Сегодня: 09.07.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Технология » Уроки, конспекты


Конспект урока "Приглашаем на чай" 5 класс

СКАЧАТЬ (259.0 Kb) 12.09.2014, 18:26
Базанова Татьяна Алексеевна
Учитель технологии, МКОУ "СОШ №7"
Базанова Татьяна Алексеевна,
МКОУ «СОШ №7», г. Миасс,
Учитель технологии.
 
Приглашаем на чай

У каждой хозяйки свои рецепты приготовления чая. Но в любом случае, чтобы приготовить вкусный и ароматный чай, необходимо соблюдать определенные нормы и правила.
Данный урок предназначен для обучающихся 5 класса, а также для внеклассных мероприятий. Урок поможет обучающимся расширить знания о пользе такого доступного и знакомого напитка как чай и научиться правильно, заваривать чай, приобщит девочек к культуре чаепития, расширит представление о напитке - чай.
Тема: Приглашаем на чай. 5 класс.
Цель: Ознакомить обучающихся с пищевой ценностью чайного напитка, назначением, видами и сортами чая. Научить приготовлению, завариванию чая.
Задачи:
1. дать информацию о ценности чайного напитка;
2. познакомить с традициями чаепития разных стран, сервировкой стола к завтраку и угощениями на чаепитии;
3. привить навыки культуры чаепития;
4. воспитывать бережливость, аккуратность и эстетический вкус.
Оборудование для учителя: скатерть, салфетки, чайник, стаканы, чайные ложки, заварка.
Оборудование для учащихся: рабочая тетрадь, фартук, чайная посуда, самовары, скатерть, салфетки, угощения к чаю.
Оформление доски: пословица - пьют чай все, умеют пить немногие.
Словарь: витамины, провитамины, А – каротин, рибофлавин.
Ход урока
Класс делится на три бригады: «Эстеты», «Историки», «Технологи».
Сообщение темы и цели урока
Учитель: В наш быт все чаще входит приглашение на чашку чая. Цель нашего урока заключается в получении знаний о чае, традициях чаепития разных стран, а также вы узнаете, как накрыть стол, что подать к чаю и как вести себя за столом.
Но сначала я хотела бы узнать о вашем настроении. Пожалуйста, поднимите кружок того цвета, который соответствует вашему настроению сегодня:
* желтый - спокойствие
* красный - возбуждение, активность
* синий - безразличие, ни то, ни се
* черный - совсем плохое, скука.
У некоторых из вас хорошее настроение, а у некоторых не веселое, не активное - к концу урока, я надеюсь, у всех оно будет замечательным.
Человек чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда его любят, когда рядом есть друзья, люди, с кем можно поделиться радостью, горем, поговорить о том, о сем за чашкой чая. Согласно древнему обычаю, не полагалось расспрашивать гостя даже об имени его, не накормив и не напоив его. Об этом свидетельствует и русский фольклор.
Бригада «ЭСТЕТЫ» покажет вам сценку из сказки.

Сценка из сказки
БАБА-ЯГА: Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? Ты дело пытаешь или от дела лытаешь?
ИВАН: Бабуля, ты бы меня сначала напоила, накормила, а потом уж и спрашивала.
БАБА-ЯГА: Ладно, заходи, хлопец, чайком тебя угощу, пряником накормлю. (Баба-Яга угощает Ивана чаем)
ИВАН: Наелся, напился, а теперь можно и о деле рассказать. Иваном меня зовут Царевичем, а ищу я свою невесту Василису Прекрасную, которую похитил Кощей Бессмертный.
БАБА-ЯГА: После нашей беседы душевной расскажу, как тебе найти дорогу к Кощею и как добыть его смерть. Больно уж ты мне приглянулся своими рассказами, да разговорами веселыми. Вот тебе клубок ниток, куда он покатится, туда и ты иди, он тебя и приведет прямо к Кощею, к твоей Василисе.
Учитель: Как вы думаете, почему Баба-Яга стала добрая да приветливая?
Да это все чай! Ведь чай - это тонизирующий напиток, придающий бодрость и улучшающий пищеварение и настроение. А также у чая очень мягкий неповторимый аромат, ни с чем не сравнимый вкус.
Объяснение нового материала
Учитель: Чайный куст неприхотлив, он может расти на скудных почвах и склонах с каменистым грунтом, выдерживает различные температурные условия: не боится тропической жары и хорошо переносит морозы.
Собирают листья чая вручную, чтобы почувствовать качество листа. Собирают не все подряд листья, а только верхние молодые побеги.
Чайные листы не имеют болезней. Чайный куст растет до 100 лет. Плодоносить начинает рано, но наибольший сбор листа через 8-9 лет.
Типы чая по стадии обработки: черный - самый популярный; желтый - чай фирмы «Липтон»; зеленый – светло - зеленый напиток, терпкий; красный - своеобразный вкус и аромат.
Типы чая по стадии обработки:
1. лечебный - это богатейшая аптека. Чай повышает умственную активность, улучшает пищеварение.
2. ароматизированный - с лимоном, с фруктами, с ягодами.
В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном.
Среди лечебных растений чай занимает одно из почетных мест.
Сорта чая по качеству листа: высший, первый, второй, третий
Высший - (байховый) - перевод с китайского «бай хоа» - «белая ресничка»
Родина чая - Китай Молодой листочек по-китайски называется «Тцайей». Отсюда и произошло слово «Чай»
Поставщики чая: Индия, Китай, Шри-Ланка, Цейлон, Грузия.
Легенды о чае. Выступают «ИСТОРИКИ».
Учитель: Долгое время чай считался редким напитком и был принадлежностью знати. Чай в России для крестьян был недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение «чайком побаловаться. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. В середине XIX века были такие шуточные стихи (читает девочка, переодетая в бедняка):
Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.
А я отроду не знаю, как же этот чай варить?
Взял тогда, налил водички. Всыпал чай я весь в горшок,
И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
Остудил его немножко, на господский стол подал.
Гости с барином плевались, сам он даже озверел,
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?
А потом-то догадался, что забыл я посолить.
Чаепитие в России – национальный обычай. За 300 лет стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев. Один из иностранных путешественников заметил, что русские до того наупражнялись в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар.
Учитель: русские самовары растапливали углями или сосновыми шишками. Для того на внутреннюю трубу ставили
Г-образный удлинитель и раздували огонь сапогом.
Достоинства самовара:
- экономичность
- малый расход топлива
- удобство эксплуатации
- вместительность
- вода в нем долго не остывает
- придает столу своеобразный уют
Русские художники изображали чаепитие на своих полотнах. Например, «Извозчик за чаем».

