Сегодня: 27.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Технология » Уроки, конспекты


Конспект урока "Приглашаем на чай" 5 класс

СКАЧАТЬ (259.0 Kb) 12.09.2014, 18:26
Базанова Татьяна Алексеевна
Учитель технологии, МКОУ "СОШ №7"
Базанова Татьяна Алексеевна,
МКОУ «СОШ №7», г. Миасс,
Учитель технологии.
 
Приглашаем на чай

У каждой хозяйки свои рецепты приготовления чая. Но в любом случае, чтобы приготовить вкусный и ароматный чай, необходимо соблюдать определенные нормы и правила.
Данный урок предназначен для обучающихся 5 класса, а также для внеклассных мероприятий. Урок поможет обучающимся расширить знания о пользе такого доступного и знакомого напитка как чай и научиться правильно, заваривать чай, приобщит девочек к культуре чаепития, расширит представление о напитке - чай.
Тема: Приглашаем на чай. 5 класс.
Цель: Ознакомить обучающихся с пищевой ценностью чайного напитка, назначением, видами и сортами чая. Научить приготовлению, завариванию чая.
Задачи:
1. дать информацию о ценности чайного напитка;
2. познакомить с традициями чаепития разных стран, сервировкой стола к завтраку и угощениями на чаепитии;
3. привить навыки культуры чаепития;
4. воспитывать бережливость, аккуратность и эстетический вкус.
Оборудование для учителя: скатерть, салфетки, чайник, стаканы, чайные ложки, заварка.
Оборудование для учащихся: рабочая тетрадь, фартук, чайная посуда, самовары, скатерть, салфетки, угощения к чаю.
Оформление доски: пословица - пьют чай все, умеют пить немногие.
Словарь: витамины, провитамины, А – каротин, рибофлавин.
Ход урока
Класс делится на три бригады: «Эстеты», «Историки», «Технологи».
Сообщение темы и цели урока
Учитель: В наш быт все чаще входит приглашение на чашку чая. Цель нашего урока заключается в получении знаний о чае, традициях чаепития разных стран, а также вы узнаете, как накрыть стол, что подать к чаю и как вести себя за столом.
Но сначала я хотела бы узнать о вашем настроении. Пожалуйста, поднимите кружок того цвета, который соответствует вашему настроению сегодня:
* желтый - спокойствие
* красный - возбуждение, активность
* синий - безразличие, ни то, ни се
* черный - совсем плохое, скука.
У некоторых из вас хорошее настроение, а у некоторых не веселое, не активное - к концу урока, я надеюсь, у всех оно будет замечательным.
Человек чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда его любят, когда рядом есть друзья, люди, с кем можно поделиться радостью, горем, поговорить о том, о сем за чашкой чая. Согласно древнему обычаю, не полагалось расспрашивать гостя даже об имени его, не накормив и не напоив его. Об этом свидетельствует и русский фольклор.
Бригада «ЭСТЕТЫ» покажет вам сценку из сказки.

Сценка из сказки
БАБА-ЯГА: Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? Ты дело пытаешь или от дела лытаешь?
ИВАН: Бабуля, ты бы меня сначала напоила, накормила, а потом уж и спрашивала.
БАБА-ЯГА: Ладно, заходи, хлопец, чайком тебя угощу, пряником накормлю. (Баба-Яга угощает Ивана чаем)
ИВАН: Наелся, напился, а теперь можно и о деле рассказать. Иваном меня зовут Царевичем, а ищу я свою невесту Василису Прекрасную, которую похитил Кощей Бессмертный.
БАБА-ЯГА: После нашей беседы душевной расскажу, как тебе найти дорогу к Кощею и как добыть его смерть. Больно уж ты мне приглянулся своими рассказами, да разговорами веселыми. Вот тебе клубок ниток, куда он покатится, туда и ты иди, он тебя и приведет прямо к Кощею, к твоей Василисе.
Учитель: Как вы думаете, почему Баба-Яга стала добрая да приветливая?
Да это все чай! Ведь чай - это тонизирующий напиток, придающий бодрость и улучшающий пищеварение и настроение. А также у чая очень мягкий неповторимый аромат, ни с чем не сравнимый вкус.
Объяснение нового материала
Учитель: Чайный куст неприхотлив, он может расти на скудных почвах и склонах с каменистым грунтом, выдерживает различные температурные условия: не боится тропической жары и хорошо переносит морозы.
Собирают листья чая вручную, чтобы почувствовать качество листа. Собирают не все подряд листья, а только верхние молодые побеги.
Чайные листы не имеют болезней. Чайный куст растет до 100 лет. Плодоносить начинает рано, но наибольший сбор листа через 8-9 лет.
Типы чая по стадии обработки: черный - самый популярный; желтый - чай фирмы «Липтон»; зеленый – светло - зеленый напиток, терпкий; красный - своеобразный вкус и аромат.
Типы чая по стадии обработки:
1. лечебный - это богатейшая аптека. Чай повышает умственную активность, улучшает пищеварение.
2. ароматизированный - с лимоном, с фруктами, с ягодами.
В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном.
Среди лечебных растений чай занимает одно из почетных мест.
Сорта чая по качеству листа: высший, первый, второй, третий
Высший - (байховый) - перевод с китайского «бай хоа» - «белая ресничка»
Родина чая - Китай Молодой листочек по-китайски называется «Тцайей». Отсюда и произошло слово «Чай»
Поставщики чая: Индия, Китай, Шри-Ланка, Цейлон, Грузия.
Легенды о чае. Выступают «ИСТОРИКИ».
Учитель: Долгое время чай считался редким напитком и был принадлежностью знати. Чай в России для крестьян был недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение «чайком побаловаться. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. В середине XIX века были такие шуточные стихи (читает девочка, переодетая в бедняка):
Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.
А я отроду не знаю, как же этот чай варить?
Взял тогда, налил водички. Всыпал чай я весь в горшок,
И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
Остудил его немножко, на господский стол подал.
Гости с барином плевались, сам он даже озверел,
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?
А потом-то догадался, что забыл я посолить.
Чаепитие в России – национальный обычай. За 300 лет стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев. Один из иностранных путешественников заметил, что русские до того наупражнялись в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар.
Учитель: русские самовары растапливали углями или сосновыми шишками. Для того на внутреннюю трубу ставили
Г-образный удлинитель и раздували огонь сапогом.
Достоинства самовара:
- экономичность
- малый расход топлива
- удобство эксплуатации
- вместительность
- вода в нем долго не остывает
- придает столу своеобразный уют
Русские художники изображали чаепитие на своих полотнах. Например, «Извозчик за чаем».

 

Извозчик за чаем. Б. Кустодиев. Год издания 1920.

Посмотрите, как пьет чай извозчик из блюдечка - с величавым достоинством.

 

Купчиха за чаем. Б. Кустодиев. Год 1918.

На картине «Купчиха за чаем» мы видим великолепную красавицу, которая пьет чай.
С чем пьют чай? Что подают к чаю?
Игра «Этикет» (обучающиеся выбирают карточки, на которых написаны названия блюд, подаваемых к чаю и отвечают, как и при помощи чего это блюдо едят?
- канапе
- горячий бутерброд
- булочка
- бутерброд с сыром
- пирожное
- печенье
- сливочное масло
- варенье
- торт
Знакомство с сервировкой стола к завтраку
Что подают к чаю, вы знаете. А сейчас мы познакомимся с сервировкой стола к чаю. Стол накрывают цветной скатертью. Салфетки могут быть других тонов, но сочетаться со скатертью. Украшение чайного стола – самовар. Он находится слева от хозяйки стола. Фарфоровый чайник с заваренным чаем и чашки ставят около самовара.
На столе по центру располагают конфеты в вазе или коробке, печенье в тарелке с салфеткой, корзиночку с булочками и хлебом, сахарницу, молочник, тарелочку со сливочным маслом и ножом, бутерброды на блюде в один слой, варенье в вазочке, а рядом стопки розеток.
Практическая работа
Игра «Сервировка стола» (каждая бригада сервирует свой стол).
Рассказ обучающихся «ТЕХНОЛОГОВ». Как заваривать чай?
Учитель: сколько народов, столько и форм чаепития. Проверка домашнего задания: расскажите о чайной церемонии какой-нибудь страны и о способах заваривания чая в данной стране.
Правила этикета за столом (раздать девочкам памятки).
Памятка:
* Сев за стол, следует обратить внимание на свою осанку. Сидеть надо непринужденно, слегка опираясь на спинку стула.
* Стул не надо придвигать слишком близко и не надо также далеко отодвигаться от стола-это неудобно во время еды.
* За столом не мешайте окружающим, ешьте и пейте бесшумно, не открывайте широко рот.
* Согласно правилам хорошего тона, сидя за столом, можно только запястьем опереться о его край.
* Не следует играть приборами, теребить скатерть, протягивать во всю длину ноги под столом.
* Во время еды не принято дуть на горячие напитки.
* Перемешивать чай с сахаром нужно бесшумно, пить небольшими глотками.
* Наливать чай в блюдце не принято.
Учитель: Столы накрыты, чай заварен, пора и приглашать к столу. У меня в руке чайная чашка. Пусть она будет символом приглашения к чаю. Передавая ее из рук в руки соседке, сидящей справа, подумайте, как бы вы сейчас ее пригласили на чай? Какие найдете слова для этого?
Тренинг «Приглашение к чаю» (звучит тихая музыка).
Итог урока, оценки за работу
Вот и подошло к концу наше чаепитие. Сделайте вывод по уроку. Что нового вы узнали на уроке? Оцените, что вам больше всего понравилось и чему вы сегодня научились, что нового узнали?
Какое же у вас сейчас настроение? Поднимите, пожалуйста, тот цвет кружка, который соответствует вашему настроению.
Наблюдая за вами, я отметила, что настроение стало намного лучше.
Мне очень хочется, чтобы все, что вы узнали сегодня нового, осталось с вами навсегда, чтобы вы всегда умели накрыть стол, чтобы ваш дом был радостным и уютным, и на сердце у каждого вошедшего в него было тепло от этого.
Всего вам доброго!


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: БазановаТатьяна
Просмотров: 4113 | Загрузок: 197 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.5/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
2 Вера (nhekzkz0529)   (15.09.2016 11:36) [Материал]
Великолепный урок. Много интересной информации об истории чая, чайном этикете. На занятии используются разнообразные формы и методы.

Замечательная разработка урока. Сама узнала много интересного про чай и обычаи. Спасибо.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог