Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Технология » Разное


Статья "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через декоративно-прикладное творчество"

СКАЧАТЬ (23.4 Kb) 29.05.2016, 22:30
Ахметова Ильсияр Райтовна
педагог дополнительного образования, Центра детского творчества «Детская академия» Советского района г.Казани
В последние годы качественно меняется отношение к принципам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Становится актуальным инклюзивное образование. Инклюзивное образование - процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наряду со сверстниками без инвалидности в различных образовательных учреждениях. В основу инклюзивного образования положена идея, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, при этом создает необходимые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, включая детей с особыми потребностями. Одна из задач инклюзивного образования – создать условия для успешной социализации детей и взрослых, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья широко известны: значительные ограничения жизнедеятельности вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой деятельности в детстве, трудовой – во взрослой жизни.
Решение проблем социализации инвалидов должно быть направлено не только на предоставление им различных льгот, как было до недавнего времени, но и на самоопределение человека с ограниченными возможностями и его стремление самому управлять своими жизненными ситуациями, т.е. на адаптацию и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Важно создать для него условия, которые помогут ему в дальнейшей взрослой жизни быть счастливым, заниматься любимым делом и, по возможности, иметь перспективу профессионального самоопределения.
Система дополнительного образования содержит большие возможности для удовлетворения индивидуальных, личностных потребностей, общения, обогащения и совершенствования личного опыта.
С позиций деятельного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья решаются с помощью социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и коллективной деятельности с учетом интересов, способностей и физических возможностей детей.
Основным предназначением дополнительного образования является удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных  потребностей, создание условий для творческой самореализации личности.
Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психическом  и физическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным.
Творчество, как вид деятельности, требует таких качеств ума, как умение сопоставлять, комбинировать, анализировать, находить связи, зависимости, закономерности, планировать и предугадывать результаты конкретной деятельности. У детей с ограниченными возможностями успешно развивается исполнительская деятельность, что в большей мере обусловлено социально-воспитательными причинами.
Декоративно-прикладное творчество является оптимально адекватной коррекционно-развивающей формой образования для определенной гармонизации личности детей с ограниченными возможностями здоровья (когда наряду с активацией мыслительной деятельности улучшаются навыки интерперсонального общения, мотивационные и эстетические аспекты), и в целом можно говорить о развитии познавательных процессов, интегральной культуры личности и личности в целом.
Обучение машинной вышивке детей с ограниченными возможностями я веду в нашем Центре уже более 20 лет. В последнее время - это дети специализированного интерната с диагнозом ДЦП. Особенность данного заболевания в том, что в каждом ребенке оно проявляется по-разному: у кого-то поражена мозговая деятельность, у кого-то опорно-двигательный аппарат, поэтому в данном случае при общей методологии работа с каждым ребенком очень индивидуальна.
Обучение проходит четыре года по программе «Машинная вышивка для детей с ограниченными возможностями» и базируется на следующих принципах:
- «от простого к сложному»;
- «близкий результат»;
Для того чтобы дети не утратили интерес к такому сложному предмету, каждое занятие должно заканчиваться «маленькой победой», то есть готовой работой каждого ученика. Учитывая особенности ДЦП как заболевания, основным швом, который осваивают ученики - это строчка, и двигаясь от простого к сложному на каждом занятии, мы можем осваивать заполнение фона строчкой или же соединение строчки с красками (гуашь, акварель), то есть контур вышиваем строчкой, а фон заполняется краской.
Принцип «быстрый результат» характеризуется  постановкой перед учащимися задач объективного уровня сложности с тем, чтобы дети могли почувствовать успешность проделанной ими работы уже в течение одного урока. Этот принцип важен для формирования положительной самооценки, а также для формирования в учащихся  уверенности, стремления к продолжению обучения.
Организация и проведение систематических занятий по машинной вышивке направлены не только на изготовление общественно полезных изделий, но и на воспитание у детей чувства прекрасного, понимания красоты окружающей жизни, формирование потребностей в изображении предметов окружающей действительности, а также умение работать с различными инструментами, техническим оборудованием, например, электрической швейной машинкой.
Коррекционная работа на занятиях по машинной вышивке ведется в группах с малой численности, и она направлена как на развитие отдельных психических процессов, тренировки тех или иных навыков, так и на коррекцию личности в целом. Под влиянием занятий машинной вышивкой у детей отмечается стабилизация эмоционального состояния и улучшается функционирование познавательных процессов. Также важнейшим фактором, стимулирующим высшие психические функции, является двигательное развитие ребенка, то есть на занятиях идет постепенное укрепление мышц кисти рук, развитие мелкой моторики пальцев рук, улучшение координации рук и ног, улучшение глазомера.
Важнейшим направлением в работе объединения является участие каждого ребенка в коллективной работе - это развивает коммуникабельность, самооценку, эстетические потребности, восприимчивость ко всему новому, то есть развивает личность ребенка в целом. Также является обязательным участие работ детей в общих выставках и фестивалях детского творчества наряду со здоровыми детьми, что позволяет преодолеть изолированность в обществе. В рамках этой работы наши дети участвуют в районном Фестивале декоративно-прикладного творчества «Возьмемся за руки, друзья!». В этом мероприятии наряду с работами здоровых детей принимают участие творческие работы детей с ограниченными возможностями. Мотивационное участие в таких мероприятиях - это психологическая защита для больных детей, играющая компенсаторную роль для ребенка, что позволяет ему преодолеть чувство неполноценности, отчужденности, душевного и физического дискомфорта, а также развивает коммуникативные функции. В Фестивале принимают участие дети школ всего района, в том числе и специализированных школ-интернатов.
Ежегодно районный Фестиваль становится для всех участвующих настоящим праздником. Организуется концерт, проводятся викторины, игры. Зал веселится в общем хороводе, и здесь нет деления на здоровых и больных детей. Дети с малых лет приучаются к тому, что внешние физические недостатки не являются препятствием для того, чтобы стать победителем номинации или победителем викторины. Творчество объединяет детей с малых лет. Творчество стирает границы, различия. Творчество - это, конечно, терапия.
Дети с ограниченными возможностями более успешны в наглядно- действенном и наглядно-образном мышлении (соответственно и в конкретной деятельности). Занятия же декоративно-прикладным творчеством детей с ограниченными возможностями позволяют чувствовать себя более уверенно, а также занять определенную социальную нишу. Вне зависимости от того, будет ребенок в дальнейшем заниматься творчеством или нет, такие навыки, несомненно, пригодятся. Ценность их в том, что они дают дополнительные возможности выживаемости в социуме, профессионально ориентируют и позволяют чувствовать себя более независимым в обществе. Поэтому можно говорить о высоком потенциале занятий декоративно-прикладным творчеством в социальной, психологической, личностной реабилитации и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.


Категория: Разное | Добавил: Ильсияр | Теги: дополнительное образование, декоративно-прикладное творчество, ТЕХНОЛОГИЯ, инклюзивное образование
Просмотров: 2939 | Загрузок: 57 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Радует то, что в рамках возрастающего внимания к инклюзивному образованию, педагоги делятся своими статьями и методическими разработками с коллегами....важная информация не только для специалистов службы сопровождения, но и для молодого специалиста...

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог