Цели урока:
- Формирование умений работать с бумагой.
- Привитие навыков аккуратной работы с бумагой и клеем.
- Расширение понятия «аппликация».
- Знакомство с приспособлениями для ручной работы с бумагой.
- Развитие творческих способностей и основ конструкторских навыков в процессе выполнения практической работы.
- Развитие трудовых умений, основ трудовой культуры.
- Воспитание и формирование положительного отношения к труду.
- Развитие речи учащихся, обогащение словаря.
Оборудование:
- Образец открытки, выполненной учителем.
- Цветная бумага, картон, фольга, кружево, карандаш, ножницы, клей, клей с блестками,
компостеры «POP-ART».
Словарный материал.
Ход урока:
1. Организация начала занятия.
2.Повторение пройденного материала.
Давайте вспомним, что мы знаем про аппликацию? Чем рисунок отличается от аппликации?
- Рисунок выполняют красками и карандашами, его рисуют.
А аппликация выполняется наклеиванием или нашиванием на основной фон кусочков того или иного материала различных цветов.
Какие бывают аппликации по технике выполнения? - Плоские и объемные.
Какие бывают аппликации по цвету? - Полихромные и монохромные.
Какие бывают аппликации по содержанию? - По содержанию аппликации бывают:
а) сюжетные
б) предметные
в) орнаментальные
г) шрифтовые
Из чего делают аппликации? - Аппликации можно сделать из бумаги, ниток, природного материала и ткани.
Какие правила нужно соблюдать, когда делаешь аппликацию?
- Правила техники безопасности при работе с острыми предметами.
- Экономно и рационально расходовать материалы.
- Делать все аккуратно, точно обводить детали по шаблону.
- Соблюдать последовательность приклеивания деталей аппликации.
3. Знакомство с приспособлениями для работы с бумагой.
Существуют различные приспособления для работы с бумагой – фигурные дыроколы, станочки для тиснения, фигурные ножницы. Сегодня я хочу познакомить вас с фигурными дыроколами. С их помощью можно вырезать различные мелкие фигурки, которые руками вырезать очень трудно.
Я хочу предложить вам сегодня сделать новогоднюю открытку-аппликацию, используя эти приспособления. Надеюсь, вы получите удовольствие от работы с ними.
4.Знакомство с историей появления открытки.
Открытка неотъемлемый атрибут праздника. Считается, что она появилась приблизительно в середине 18 века во Франции. Одно из первых упоминаний относится к 1777 году. Автор этого изобретения – гравер Демезон.
Но в Британском музее хранится поздравительная карточка 15 века. Ее изготовил сидя в тюрьме герцог Орлеанский для своей жены. Посвящена она дню св. Валентина.
Сначала поздравительные открытки делали вручную. А в конце 18 века француз Шоффар стал выпускать гравированные карточки. Новый вид открытки был узаконен в 1873 году. Это дата подписания всеобщей почтовой конвенции. 1898-1918 годы считаются «золотым веком» открытки.
В 1890-е мода на открытки пришла из Европы в Россию. Рисовали первые открытки Репин, Бенуа, Рерих, Маковский, Билибин и другие великие художники.
После 1917 года открытки практически исчезли, так как были объявлены пережитком прошлого.
В 1930 году они были реабилитированы. Но вместо ангелов, голубков и пасторальных сценок на них появились государственные атрибуты. Вифлеемскую звезду заменила кремлевская.
В 1940-е годы Дед Мороз превратился в бойца, гнавшего долой фашистов.В 1960-1970-е Главлит стал утверждать идеологически правильные картинки: Дед Мороз и Снегурочка, строящие БАМ, работающие в сталепрокатных цехах, прилетающие на космической ракете елки и снеговики, Кремль в снегу.
В 1990-е появились рельефные, объемные и музыкальные открытки.
Ну а сейчас от обилия всевозможных открыток просто разбегаются глаза.
Но ручная работа ценилась всегда. Так что сегодня вы сделаете уникальные, неповторимые открытки и сможете поздравить ими близких вам людей.
5.Выполнение открытки.
1.Изготовление фигурки петуха-символа 2017 года в технике «аппликация».
Символом 2017 года по восточному календарю будет изображение петуха, поэтому я хочу предложить вам сделать открытку-аппликацию с таким симпатичным петушком. За основу я взяла рисунок замечательного детского писателя и художника В. Сутеева.
Нам потребуется ксерокопия рисунка. С помощью копировальной бумаги мы переводим детали петушка на нужную по цвету бумагу и вырезаем их.
Для основы открытки нам потребуется плотная зеленая бумага, сложенная пополам. На эту основу мы и приклеиваем в вырезанные детали петушка.
Чтобы наша открытка получилась праздничной, новогодней мы нанесем на отдельные детали фигурки клей с блестками соответствующего цвета.
2. Применение кружева и «дождика» для украшения открытки.
Чтобы наша открытка стала еще наряднее, сверху и снизу фигурки петуха мы приклеим по полоске белого кружева и ниточке красного «дождика».
3.Изготовление украшающих деталей с помощью фигурных компостеров.
Мы с вами будем делать новогоднюю открытку, а для ее оформления нам потребуются маленькие бумажные снежинки и еловые веточки. Попробуйте, какие изящные снежинки и веточки получаются из фольги с помощью таких приспособлений. (Дети учатся вырезать фигурки компостерами «POP-ART».)
Вырезанные веточки мы приклеим по краям открытки, а снежинками украсим пространство рядом с петушком.
Для удобства работы с бумагой используют пинцеты. Ими удобно держать мелкие детали.
6.Подведение итогов.
Все сегодня молодцы. У вас получились очень красивые открытки. Я надеюсь, вам понравился этот вид работы, и мы с вами продолжим им заниматься на следующих уроках.
Список использованных источников.
1.М.А.Гусакова «Аппликация» Москва «Просвещение» 1997 г.
2.Т.А.Стадольникова «История Нового года» Москва РИПОЛ 2013 г.
|