могут улучшить жизнь для людей и для самих себя. Они учатся воспринимать себя как активных и способных на многое людей, а не простых получателей готовых знаний.
Как это помогает школе?
Обучающиеся видят предмет «Технология» как интересный предмет, который придает достаточную мотивацию к учебе как самым слабым, так и самым сильным:
* увеличивается тяга к знаниям по всем предметам;
* обучающиеся лучше подготовлены к резкой перемене профессии;
* появляется взгляд на школу как на прогрессивный и динамический центр получения необходимых знаний.
Полный проект по технологии имеет 6 ключевых ингредиентов:
Обучающиеся:
* проектируют и изготавливают изделие, отвечающее реальной потребности, и для определенного пользователя;
* при проектировании проводят специальное исследование;
* генерируют первоначальные идеи по возможному решению удовлетворения данной потребности;
* разрабатывают одну их них (или комбинацию двух или большего числа идей) до стадии изготовления;
* изготавливают изделие (предварительно спланировав эту стадию);
* испытывают изделие в реальной жизни и оценивают его по параметрам удовлетворения определенной потребности.
Значение проектного подхода для школы:
* выставки в школе;
* хорошие связи с бизнесом.
Проекты обучающихся тесно связаны с окружающим школу внешним миром и в последние годы они близко связаны и с профессиональной ориентацией и начальным профессиональным образованием.
* Проблемы расписания и научения переносимым на практику умениям.
Проектный подход к Технологии – это метод обучения, дающий возможность обучающимся изучить общие умения проектировать.
* Дополнительные ресурсы.
* Отношения сотрудничества между учителем и обучающимися.
* Оценки.
Проектная работа требует цельной, а не поурочной оценки. Это необходимо потому, что в хорошем проекте каждая часть взаимосвязана с другой и все обучающиеся выполняют проекты в разном порядке. Исследования показывают, что постоянные оценки отрицательно влияют на мотивацию обучающихся.
Творчество и самореализация личности школьников на уроках технологии имеет большое практическое значение, т.к. одной из основных задач технологического обучения ставится обогащение его индивидуально -творческой составляющей.
Работа по проектированию по выявлению педагогических условий развития творческих способностей у обучающихся оказывает:
* большое воспитательное воздействие;
* появляется возможность раскрытия творческого потенциала;
* проектирование выступает как особый вид познавательной деятельности;
* возможность выявления и совершенствование творческих способностей обучающихся и эстетического вкуса.
Проектная деятельность является одним из основных средств выявления и совершенствования творческих способностей обучающихся и эстетического вкуса. Метод проектного подхода положительно отражается на отношении обучающихся к предмету, активизирует их познавательную деятельность и отражается на результатах их творческой деятельности.
Используемые источники
1. Бабико Н.Ф. Выполнение проектов. С чего начать? Воронеж, 2000.
2. Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2007.
|