 

Извозчик за чаем. Б. Кустодиев. Год издания 1920.

Посмотрите, как пьет чай извозчик из блюдечка - с величавым достоинством.

 

Купчиха за чаем. Б. Кустодиев. Год 1918.

На картине «Купчиха за чаем» мы видим великолепную красавицу, которая пьет чай.
С чем пьют чай? Что подают к чаю?
Игра «Этикет» (обучающиеся выбирают карточки, на которых написаны названия блюд, подаваемых к чаю и отвечают, как и при помощи чего это блюдо едят?
- канапе
- горячий бутерброд
- булочка
- бутерброд с сыром
- пирожное
- печенье
- сливочное масло
- варенье
- торт
Знакомство с сервировкой стола к завтраку
Что подают к чаю, вы знаете. А сейчас мы познакомимся с сервировкой стола к чаю. Стол накрывают цветной скатертью. Салфетки могут быть других тонов, но сочетаться со скатертью. Украшение чайного стола – самовар. Он находится слева от хозяйки стола. Фарфоровый чайник с заваренным чаем и чашки ставят около самовара.
На столе по центру располагают конфеты в вазе или коробке, печенье в тарелке с салфеткой, корзиночку с булочками и хлебом, сахарницу, молочник, тарелочку со сливочным маслом и ножом, бутерброды на блюде в один слой, варенье в вазочке, а рядом стопки розеток.
Практическая работа
Игра «Сервировка стола» (каждая бригада сервирует свой стол).
Рассказ обучающихся «ТЕХНОЛОГОВ». Как заваривать чай?
Учитель: сколько народов, столько и форм чаепития. Проверка домашнего задания: расскажите о чайной церемонии какой-нибудь страны и о способах заваривания чая в данной стране.
Правила этикета за столом (раздать девочкам памятки).
Памятка:
* Сев за стол, следует обратить внимание на свою осанку. Сидеть надо непринужденно, слегка опираясь на спинку стула.
* Стул не надо придвигать слишком близко и не надо также далеко отодвигаться от стола-это неудобно во время еды.
* За столом не мешайте окружающим, ешьте и пейте бесшумно, не открывайте широко рот.
* Согласно правилам хорошего тона, сидя за столом, можно только запястьем опереться о его край.
* Не следует играть приборами, теребить скатерть, протягивать во всю длину ноги под столом.
* Во время еды не принято дуть на горячие напитки.
* Перемешивать чай с сахаром нужно бесшумно, пить небольшими глотками.
* Наливать чай в блюдце не принято.
Учитель: Столы накрыты, чай заварен, пора и приглашать к столу. У меня в руке чайная чашка. Пусть она будет символом приглашения к чаю. Передавая ее из рук в руки соседке, сидящей справа, подумайте, как бы вы сейчас ее пригласили на чай? Какие найдете слова для этого?
Тренинг «Приглашение к чаю» (звучит тихая музыка).
Итог урока, оценки за работу
Вот и подошло к концу наше чаепитие. Сделайте вывод по уроку. Что нового вы узнали на уроке? Оцените, что вам больше всего понравилось и чему вы сегодня научились, что нового узнали?
Какое же у вас сейчас настроение? Поднимите, пожалуйста, тот цвет кружка, который соответствует вашему настроению.
Наблюдая за вами, я отметила, что настроение стало намного лучше.
Мне очень хочется, чтобы все, что вы узнали сегодня нового, осталось с вами навсегда, чтобы вы всегда умели накрыть стол, чтобы ваш дом был радостным и уютным, и на сердце у каждого вошедшего в него было тепло от этого.
Всего вам доброго!


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: БазановаТатьяна
Просмотров: 3512 | Загрузок: 184 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.5/2

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
2 Вера (nhekzkz0529)   (15.09.2016 11:36) [Материал]
Великолепный урок. Много интересной информации об истории чая, чайном этикете. На занятии используются разнообразные формы и методы.

Замечательная разработка урока. Сама узнала много интересного про чай и обычаи. Спасибо.

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 09.07.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог