Тема: «Ткани полотняного переплетения и их изготовление» Цель: дополнить знания учащихся о ткачестве, полученные в начальной школе; научить приемам ткачества на образцах. Оборудование: коллекции «Хлопок», «Лен»; схемы полотняного переплетения (из бумаги, рисунки); программа «Учимся шить», карточки-задания; материалы и инструменты для практической работы. Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Объяснение нового материала с закреплением (на основе изученного в начальной школе). Первоначальные сведения о полотняном переплетении ткани учащиеся получили еще на уроках в начальной школе. Учащиеся рассматривают образцы тканей из коллекций, устанавливают принцип переплетения нитей и строение кромки. Вывод: нити основы поочередно переплетаются через одну с нитями утка. В тетради учащиеся записывают определение нитей основы; нитей утка; основные признаки для определения направлений основы. Полотняное переплетение. Полотняное переплетение самое простое и распространенное. Частые перекрытия по основе и утку обеспечивают лучшее сцепление нитей и волокон, что придает ткани большую прочность и стойкость к истиранию, что важно для передника, который будут изготавливать учащиеся. Нити утка более растяжимы, что необходимо учитывать при раскрое и шитье изделий. Ткани полотняного переплетения могут быть одноцветными и с различными цветными рисунками. Многие ткани полотняного переплетения – двусторонние, что важно для изготовления носовых платков, полотенец и др. 3. Практическая работа. • Повторение правил безопасности труда при работе с иголками и ножницами; • Выполнение схемы (зарисовка в тетрадь) полотняного переплетения; • Изготовление образца полотняного переплетения на рамке, оформление отчета. Работа выполняется по инструкционной карте. Размер рамки 10х10мм. Учащиеся выполняют переплетение нитями разного цвета сперва по основе, а затем по утку. Вместо рамки работу можно провести переплетая полоски цветной бумаги. 4. Повторение и закрепление материала. Для закрепления используются вопросы из учебника «Технология 5 класс», а также карточки с вопросами из мультимедийного учебного пособия «Учимся шить».
Пример карточки контроля Домашнее задание: сделать коллекцию тканей полотняного переплетения в альбоме или на отдельном листе.
|